Государственная политика в сфере защиты законных прав и интересов несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов Положение детей в мире. 1991. ЮНИСФЕР. - Нью-Йорк. - С. 27.. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………7
Правовое положение несовершеннолетних детей в России…………….7
Специализированная система юстиции для несовершеннолетних
детей………………………………………………………………………….11
Глава II. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей
2.1. Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………..19
2.2. Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы………………………………………….54

Файлы: 1 файл

гос политика.docx

— 75.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава II. Государственная  защита прав и интересов несовершеннолетних детей

2.1. Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

 В соответствии со  ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок,  как известно, имеет право на  защиту своих прав и охраняемых  законом интересов. Защита прав  и охраняемых законом интересов  ребенка осуществляется в предусмотренном  законом порядке, то есть посредством  применения надлежащей формы  и способов защиты. Принято выделять  две основные формы защиты  прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это  деятельность уполномоченных государством  органов по защите нарушенных  или оспариваемых прав (суд, прокуратура,  орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган  загса и др.). В рамках юрисдикционной  формы защиты, в свою очередь,  выделяют общий (судебный) и специальный  (административный) порядок защиты  нарушенных прав.

 Неюрисдикционная форма  защиты - это действия граждан  и негосударственных организаций  по защите прав и охраняемых  законом интересов, которые совершаются  ими самостоятельно, без обращения  за помощью к компетентным  органам. Такие действия называют  самозащитой прав.

Защита семейных прав согласно ст. 8 Семейного кодекса осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных  Семейным кодексом РФ, - государственными органами или органами опеки и  попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации. Норма о судебной защите прав ребенка закреплена и в других федеральных законах. Так, ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

 Под судебной защитой  гражданских и семейных прав  и интересов ребенка следует  понимать осуществляемую в порядке  гражданского судопроизводства  и основанную на конституционных  принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального  права, а также моральных принципах  деятельность судов, направленную  на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных  прав и интересов ребенка, посредством  применения предусмотренных гражданским  и семейным законодательством способов защиты.

 Защита нарушенных  или оспоренных семейных прав  происходит в суде общей юрисдикции  в порядке искового производства  или производства, возникающего  из административно-правовых отношений.  Основания, в силу которых возможны  обращения в суд за защитой  прав ребенка, весьма разнообразны  и, как правило, указаны в  Семейном кодексе РФ, например: установление  отцовства и материнства1; оспаривание отцовства и материнства; разрешение разногласий между родителями о воспитании и месте жительства несовершеннолетних детей; осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; устранение препятствий к общению ребенка с родственниками; защита родительских прав3; лишение родительских прав4; восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав5; взыскание алиментов на несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей6; изменение размера алиментов и освобождение от уплаты взысканных в судебном порядке алиментов7. Суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и с кого из них и в каких размерах взыскиваются алименты на детей, если между супругами отсутствует соглашение по этим вопросам8. В суд может быть обжалован отказ в регистрации брака, назначение органами опеки и попечительства опекуна (попечителя)9. В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное (оспоренное) субъективное право ребенка10. Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере защиты прав ребенка.

 Суд осуществляет защиту  прав детей по правилам гражданского  судопроизводства. Возбуждается гражданское  дело в суде по иску (заявлению,  жалобе) заинтересованного лица11. Поскольку  полная гражданская процессуальная  дееспособность наступает до  совершеннолетия, ребенок, не  достигший 18-летнего возраста, не  вправе самостоятельно обратиться  в суд за защитой своих прав. Его права и интересы защищают  в суде законные представители  (родители, усыновители, опекуны  (попечители), приемные родители, представители  учреждения, являющегося опекуном (попечителем  ребенка).

 Вместе с тем, если  ребенок до совершеннолетия приобрел  полную дееспособность в порядке  эмансипации либо при вступлении  в брак, он может самостоятельно  обратиться в суд за защитой  своих прав. Кроме того, в соответствии  со ст.56 Семейного кодекса РФ  при невыполнении или при ненадлежащем  выполнении родителями обязанностей  по воспитанию, образованию либо  при злоупотреблении родительскими  правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы. Как уже было сказано выше, при нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Представляется, что в этом случае право ребенка на защиту не ограничивается возможностью обратиться с заявлением (иском, жалобой) в суд. Кроме того, суд обязан привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства, которые должны назначить ребенку представителя.

 Ребенок вправе выражать  свое мнение при решении в  семье любого вопроса, затрагивающего  его интересы, а также быть  заслушанным в ходе любого  судебного или административного  разбирательства. Учет мнения  ребенка, достигшего возраста 10 лет,  обязателен, за исключением случаев,  когда это противоречит его  интересам. Если ребенок достиг  возраста 10 лет, органы опеки и  попечительства и суд только  с его согласия могут изменить  его имя и фамилию (ст. 59 СК  РФ); восстановить родителей, лишенных  родительских прав, в родительских  правах (ст. 72 СК РФ); передать его  на усыновление (удочерение) (ст. 132СК РФ); изменить фамилию, имя  и отчество при усыновлении  и после отмены усыновления  (ст.ст. 134, 136, 143 СК РФ), а также передать  в приемную семью (ст. 154 СК РФ).

 Учет мнения ребенка  при разрешении спора и участие  в рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей,  органов опеки и попечительства  также являются особенностями  судебной защиты прав ребенка1.

Защита прав ребенка в  предусмотренных законом случаях  осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, Семейный кодекс обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей2. В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка и т.д.

 Действия прокурора  по защите прав ребенка могут  выражаться в предъявлении в  суд ряда требований: о лишении  родительских прав; об ограничении  родительских прав; о признании  недействительным соглашения об  уплате алиментов; об отмене  усыновления ребенка. Кроме того, прокурор обязан участвовать  в делах: о лишении, восстановлении  и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка  и в других случаях Защита  прав детей, оставшихся без  попечения родителей и находящихся  в воспитательных, лечебных учреждениях  и учреждениях социальной защиты  населения, возлагается законом  на администрацию этих учреждений3. Воспитательные учреждения выполняют  обязанности опекунов (попечителей)  воспитанников, направляют сообщения  в органы опеки и попечительства  о возможности их передачи  на воспитание в семью.

Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства - органами местного самоуправления, наделенными  полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему  органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно  предусмотренных Семейным кодексом РФ. Организация и деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей. Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также обязанность органов опеки и попечительства.

 Согласно ст.78 Семейного  кодекса РФ органы опеки и  попечительства должны быть привлечены  к участию в деле при рассмотрении  судом споров, связанных с воспитанием  детей, независимо от того, кем  предъявлен иск в защиту ребенка.  Весьма значимой и ответственной  является функция попечения над  ребенком, который передается органам  опеки и попечительства по  решению суда в случаях, установленных  законом (лишение родителей родительских  прав, ограничение родительских  прав, отмена усыновления ребенка  и т. д. Обязательным является  участие органа опеки и попечительства  в исполнении решений суда  по отобранию ребенка и передаче  его другому лиц. В безотлагательных  случаях, то есть при непосредственной  угрозе жизни ребенка или его  здоровью, орган опеки и попечительства  вправе самостоятельно отобрать  ребенка у родителей. В целом  можно (условно) выделить три  основные формы защиты семейных  прав органами опеки и попечительства: а) самостоятельное принятие решений  в пределах своей компетенции  (включая дачу согласия либо  разрешения на какие-либо действия); б) направление соответствующих  требований в суд в порядке  искового производства; в) участие  в судебном разбирательстве.

К полномочиям первого  вида представляется возможным отнести  право органа опеки и попечительства давать согласие:

на установление отцовства  по заявлению только отца ребенка;

родителям - на изменение  имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет;

на контакты ребенка с  родителями, родительские права которых  ограничены судом;

на усыновление ребенка  несовершеннолетних родителей - при  отсутствии их родителей или опекунов (попечителей);

полномочия по разрешению разногласий между опекуном ребенка  и несовершеннолетними родителями ребенка;

по разрешению разногласий  между родителями о воспитании и  образовании детей;

по назначению представителя  для защиты прав и интересов детей;

по решению вопроса  об общении ребенка с родственниками;

по заключению с приемными  родителями договора о передаче ребенка  на воспитание в семью.

К полномочиям второго  вида относятся:

право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом;

право требовать отмены усыновления  ребенка;

право предъявлять требование о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и  о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется  исковым заявлением в суд.

 К полномочиям третьего  вида относится:

право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах;

 

об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав;

об установлении усыновления  ребенка;

об отмене усыновления  ребенка.

Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в  соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1999 года «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять  в суд требование о лишении  родительских прав.

 Положительно, что Законом  об основных гарантиях прав  ребенка в Российской Федерации  предусмотрены специальные меры  по защите прав ребенка при  осуществлении деятельности в  области его воспитания и образования  образовательными учреждениями: а)  создание в образовательных учреждениях  по инициативе обучающихся в  возрасте старше восьми лет  общественных объединений обучающихся;  б) проведение по ходатайству  обучающихся с участием их  выборных представителей дисциплинарного  расследования деятельности работников  образовательных учреждений, нарушающих  и ущемляющих права ребенка;  в) обращение обучающихся за  содействием и помощью в уполномоченные  государственные органы при несогласии  с решением администрации образовательного учреждения; г) проведение обучающимися собраний и митингов по поводу нарушения их законных прав и интересов.

Информация о работе Государственная политика в сфере защиты законных прав и интересов несовершеннолетних