Государственная служба как социально-правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат – стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства. Все это возможно в результате качественного реформирования государственной службы. Целью курсовой работы является исследование системы государственной службы, а также анализ институтов государственной службы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание государственной службы………………....7
Понятие государственной службы……………………………..7
Задачи и функции государственной службы…………………10
Нормативно-правовое регулирование государственной службы…………………………………………………………..16
Глава 2. Этапы становления и институты государственной службы………………………………………………………………..20
История развития государственной службы…………………20
Институты государственной службы…………………………29
Глава 3. Перспективы развития государственной службы………………………………………………………………..36
Основные результаты реформирования государственной службы…………………………………………………………..36
Перспективы развития законодательства о государственной службе…………………………………………………………...38
Заключение.…………………………………………………………...42
Список используемой литературы…………………………………..44

Файлы: 1 файл

государственная служба как социально-правовой институт.docx

— 69.60 Кб (Скачать файл)

Данное определение объединяет два различных явления – государственную  службу и деятельность по ее организации  и правовому регулированию. Б.М. Лазарев определил государственную службу как служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах.

Государственная служба работников осуществляется в государственных  органах, при этом фиксируется статус служащих и устанавливаются различные  процедуры в системе государственной  службы (процессуальные вопросы). Однако смешивать понятия государственной  службы и одноименного правового  института нельзя, так как они  отражают разные явления.

Государственная служба – это один из основных видов деятельности государства по формированию аппарата и правовому регулированию всех аспектов работы государственных служащих, занимающих конкретные государственные должности в этом аппарате и реализующих функции государственных органов в целях обеспечения эффективности государственной деятельности.

Согласно ст. 1 ФЗ «О системе  государственной службы РФ» государственная  служба РФ – профессиональная служебная  деятельность граждан РФ по обеспечению  полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и  субъектов РФ не регулируется законами о государственной службе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы  развития государственной службы

3.1 Основные результаты реформирования в сфере государственной службы.

Десятилетняя практика применения федеральных законов о государственной  службе, прежде всего, подтвердила жизненность  установленного правового статуса  государственной службы и государственных  служащих, основных требований к организации  государственной службы. Ключевыми  результатами развития законодательства о государственной службе в рассматриваемый  период можно считать утверждение  в законодательстве и отчасти  в практике организации государственной  службы следующих, реализующихся в  комплексе норм, подходов:

Государственная служба - это  не более и не менее чем специфическая  профессиональная служебная деятельность части персонала, работающего в  государственных органах, на части  должностей в государственных органах.

Федеральная государственная  служба и государственная служба субъектов РФ входят в единую систему  государственной службы Российской Федерации.

Система государственной  службы РФ включает виды государственной  службы, каждый из которых на основе единого федерального закона о системе  государственной службы регулируется специальным законодательством.

Государственная служба отличается от другой трудовой деятельности большей  зависимостью от ее носителей (государственных  служащих) и государства, и граждан, и создаваемых ими организаций. В этой связи правомерны ограничения  некоторых гражданских прав государственных  служащих, введение для них некоторых  запретов, обязанностей перед гражданами и государством, требований к служебному поведению. Этим государственные служащие отличаются от иного персонала государственных органов, других государственных организаций и учреждений.

Государственный служащий обязан во всех ситуациях руководствоваться  законом, в том числе оценивать  через призму закона данные ему поручения, исходя при этом из верховенства закона. 6. Государственные служащие, как  и государственная власть, должны руководствоваться приоритетом  прав и свобод человека и гражданина, их непосредственным действием, обязательностью  их признания, соблюдения и защиты.

Государственная служба не является пожизненной или гарантированной  с момента поступления на нее. С государственным гражданским  служащим заключается контракт, который  может быть ограничен определенным сроком и который независимо от того, указан ли в нем срок, на который  он заключен, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в установленных федеральным  законом случаях.

. Круг обязанностей государственного  служащего устанавливается не  произвольно, а в соответствии  с едиными требованиями федерального  закона о государственной службе, административными и должностными  регламентами. Федеральный закон  о государственной гражданской  службе установил основные обязанности  гражданского служащего и требования  к содержанию должностных регламентов.

 Государственный служащий  не вправе превышать свои полномочия  и компетенцию.

Государственная служба должна быть конкурентоспособной, привлекательной  и престижной.

Денежное содержание государственного служащего, неденежные выплаты, карьера  государственного служащего, его репутация  прямо должны зависеть от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности.

 

3.2. Перспективы развития законодательства о государственной службе.

Развитие законодательства о государственной службе Российской Федерации, будет связано с реализацией  прямых предписаний действующих  федеральных законов о государственной  службе. Прежде всего должны быть подготовлены федеральные законы о военной  и правоохранительной государственной  службе.

Больших усилий потребует  подготовка необходимых подзаконных  актов, подготовка которых должны проводиться  в контексте реформирования государственного управления в целом, административной реформы. Внедрение новых федеральных  законов о государственной службе, разработка соответствующих подзаконных  актов должны быть скоординированы:

с внедрением механизмов бюджетирования и управления по результатам;

с сокращением и оптимизацией государственных функций;

с разработкой и внедрением стандартов государственных услуг  и административных регламентов  государственных функций, в том  числе по оказанию государственных  услуг;

с созданием системы административной юстиции;

разработкой и внедрением эффективных механизмов досудебного  обжалования;

с разработкой и внедрением специальных антикоррупционных  программ и механизмов;

внедрением систем мониторинга  государственного управления; созданием эффективных каналов участия гражданского общества в подготовке решений государственных органов, в мониторинге их эффективности.

Урегулирование порядка  наступления дисциплинарной ответственности  государственных служащих. Решение  вопроса об ответственности государственного служащего остается на усмотрение руководителя. Сам руководитель не несет неотвратимой ответственности за свое бездействие, либо непринятие мер по наведению  порядка, за безнаказанность недобросовестного  чиновника.

Эта правовая ситуация - широкая  лазейка для безответственности, замкнутости, кастовости и превращения  государственной службы в разновидность  бизнеса.

Урегулирование по предотвращению и конфликтам интересов, которое проводится на а усмотрение руководителя. Руководитель фактически может счесть конфликт незначительным и позволить государственному служащему исполнять служебные обязанности в состоянии конфликта интересов. Может наказать, а может и не наказывать за умышленные действия в ситуации конфликта интересов, их систематическое возникновение. Сам руководитель не несет реальной ответственности за попустительство конфликтам интересов. Серьезное противодействие коррупции потребует более жестких формулировок, требующих: безусловного устранения конфликтов интересов; запрета на исполнение служебных обязанностей в ситуации конфликта интересов, по крайней мере, в зоне действия этого конфликта; предоставления ежегодно и по мере необходимости декларации о конфликте интересов.

Правовая терпимость к  конфликтам интересов порождает  терпимость к ним и в деятельности государственных органов, и в  общественном мнении, а это открытая дверь для коррупции.

Потребуется установить федеральным  законом более конкретные механизмы  прямой зависимости денежного содержания и карьеры государственного служащего  от эффективности и результативности его профессиональной служебной  деятельности, в том числе и  прежде всего - от качества оказываемых  им государственных услуг, от оценки этого качества пользователями государственных  услуг.

Без такой решительной  переориентации на интересы пользователей  государственных услуг всей правовой базы мотивации государственных  служащих кастовость государственной  службы преодолеть будет сложно. Преодолеть ее можно будет, вероятнее всего, только тогда, когда закон установит  прямую зависимость благополучия государственного чиновника от оценки его клиентов.

Создание действенной  системы управления государственной  службой. Отсутствие полноценной системы  управления государственной службой  по мнению ряда специалистов порождает  такие негативные последствия с  российской системе государственной  гражданской службы как недостаточная  эффективность кадровой политики в  сфере государственной службы, невысокая  результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкость, неповоротливость, непрозрачность работы, склонность к  административному давлению и коррупции.

После апробации подзаконных  актов, предусмотренных федеральным  законом о государственной гражданской  службе, возникнет, вероятно, необходимость  закрепления подтвердивших свою эффективность процедур, установленных  этими подзаконными актами, федеральными законами. Потребуется, например, законодательно закрепить значительно более  детальные, чем в настоящее время, обязательные и эффективные процедуры  конкурсного отбора, размещения государственного заказа на подготовку государственных  служащих. Это необходимо для того, чтобы государственный чиновник был безусловно уверен, что его карьера, возможность занять более высокую должность зависят не от "хороших отношений" с работодателем, а только от его собственных способностей и заслуг. Только тогда профессионализм и компетентность, репутация государственного служащего обретут реальную цену.

В настоящее время задачи по завершению качественного преобразования системы государственной службы, оптимизации её организации и  функционирования на основе установленных  законодательством Российской Федерации  принципов, внедрения на государственной  службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий ставит перед собой Федеральная  программа «Реформирование и  развитие системы государственной  службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Программу планируется реализовать  в 2 этапа (I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2013 годы)

Целью программы стало  «создание целостной системы  государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной  службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной  службы, обеспечивающего эффективность  государственного управления, развитие гражданского развития гражданского общества и инновационной политики».

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе развития законодательства о государственной службе будет  усиливаться тенденция сведения сходных правоотношений в одну правовую отрасль. Законотворческий процесс  в области государственной службы России может привести к тому, что в ближайшем будущем появится новая отрасль - служебное право со своим предметом правового регулирования. С практической точки зрения итогом реформирования государственной службы станет вероятно, возникновение на месте устаревшей и неэффективной государственной службы современной публичной службы. Вместе с тем в системе государственной службы останется много места и для отношений, регулируемых частным правом. Ведь определенные государственные функции будут осуществлять служащие, имеющие отличное от правового статуса профессиональных чиновников правовое положение.

Служебное право должно стать  регулятором государственно-служебных  отношений не только в сфере деятельности государственных органов, внутригосударственной  администрации, но и в области  функционирования органов местного самоуправления. Со временем при четком разграничении публичного и частного права, законодательном оформлении публичной службы, создании служебного права нормы трудового права перестанут играть существенную роль или вообще исчезнут из общего регулирования государственной службы.

Понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная  служба, правильное определение целей  и направлений их труда, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т. д. Некоторые ученые даже утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих, испытывает серьезные трудности.

К сожалению, засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом России. Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается во всех сферах государства – в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Россия явно подошла к тому рубежу, когда от качества государственной службы, деятельности чиновничества зависит не только судьба отдельных россиян, но и будущее всего государства.

Информация о работе Государственная служба как социально-правовой институт