Государственная служба как социально-правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат – стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства. Все это возможно в результате качественного реформирования государственной службы. Целью курсовой работы является исследование системы государственной службы, а также анализ институтов государственной службы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание государственной службы………………....7
Понятие государственной службы……………………………..7
Задачи и функции государственной службы…………………10
Нормативно-правовое регулирование государственной службы…………………………………………………………..16
Глава 2. Этапы становления и институты государственной службы………………………………………………………………..20
История развития государственной службы…………………20
Институты государственной службы…………………………29
Глава 3. Перспективы развития государственной службы………………………………………………………………..36
Основные результаты реформирования государственной службы…………………………………………………………..36
Перспективы развития законодательства о государственной службе…………………………………………………………...38
Заключение.…………………………………………………………...42
Список используемой литературы…………………………………..44

Файлы: 1 файл

государственная служба как социально-правовой институт.docx

— 69.60 Кб (Скачать файл)

 

Государственное и муниципальное  управление

 

Курсовая работа

Государственная служба как  социально-правовой институт

 

Выполнила:

 

 

Руководитель курсовых работ:

 

 

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

   

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Содержание государственной службы………………....7

    1. Понятие государственной службы……………………………..7
    2. Задачи и функции государственной службы…………………10
    3. Нормативно-правовое регулирование государственной службы…………………………………………………………..16

Глава 2. Этапы  становления и институты государственной  службы………………………………………………………………..20

    1. История развития государственной службы…………………20
    2. Институты государственной службы…………………………29

Глава 3. Перспективы  развития государственной службы………………………………………………………………..36

    1. Основные результаты реформирования государственной службы…………………………………………………………..36
    2. Перспективы развития законодательства о государственной службе…………………………………………………………...38

Заключение.…………………………………………………………...42

Список используемой литературы…………………………………..44

 

 

Введение

Проводимые в нашей  стране реформы предусматривают  модернизацию государственной власти в целом и органах государственной  власти, в частности. Структура государственной  власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный  аппарат – стать надежным проводником  в реализации социально-экономической  политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства. Все это возможно в результате качественного реформирования государственной  службы.

Несмотря на значительный объем действующего законодательства о государственной службе, в нем  не решены важнейшие задачи ее правового  регулирования:

  • недостаточно четко определена законодательная компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной службы;
  • не обеспечена взаимосвязь между различными видами государственной службы;
  • не установлены законом надежные правовые и социальные гарантии для государственных служащих.

Эти и другие общие недостатки правового регулирования государственной  службы можно и нужно устранить, ориентируясь на создание на этой основе стабильной унифицированной нормативно-правовой базы государственно-служебных отношений  на уровне законов, путем разработки новых норм с определением первоочередных приоритетов правового обеспечения  государственной службы.

В последнее десятилетие  в Российской Федерации проходит процесс формирования новых законодательных  основ государственной службы –  важнейшего механизма государственного управления в современных условиях. Использование накопленного опыта  правового регулирования государственной службы и функционирования государственного аппарата в целом, имеющего как позитивную, так и негативную составляющую, - обязательное условие качественного реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

15 августа 2001 года Президентом  РФ была утверждена Концепция  реформирования системы государственной  службы Российской Федерации  и План первоочередных мероприятий  по ее реализации. Принципиально,  что Концепция – это не только  политические положения о приведении  системы государственной службы  и технологий профессиональной  деятельности государственных служащих  в соответствие со сложившимися  общественными отношениями и  новыми экономическими условиями.  Данный документ следует одновременно  рассматривать и как модель  правового регулирования государственной  службы. К числу ведущих положений  Концепции следует отнести идею  формирования единой системы  государственной службы Российской  Федерации.

В результате реформирования государственная служба будет представлять собой целостную, базирующуюся на единых принципах государственную службу, и включать в себя две подсистемы: федеральную государственную службу и государственную гражданскую  службу субъектов Федерации. В свою очередь, предполагается, что федеральная  государственная служба будет состоять из трех относительно самостоятельных  блоков: федеральной государственной  гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы. Таким  образом, если государственная гражданская  служба будет существовать как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, то военная служба и правоохранительная служба – только на федеральном  уровне. Следует отметить, что наряду с перечисленными блоками в систему  федеральной государственной службы могут быть включены и другие ее виды, но только путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

Современный период реформирования государственной службы характеризуется  длительностью и незавершенностью процесса оформления соответствующего законодательства. Существующее федеральное  и региональное законодательство о  государственной службе пока еще  не регулирует полностью весь комплекс государственно-служебных проблем.

Учеными проделана значительная работа по такому направлению реформирования государственной службы, как создание научно-теоретических положений, но, к сожалению, такие разработки почти  не используются в практической деятельности.

Многие проблемы правового  регулирования государственно-служебной  деятельности исследовались учеными-административистами: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.В. Кудашкин, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Ю.Н. Старилов и др.

Указанные научные исследования помогли изучить, объяснить особенности  правового регулирования государственной  службы.

Моя курсовая работа посвящена  изучению темы: Государственная служба как социально- правовой институт.

Актуальность  темы исследования состоит в том, что происходящие в современном российском государстве изменения, вызывают острую необходимость реформирования государственной службы и требуют комплексного подхода к решению проблем государственной службы.

Объектом исследования является государственная служба  Российской Федерации.

Предметом исследования выступают социально-экономические механизмы развития системы государственной  службы Российской Федерации.

Целью курсовой работы является исследование системы государственной службы, а также анализ институтов государственной службы.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие  и реформирование государственной  службы невозможно без разумной и целенаправленной поддержки со стороны государства.

Для решения задач, поставленных в исследовании были использованы следующие методы:

  • анализ специальной литературы и законодательных актов;
  • анализ документальных источников

Задачи, стоящие перед  государством решаются непосредственно  государственными служащими, поэтому  эффективное функционирование государства  напрямую зависит от результативной работы государственной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание государственной службы 

1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации 

В определении понятия государственной  службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью  понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний.   Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.     

Государственная служба обеспечивает управление общественными  делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователями рассматривается как элемент механизма государственного управления.      

Государственная служба –  важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового  регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.     

Государственная служба рассматривается учеными  и в контексте обсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном управлении, государственном аппарате и его деятельности.      

До  последнего времени в законодательстве отсутствовало определение понятия «государственная служба». В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности в соответствии с занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.

Если раньше под государственной  службой подразумевалось выполнение служащими  любых должностных обязанностей в каких бы то ни было государственных организациях (государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных;
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

 

     Особенности понятия государственной службы, вытекающие из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», таковы:     

Во-первых, это деятельность государственно-значимого  характера, а именно государственная  деятельность.      

Во-вторых, она лишь часть  государственной деятельности, а  именно в той мере, в которой  она обеспечивает исполнение полномочий государственно-властного характера, присущих Российской Федерации (составным  частям государства), а так же лицам, замещающим государственные должности  Российской Федерации и ее субъектов.      

В-третьих, это деятельность профессионального  характера, отвечающая специальным  требованиям, предъявляемым к ее субъектам, в качестве которых выступают  государственные служащие.     

Служба  в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов, других государственных организаций. Государственная служба, прежде всего – служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях. Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы. Структурообразующим элементом органов государственной власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего и присуща только ему.

Основной задачей государственной  службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, то есть государственная  служба в каждое звено государственного механизма (государственной системы, системы государства) «вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм, методов для реальной практической деятельности».

 

1.2  Задачи и функции государственной службы

Информация о работе Государственная служба как социально-правовой институт