Главной
целью государственной службы является
практическое осуществление функций государства,
решение его задач, обеспечение благосостояния
общества, удовлетворение публичных интересов
на основе принципов и положений, установленных
в Конституции РФ, федеральных законах
и законах субъектов Федерации.
К основным задачам государственной
службы можно отнести:
- охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
- формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
- обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
- совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
- обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
- создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.
Каждый вид государственной
службы, осуществляемой специальными
органами государственной власти (например,
федеральными службами), имеет свои
установленные в нормативных
актах задачи.
Рассмотрение вопроса
о функциях государственной службы
позволяет уяснить не только её основное
назначение, но и выявить нерешенные
проблемы государственной службы с
целью ликвидации пробелов в правовом
регулировании или его недостатков,
разработки направлений и определения
средств улучшения государственной
службы и её реформирования. Функции
государственной службы обусловлены
её внутренними свойствами и принципиальными
чертами. В самом общем виде можно
констатировать, что функциями государственной
службы являются функции самого государства,
ибо государственная служба есть
осуществление целей и функций
государства, практическое исполнение
служащими своих должностных
обязанностей и компетенции государственных
органов. Функции федерального органа
исполнительной власти, руководство
деятельностью которого осуществляет
Президент РФ, определяются указом
Президента РФ, функции федерального
органа исполнительной власти, руководство
деятельностью которого осуществляет
Правительство РФ, - Постановлением
Правительства РФ.
Функции государственной
службы как социально-государственного
явления необходимо отличать от функций
государственной службы как правового
института. В этом смысле можно говорить
о соотношении двух категорий
– функции права (служебного
права) и функции государства (профессиональной
деятельности государственных служащих).
Эти две категории взаимосвязаны и напрямую
воздействуют друг на друга. Они имеют
как общие черты, так и различия. Единство
функций права и государства заключается
в том, что они отражают сущность и социальное
назначение соответственно права и государства
и весьма часто призваны решать общие
задачи. Отличия функций права от функций
государства состоят в том, что:
- они являются выражением различных сущностей, определяющих их специфику и самостоятельный характер;
- различаются пути, способы и формы осуществления этих функций;
- количество и виды реализуемых функций полностью не совпадают;
разными являются также пределы
осуществления функций.
Под функциями государственной
службы следует понимать
основные направления практической реализации
правовых норм института государственной
службы, способствующие достижению соответствующих
целей правового регулирования государственно-служебных
отношений и выполнению государственной
службой своей социальной роли и государственно-правового
назначения. Функции являются конкретными
направлениями организующего воздействия
на специфические государственно-служебные
отношения, возникающие в процессе создания
государственной службы и непосредственной
деятельности государственных служащих.
Наряду с функциями
государственной службы как видом
социально полезной профессиональной
деятельности можно говорить и о
функциях правового института государственной
службы, т.е. о функционировании правовой
системы, представленной в виде государственной
службы, или, иначе говоря, о функциях
права. Функции государственной
службы в этом смысле – это обусловленные
социальным назначением направления правового
воздействия на государственно-служебные
(муниципально-служебные) отношения. При
таком подходе главным является выяснение
специфических свойств государственной
службы как государственно-правового
явления, характеризующегося качественной
самостоятельностью, специальными признаками
и свойствами. Каждый подинститут государственной
службы выполняет наряду с общими и, следовательно,
характерными для всего правового института
функциями, также специфические. Например,
для подинститута аттестации государственных
служащих характерны функции оценки, контроля,
информирования и т.д.
С точки зрения функций
права государственная служба как
правовой институт выполняет традиционные
для правовой системы функции:
- обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;
- интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;
- регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д. в результате общественные отношения приобретают по возможности «организованный» вид и форму; регулятивная функция включает также и организующую функцию государственной службы;
- коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;
- охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.
Наряду с функциями
права государственная служба выполняет
функции государственной администрации,
аппарата управления, государственных
органов, а, в конечном счете, – функции
самого государства, его органов
и функции государственных служащих.
Государственная служба сравнима по
своим функциям с ролью и социально-правовым
назначением всего государства
и государственного управления, с
авторитетом органов публичной
власти. В.М. Манохин справедливо
отмечает, что государственная служба
органически связана с государством,
с его местом и ролью в жизни
общества. Задачи и функции государства
находя своё реальное воплощение в
деятельности государственных служащих.
В государственной должности
заключена часть компетенции
государственного органа, она является
органической частью его структуры
и имеет целью организацию личного
состава государственного органа, т.е.
государственных служащих. Социальная
роль государства, (исполнительно-распорядительное
назначение государственного управления
и компетенция государственных органов)
неразрывно связана, с осуществляемыми
в процессе государственной деятельности,
функциями государственной службы, под
которыми можно понимать самостоятельные
и относительно обособленные виды государственно-служебных
действий (должностные, организационные,
принудительные и т.д.).
Говоря о функциях государственной
службы, надо помнить о том, что
государственная служба решает задачи
государства, осуществляет его функции
и функции государственных органов.
Таким образом, государственная
служба с функциональной точки зрения
представляет собой определенное целенаправленное
воздействие субъекта государственно-служебных
отношений с целью упорядочения
организации и практической деятельности
системы государственных органов.
Это воздействие носит ярко выраженный
управленческий характер. Одной из
основных задач государственного управления
является формирование кадрового потенциала
государственных органов. Государственная
служба в современном понимании
сводится к исполнению функций государственного
управления, рассматриваемого в широком
смысле, т.е. как управленческая деятельность
всех государственных органов в
системе исполнительной, представительной
и судебной власти. В рамках осуществления
функций государственной службы
реализуется государственная управленческая
деятельность, под которой понимается
осуществление субъектами государственного
управления, а также иными звеньями
государственного управления (государственными
служащими и должностными лицами)
функций государственного управления.
1.3 Нормативное правовое регулирование
государственной службы Российской Федерации
Государственная служба в
плане нормативно-правового регулирования
опирается на соответствующие нормы
международного, конституционного, гражданского,
административного, трудового, финансового,
уголовного и других отраслей права,
сформулированные, прежде всего в
принятой в 1978 г. международной Конвенции
о защите права на организацию и процедурах
определения условий занятости на государственной
службе и в Рекомендациях о процедурах
определения условий занятости на государственной
службе. На этих же принципах основываются
Федеральный закон «Об основах государственной
службы Российской Федерации», другие
федеральные законы Российской Федерации,
касающиеся государственной службы, и
прежде всего основные начала организации
и функционирования аппарата органов
государственной власти и государственной
службы в нем, сформулированные в Конституции
Российской Федерации.
Конституция играет принципиально
важную роль в правовом регулировании
государственной службы. Именно она
определяет, какие руководящие государственные
должности Российской Федерации
относятся к категории «А»
и в чем заключаются их отличия
о других государственных должностей
(категории «Б» и «В»). В ней
определена также компетенция Президента,
Совета Федерации и Государственной
Думы по назначению на должности и
освобождению от должности государственных
служащих. Она содержит и некоторые
другие положения, касающиеся подбора
и расстановки руководящих кадров
государственных органов.
На сегодняшний день, к
огромному сожалению, еще нет
ясности в государственной службе
как государственно-правового явления.
Из-за этого каждому присуще субъективное
понимание. Например, заведующий кафедрой
государственной службы и кадровой политики
Российской академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации,
социолог говорит: «для нынешнего состояния
государственной службы характерны: заторможенность
процесса развития правовой базы; неэффективность
системы управления, прежде всего Советом
по вопросам государственной службы при
Президенте Российской Федерации:
концептуальная неопределенность
ее модели в Федеральном законе «Об
основах государственной службы
Российской Федерации»;
правовая и кадровая автаркизация
вследствие существующего нормотворчества
субъектов Российской Федерации;
не разработанность государственной
кадровой политики и, как результат,
отсутствие единой нормативно-правовой
базы для реализации кадровых технологий,
стабильности кадрового состава, его
социальной защищенности, блокирующих
механизмов для кадрового волюнтаризма
и правового нигилизма;
весьма слабая научно-методическая
обеспеченность, недостаточное использование
информационных технологий в управлении
государственной службой Российской
Федерации».
Принимая во внимание все
вышеизложенное, следует подчеркнуть,
что законодатель понимает проблему,
которая стоит перед ним, и
в скором будущем уже ожидается
разработка новой современной законодательной
базы для государственной службы
с учетом предыдущего опыта.
В конце 2000 года Министерство
экономического развития и торговли
по поручению Президента и Правительства
Российской Федерации начало разрабатывать
предложения по Концепции реформирования
государственной службы. Распоряжением
Администрации Президента РФ была сформирована
межведомственная комиссия, которую
возглавил Д.А. Медведев, первый заместитель
руководителя Администрации Президента
РФ, и в которую вошли заместители
федеральных министров, представители
Федерального собрания, Конституционного
суда, других судебных учреждений, заинтересованных
ведомств и ведущих научных учреждений.
Три подгруппы разрабатывали
вопросы реформирования гражданской,
военной служб и службы в правоохранительных
органах. Единый текст Концепции
обсуждался отдельно в каждой из них.
15 августа 2001 года Концепция реформирования
системы государственной службы
Российской Федерации была утверждена
Президентом вместе с планом первоочередных
мер.