Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа
Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов Положение детей в мире. 1991. ЮНИСФЕР. - Нью-Йорк. - С. 27.. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………7
Правовое положение несовершеннолетних детей в России…………….7
Специализированная система юстиции для несовершеннолетних
детей………………………………………………………………………….11
Глава II. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей
2.1. Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………..19
2.2. Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы………………………………………….54
Реализация Программы
даст возможность
В целях осуществления
государственной политики в
Помимо указанных целевой
программы и национального
Как уже отмечалось, не все целевые программы отличаются проработанностью. Многие не достигают поставленных целей. Отрицательными моментами при реализации программ прошлых лет являлись следующие:
— нескоординированность
усилий федеральных органов
— нерациональное
использование средств
— прогрессирующее
ухудшение здоровья детей,
— рост числа детей-сирот
и детей, оставшихся без
Несмотря на лучшую проработанность, в действующих программах проблемы продолжают оставаться.
Недостатки целевых
программ в области защиты
прав и законных интересов
несовершеннолетних могут быть
компенсированы деятельностью
Особенностью государственной
политики, призванной обеспечивать
всемерную защиту детства, с
начала XXI века является ее
Конституционная обязанность государства, связанная с «защитой детства» (ст. 38 Конституции РФ), т. е. всеобъемлющим и обязательным обеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридически неопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностями государственной «поддержки» детства (включающими не только «полную» и «материальную», но и «частичную» и «моральную» поддержку)3. На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей»4, что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России5.
Также существенно сужен объем ранее провозглашенных на федеральном законодательном уровне прав детей: значительно сокращен объем прав на образование, труд, медико-социальную помощь, реабилитацию, доступ к учреждениям культуры; дети лишены права бесплатного пользования отдельными видами социальных и правовых услуг1.
Сегодняшняя система
социальной поддержки устроена
таким образом, что помощь
После проведения Всероссийской
диспансеризации абсолютно
В сфере образования права
несовершеннолетних также нарушаются.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об
образовании» декларирует бесплатность
дошкольного, начального, среднего образования,
а также среднего профессионального
и высшего на конкурсной основе1.
Однако количество бюджетных мест в
учреждениях высшего
Происходит коррумпирование образовательных учреждений. Образование становится бесплатным только на бумаге, школы занимаются самофинансированием на основе систематических поборов с родителей. Так, например, в 2003 г. объем взяток в российской системе образования составил 26,5 млрд рублей. Из этой суммы только в сфере, связанной с обучением дошкольников, объем взяток и подарков составил 1 млрд рублей. За прием в школу родители неофициально «заплатили» 1,7 млрд рублей, во время обучения в школе и ПТУ — 1,5 млрд рублей, при поступлении и во время учебы в среднеспециальном учебном заведении (ССУЗ) — 0,8 млрд рублей, при поступлении и учебе в вузе — 21,4 млрд рублей. Детские учреждения становятся кузницей коррупционных кадров. Дети растут уже с коррупционной программой «Надо платить!»2
Серьезной проблемой в
России остаются нарушения жилищных
прав несовершеннолетних, нередко обусловленные
ненадлежащим исполнением своих
обязанностей опекунами и попечителями.
Крайне болезненна проблема обеспечения
жильем выпускников детских
После вступления в силу
Жилищного кодекса РФ произошел
бум выселения
Федеральный закон от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30 июня 2007) «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» в случае приема детей
в возрасте от 15 лет гарантирует
вознаграждение за труд, охрану труда,
сокращенное рабочее время, отпуск.
Работникам моложе 18 лет предоставляются
льготы при совмещении работы с обучением,
проведении ежегодного обязательного
медицинского осмотра, квотировании рабочих
мест для трудоустройства, расторжении
трудового договора (контракта) и
другие льготы, установленные
Но в современной жизни картина безрадостная. Преимущественно большая часть работодателей требует опыт работы, и устроиться в связи с этим обстоятельством очень сложно.
Системное нарушение
прав ребенка обусловлено и
обострившимся в последние
Заключение
Изложенное выше свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение, как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.
В целях улучшения координации
мероприятий в области защиты
прав и законных интересов несовершеннолетних
детей представляется целесообразным
рассмотреть вопрос об упорядочении
и оптимизации существующей и
на федеральном, и на региональном уровнях
системы государственных
Важным направлением осуществляемых
мероприятий является усиление эффективности
использования несудебных форм защиты
прав детей, как это принято в
других странах. Законом об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации установлена