В настоящее время
лоббирование интересов детей
осуществляется на федеральном
уровне — через участие заинтересованных
лиц и организаций в парламентских
слушаниях по вопросам законодательства,
участие в конференциях, форумах
и других межрегиональных и
федеральных мероприятиях, где обсуждаются
проблемы защиты и обеспечения
прав детей; на региональном
уровне — через систему взаимодействия
с законодательной властью региона,
работу с администрацией региона
и с органами местного самоуправления,
а также правоохранительными органами
и учреждениями и организациями различной
ведомственной подчиненности. В различных
ведомствах ведется аналитическая работа,
показывается статистика, отражающая
положение детей. Современная же ситуация
с положением несовершеннолетних в Российской
Федерации требует новых подходов к анализу
и разрешению проблем детства, семьи1.
Существующая ситуация
вызывает тревогу государства
и общества, так как наблюдается
тенденция к снижению рождаемости,
растет уровень заболеваемости
несовершеннолетних, идет процесс
увеличения алкоголизации и наркотизации
несовершеннолетних, отмечается большой
уровень правонарушений и преступлений
как со стороны несовершеннолетних,
так и по отношению к ним.
Усиливаются такие явления, как
бродяжничество, социальное сиротство,
безнадзорность. «По словам главы
МВД России, ежегодно органами
внутренних дел выявляется более
160 тысяч детей, которые уходят
из дома, бродяжничают, приобщаются
к употреблению спиртных напитков
и наркотических веществ, становятся
участниками, а часто и жертвами
преступлений»2.
Ухудшение социально-экономического
положения большинства российских
семей, безработица, резко возросшая
миграция населения — данные негативные
факторы отражаются на положении
детей и, как следствие, диктуют
государственную политику в сфере
защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних.
Другим важным фактором,
влияющим на определение направления
государственной политики, является
демографический кризис. По оценке
Росстата, численность постоянного
населения РФ на 1 января 2007 г. составила
142,2 млн человек и с начала года
уменьшилась на 561,2 тыс. человек, или
на 0,39% (за 2005 г. — на 720,7 тыс. человек,
или на 0,5%). Согласно рассматриваемому
среднему прогнозу Росстата, численность
населения страны за период с 2006 г. по 2026
г. должна сократиться на 6,6 млн человек
и составить на 1 января 2026 г. 135,6 млн человек1.
Высокий рост детской
смертности также обусловливает
государственную политику в сфере
защиты прав детей. Рост смертности
происходит на фоне резкого
ухудшения здоровья и роста
инвалидизации несовершеннолетних.
Здоровье и благополучие детей
— главная забота семьи, государства
и общества в целом. Дети
в недалеком будущем будут
определять благополучие, уровень
экономического и духовного развития,
состояние культуры и науки
России2.
По данным Госкомстата,
в 1990 г. в России насчитывалось
44,2 млн детей до 18 лет, при этом
из года в год общий коэффициент
рождаемости неуклонно снижался
— с 13,4 промилле в 1990 г. до
8,6 промилле в 1997 г. (это самый
низкий показатель за последние
тридцать лет). В 2006 г. этот коэффициент
составлял 10,4 промилле. В 1990 г.
в России родились 1,99 млн детей,
а в 2000 г. — 1,27 млн (это
самый низкий показатель за
последние тридцать пять лет),
в 2006 г. — 1,48 млн. В последние
годы возросла заболеваемость
детей психопатиями и реактивными
психозами. Несмотря на крайнюю
актуальность и высочайшую общественную
значимость охраны нервно-психического
здоровья детей, она отнесена
к разряду второстепенных задач3.
Крайне отрицательно сказалось
на геополитическом балансе уменьшение
численности населения. Оценка геополитического
фактора и анализ геополитического
положения позволяют сделать
вывод о геополитических интересах
государства, которые, в свою очередь,
являются важнейшей составной частью
национально-государственных интересов.
Национально-государственные интересы
находят воплощение в основах
внешней и внутренней политики, концепции
национальной безопасности. Поэтому
в основе определения внешней
и внутренней политики государства,
концепции его национальной безопасности
и в целом стратегии национального
развития должна лежать оценка реального
геополитического положения государства1.
В целом же государственная политика отвечает
стратегии национального развития России,
которая, в свою очередь, основывается
на национальных и геополитических интересах.
Для реализации государственной
политики в сфере защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних
как деятельности государственных
органов, общественных организаций
и иных структур по обеспечению и
защите прав ребенка первая облекается
в различные формы. Это, прежде всего,
послания Президента Федеральному Собранию
РФ, доклады о положении детей
в России, различные концепции
и доктрины в этой сфере, утверждаемые
целевые программы, деятельность и
программы партий, их лидеров.
Послание Президента Федеральному
Собранию — своеобразный диалог, на
котором выносятся на обсуждение
проблемы и приоритеты государственной
политики. В очередном Послании Президента
РФ 2007 г. был поднят такой важный
вопрос, как преемственность государственной
политики, от которой зависит исполнение
стратегических планов: становление
гражданского общества, безопасность
и достойная жизнь людей, укрепление
роли России в международных отношениях
и другое2. В настоящее время
защита прав детей является приоритетным
направлением государственной политики,
и задача руководящих органов
государства — продолжить эту
линию независимо от смены своего
состава.
В своем Послании Президент
России отметил правильность избранного
пути относительно демографии: снизилась
смертность, увеличился показатель рождаемости.
Было внесено предложение об объявлении
2008 года годом семьи в целях
укрепления института семьи и
семейных ценностей. В рамках данного
предложения, возможно, будет усилена
борьба с безнадзорностью и беспризорностью,
преступлениями, совершенными несовершеннолетними3.
Однако текст Послания обошел стороной
состояние дел в сфере защиты прав несовершеннолетних,
не было отмечено никаких достижений в
этой области. Можно заключить, что политика
в данной области неэффективна. Однако,
несмотря на то, что положение в сфере
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
достаточно тяжелое, улучшения все-таки
имеются. Поэтому так необходима преемственность
государственной политики.
Государственная политика
в сфере защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних выражается
и в форме докладов. Прежде
всего, это Доклад Совета Федерации
РФ от 2 июня 2006 г. «О положении
детей в Российской Федерации»1,
в основу которого легли материалы
субъектов РФ, Генеральной прокуратуры,
МВД России и многих других
федеральных министерств и ведомств.
Данный Доклад формируется на
основе статистических данных
и показывает положение детей
в России. Но не следует забывать
и о латентной стороне. Данные
Минздравсоцразвития, МВД России
и других министерств, агентств
и служб являются официально
зарегистрированной статистикой,
однако остается множество неучтенных
случаев беспризорности, безнадзорности,
заболеваемости несовершеннолетних.
Доклад о положении детей отражает
ситуацию далеко не в полной
мере, реальное положение в данный
момент намного хуже. Но, даже
основываясь на цифрах официальной
статистики, Доклад о положении
детей очерчивает основные проблемы
в сфере детства, материнства
и семьи: сокращение детского
населения, резкое снижение здоровья
детей, нарушение прав детей
и рост алкоголизации и наркотизации
среди несовершеннолетних граждан2.
Недостатки указанного
Доклада о положении детей
заключаются в том, что он
основан только на данных статистики
государственных министерств, агентств
и служб, не учитывает данные
иных участников политики в
сфере защиты прав детей (например,
общественных организаций, работающих
в этой сфере), которые могут
быть значительно богаче. Опыт
общественных организаций и иных институтов
позволяет им более адекватно воспринимать
сложившуюся ситуацию и предлагать реальные
меры воздействия на улучшение ситуации
в области защиты прав детей. В сущности,
Доклад о положении детей в России является
сводкой сухих статистических данных,
которая не предполагает предоставление
каких-либо способов разрешения поставленных
проблем. Доклад разрабатывается, как
отметил политолог А.В. Макаров, «в целях
обеспечения органов государственной
власти Российской Федерации систематизированной
аналитической информацией о положении
детей в Российской Федерации и тенденциях
его изменения»1. Закономерно спросить:
насколько верен такой подход, так как
при существующем положении вещей требуются
не только общие сводки, но и предложения
о решении проблемных вопросов?
Об ином виде докладов
следует сказать, остановившись
на институте Уполномоченного
по правам ребенка. Данный институт
в рамках пилотного проекта
появился в 1998 г. и действует
только в регионах Российской
Федерации. Первые годы работы
Уполномоченных по правам ребенка
показали, что проблема нарушения
прав детей государственными
органами (учреждениями), призванными
обеспечивать права детей, а
также ненадлежащее выполнение
ими своих обязанностей по
защите прав детей стоит очень
остро. В этой связи учреждение
на своей территории должности
Уполномоченного по правам ребенка
рассматривается органами власти
субъектов Российской Федерации
как необходимый шаг к созданию
качественно новой формы правовой
защиты детей2.
Ежегодные доклады о деятельности
Уполномоченных по правам ребенка в
различных регионах России являются
качественным показателем положения
детей. Эти доклады освещают независимый
вневедомственный анализ и оценку состояния
дел с обеспечением прав и законных
интересов детей. В докладах Уполномоченные
по правам ребенка, проводя государственную
политику в сфере защиты прав ребенка,
вносят предложения органам государственной
власти об улучшении положения детей,
реализации их прав в соответствии с действующим
законодательством, а также предложения
субъектам РФ использовать право законодательной
инициативы по совершенствованию законодательства
в интересах детей1.
На федеральном уровне
институт Уполномоченного по правам
ребенка не закреплен, он является составляющей
института Уполномоченного по правам
человека; в рамках освещения форм
выражения государственной политики
в сфере защиты прав несовершеннолетних
отмечается ежегодный доклад о деятельности
Уполномоченного по правам человека.
Государственная политика
в сфере защиты прав ребенка
основана на принципе обеспечения
прав ребенка; в своем Докладе
о деятельности Уполномоченного
по правам человека в 2006 г.
В. Лукин отмечает, что «обеспечение
прав ребенка — многофункциональная
и сложная проблема, скорее даже
комплекс взаимосвязанных проблем,
от решения которых в значительной
мере зависят перспективы физического
выживания и нравственного развития
любого общества»2. В Докладе дается
оценка положению дел, в том
числе, с правами ребенка в
России, состоянию и динамике
наиболее важных правозащитных
проблем 2006 г., подводятся итоги
деятельности Уполномоченного по
правам человека в Российской
Федерации.
Все перечисленные выше доклады
объединяет одна общая цель — стремление
объективно отразить существующую ситуацию
с защитой прав детей и четко
обрисовать актуальные проблемы и направления
деятельности, способы решения поставленных
задач, что соответствует целям
государственной политики в сфере
защиты прав и законних интересов
детей.
Согласно Концепции
национальной безопасности РФ
и Доктрине информационной безопасности
РФ, обеспечение национальной безопасности
государства включает формирование
государственной политики в области
духовного и нравственного воспитания
населения, введение запрета на
использование эфирного времени
в электронных средствах массовой
информации для проката программ,
пропагандирующих насилие и жестокость,
антиобщественное поведение, эксплуатирующих
низменные проявления1. Вместе с
тем введение на законодательном
уровне указанного и иных запретов
и ограничений на распространение
деструктивной информации долгое
время оставалось декларативным,
не сопровождалось должной правовой
регламентацией обязанностей по
их соблюдению юридическими и
физическими лицами, установлением
мер юридической ответственности
за их нарушение. И только
с принятием Федерального закона
от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О
рекламе» ситуация начала изменяться2.
В продолжение реализации
государственной политики принимались
и принимаются целевые программы
как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Прежде всего, следует отметить
Федеральную целевую программу
«Дети России» на 2007–2010 гг.
«Актуальность федеральной
целевой программы «Дети России»
на 2007–2010 годы, ее цели и задачи определяются
исходя из наличия не решенных в
рамках предыдущих федеральных целевых
программ проблем детства, необходимости
обеспечения реализации Конвенции
ООН по правам ребенка, других международных
правовых актов, Концепции демографического
развития Российской Федерации на период
до 2015 года»1. Программа ориентирована
на поддержку и развитие детей, на
профилактику семейного неблагополучия
и поддержку семей, оказавшихся
в трудной ситуации. В результате
выполнения Федеральной целевой
программы «Дети России» на 2003–2006
годы достигнуто снижение младенческой
смертности (с 12,4 на 1 000 родившихся живыми
в 2003 г. до 11 на 1 000 родившихся живыми в
2005 г.), материнской смертности (с 31,9 на
100 тыс. родившихся живыми в 2003 г. до 30,5
на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 г.), снижение
инвалидности среди детей с хронической
патологией, укрепление здоровья детей
и подростков на всех этапах развития.
По сравнению с 2003 г. в 2005 г. число беспризорных
детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27
тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся
в трудной жизненной ситуации, — на 274
тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005
г. в учреждениях социального обслуживания
семьи и детей помощь получили более 440
тыс. семей с детьми-инвалидами, что на
26 процентов больше уровня 2003 г.2