Государственная служба в США и странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть особенности государственной службы в данных странах, уделить особое внимание государственной службе в США.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается история государственной службы в США, описывается современный этап государственной службы; рассматриваются категории государственных служащих.
2. рассматривается законодательная основа государственной службы в странах Европы, понятие и категории государственных служащих, процесс прохождения службы, а так же их правовой статус.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственная служба в США………………………………….5
1.1. История развития государственной службы в США………………....5
1.2. Система заслуг в законе 1883 года……………………………...……. 9
1.3. Служба высших руководителей………………………………………14
1.4. Обязанности государственного служащего……………………….....18
Глава 2. Государственная служба в странах Европы…………………….22
2.1. Государственная служба во Франции………………………………...22
2.2. Государственная служба в Германии……………………………...…30
2.3. Государственная служба в Великобритании…………………….…..40
Заключение…………………………………………………………………..47
Библиографический список………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Быковой Дарьи, гр.934 .docx

— 98.52 Кб (Скачать файл)

                    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Отделение «Педагогическая  юриспруденция»

 

 

КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН  И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

 

Тема:

«Государственная служба в США и странах Европы».

 

                                                                       Курсовая работа

по предмету «Государственное

муниципальное управление»

студентки 3-го курса

очной формы обучения

бакалавриата по направлению 540400-

социально-экономическое  образование

(профиль «Юриспруденция»)

Быковой Дарьи  Андреевны

___________________________

                   (подпись)                                           

«Допущена к защите»

Руководитель: __________________

                                              (подпись)

«____» __________________ 2012 г.

Дата защиты: «____»_______ 2012г.

Оценка: ________________________

Руководитель: ___________________

                                     (подпись)

Научный руководитель:

кандидат юридических  наук, доцент,

доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права

Шилов Юрий Валерьевич

__________________________

                  (подпись)                                     


 

Пермь 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственная  служба в США………………………………….5

1.1. История развития государственной службы в США………………....5

1.2. Система заслуг в законе 1883 года……………………………...……. 9

1.3. Служба высших руководителей………………………………………14

1.4. Обязанности государственного служащего……………………….....18

Глава 2. Государственная служба в странах Европы…………………….22

2.1. Государственная служба  во Франции………………………………...22

2.2. Государственная служба  в Германии……………………………...…30

2.3. Государственная служба  в Великобритании…………………….…..40

Заключение…………………………………………………………………..47

Библиографический список………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Способ организации государственной  службы приобретает особенно важное значение в условиях демократии. От этого во многом зависит, насколько полно будут восприниматься и воплощаться на практике насущные требования избирателей; насколько прочной и эффективной станет обратная связь между государством и гражданским обществом и в конечном итоге прочность политического режима. В свою очередь способ организации государственной службы напрямую зависит от господствующих среди политиков представлений о ее задачах, основных функциях, критериях эффективности.

Данная работа является обзорным рассмотрением организации государственной  службы США и стран Европы. Понятие  государственной службы. Что вкладывают в него на Западе? Положение в  современном государственном управлении, уровень правовой обеспеченности - это те вопросы, ответы на которые  я и попытаюсь сформулировать в данной работе.

Актуальность изучения опыта  организации и функционирования государственной службы в зарубежных странах обусловлены возрастанием роли государственного управления, в осуществлении идущих социально-демократических преобразований, как в России, так и во многих развивающихся странах.

Цель данной работы: рассмотреть  особенности государственной службы в данных странах, уделить особое внимание государственной службе в  США.

Для достижения указанной  цели в работе решаются следующие  задачи:

1. показывается история государственной службы в США, описывается современный этап государственной службы; рассматриваются категории государственных служащих.

2. рассматривается законодательная  основа государственной службы  в странах Европы, понятие и  категории государственных служащих, процесс прохождения службы, а  так же их правовой статус.

Политико-юридические аспекты  становления и развития государственной  службы особенно глубоко рассматриваются  в монографических работах и  учебных пособиях, посвященных проблемам  истории и теории государства  и права, опубликованных в последние  годы Г.В. Атаманчуком, А.В. Новиковым, Г.И.Никеровым, а также вышедших под редакцией  В.Д. Граждана, А.Н. Козырина и др.

В мире существуют различные  традиции организации государственно-служебной  деятельности. Поэтому теоретический  и практический интерес представляет опыт тех стран, государственная  служба которых функционирует эффективно, и авторитет служащих в обществе достаточно высок. Таковыми в настоящее  являются государственные службы развитых стран Запада - США, ФРГ, Великобритании и Франции, которые и будут  рассмотрены в работе.

 

Глава 1. Государственная  служба в США.

    1. История развития государственной службы в США.

Предыстория развития современной  системы государственной службы в США начинается после войны за независимость. В данный период времени страна нуждалась в полновластном  главе государства, который смог бы создать эффективное управление при помощи подчиненного ему исполнительного аппарата. Один из идеологов победившей буржуазии А. Гамильтон писал о том,  что энергия (главы) исполнительной власти является основной характерной чертой, определяющий хороший государственный аппарат. Эти требования и были закреплены в конституции 1787 года, которая определила положение президента как главы исполнительной власти, предоставив ему также довольно широкие права.

Создатели конституции вообще умолчали об основах построения государственного аппарата и принципах организации  государственной службы. Закрепив положение  президента как главы исполнительного  федерального аппарата, конституция  США говорит лишь о его праве  «с совета и согласии сената назначать  послов и иных полномочных представителей и консулов... а также всех других должностных лиц Соединенных  Штатов» и о том, что президент  может «замещать все вакансии, которые откроются в период между  сессиями сената» (ст. 11, разд. 2 Конституции  США).1

Вплоть до середины 19 века в США не было издано ни одного закона, определяющего порядок комплектования служебного персонала федеральных  учреждений. Каждое министерство руководствовалось собственными правилами, устанавливаемыми на основе так называемых «органических законов» (нормативных актов, учреждавших данное ведомство).

Особое влияние на организацию  служебной деятельности личного  состава федеральных учреждений оказала деятельность первых президентов  США и, прежде всего Дж. Вашингтона, который имел возможность строить  свою администрацию с самого начала без юридической на то основы, а  также без практики предыдущих президентов. Он определил порядок назначений на государственную службу, который  сохранялся без каких-либо кардинальных изменений в течение первых четырех  десятилетий формирования американской республики и наиболее важные элементы, которого имеют силу в настоящее  время. Нормотворчество первых президентов  оказало влияние и на организацию  государственной службы в штатах и местных органах власти.2

Дж. Вашингтон при формировании своей администрации, фактически, не изменил общей системы организации  государственного управления, существовавшей в колониальный период. Методы деятельности государственного аппарата, принципы набора чиновников на государственные  должности, а также место бюрократии в жизни общества оставались английскими  и по форме, и по существу. Не менялась ни форма организации государственного управления, ни направленность его  деятельности.

Необходимо отметить, что  начало современной гражданской службе на уровне федерации было положено в 1883 г. Законом о гражданской службе. Этим актом упразднялась практиковавшаяся ранее система «добычи», в соответствии с которой, президент, победивший на выборах, мог полностью сменить всех должностных лиц. Закон ввел в действие новую систему и конкурсные экзамены для набора на службу и назначения на подавляющее число должностей. Запрещалась дискриминация по признаку партийной принадлежности, а гражданская служба объявлялась политически нейтральной. Закон учредил особый орган - Комиссию гражданской службы, ставшую впоследствии независимым ведомством в системе исполнительной власти.

Так же, в литературе отмечается закон об административной процедуре от 11 июня 1946 г., разработка которого началась еще в 1938 г. Данный закон стал миниатюрным кодексом американского административного права. Этот акт присваивал каждому органу в системе исполнительной власти, обладавшему правом определять правовой статус частных лиц путем издания нормативных актов или приказов, единообразное наименование «административное учреждение».3 После второй мировой войны аппарат исполнительной власти продолжал расширяться. Последний реорганизационный бум произошел при президенте Р. Никсоне, вынашивавшем, в частности, планы коренной реформы системы исполнительных департаментов. Это было связано в значительной степени с серьезными экономическими трудностями, с которыми страна столкнулась в конце 60 - начале 70-х годов.4

В 1974 - 1975 гг. при президенте Дж. Форде были созданы в качестве независимых агентств Федеральная  энергетическая администрация и  Администрация энергических исследований и развития (в связи с обострением  энергетического кризиса), Национальное управление по безопасности на транспорте, Федеральная комиссия по выборам, Комиссия по делам общинных служб и некоторые  другие.

В последующие годы законодательство, регулирующее гражданскую службу, неоднократно дополнялось и изменялось. Одним  из последних наиболее значительных актов был Закон о реформе  гражданской службы (1978 г.). Этим законом  вместо Комиссии были созданы в качестве независимых ведомств три новых  органа: Управление по руководству  персоналом, Управление особого советника  и Совет по охране системы заслуг.

Им поручалось выполнение трех различных  функций, выполнявшихся ранее комиссией: управление набором, обучением и  продвижением служащих; расследование  случаев нарушений правовых норм; вынесение решений по таким нарушениям.

Помимо этого, закон 1978 г. предусмотрел проведение ежегодной оценки работы служащих, ввел более широкое применение поощрительных премий и создал новую группу служащих - Службу высших руководителей. Многочисленные и очень детальные правовые нормы по вопросам гражданской службы содержатся главным образом в кодифицированном пятом разделе Свода законов США.

Хотелось бы обратить внимание на резкий рост аппарата исполнительной власти в послевоенные годы - главным образом на штатном и местном уровнях - в огромных масштабах увеличилось число государственных служащих.

За 1950 - 1990 гг. число государственных  работников возросла почти в 3 раза, а число наемных рабочих и  служащих на частных предприятиях и  в учреждениях - менее чем в 2 раза. В этот период каждое четвертое место, создаваемое в стране, приходилось  на государственный сектор. 

В 1960 - 1990 гг. темпы расширения федерального аппарата были относительно невелики, а в последние годы отмечалось и некоторое уменьшение численности  федеральных служащих. Это было вызвано  стремлением правительства несколько  сократить расходы на содержание государственного аппарата. Что же касается работников штатов и местных  органов управления, то их численность  увеличивается очень быстрыми темпами  и именно за счет опережающего роста  занятости в штатах и на местах увеличиваются масштабы и удельный вес государственного сектора США  в целом.

Анализируя историю развития государственной службы в США  можно заметить, что ей  способствовали особенности американского федерализма. Ввиду того, что конституция умолчала вопрос о построении государственной службы на местах, организация служебной деятельности чиновничества в управленческом аппарате штатов и местных органов стала прерогативой властей штатов и местного самоуправления.

Кроме этого на американскую государственную службу оказали  большое влияние президентская  форма правления, конституционные  принципы разделения властей, «сдержек и противовесов» и другие особенности  политической организации общества.

    1. Система заслуг в законе 1883 года.

Как было ранее сказано, Закон о гражданской службе ввел новую систему, именовавшейся «Системой заслуг». Для большинства чиновников продвижение по служебной лестнице производится согласно этой системе. Она означает отбор лучших кандидатур на повышение на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности. 

Более 90% всех государственных  служащих проходят через конкурсную систему путем отбора на конкурсных экзаменах. В США существует и  внеконкурсное занятие должностей для стажеров и учеников после  успешного прохождения стажировки. Вне конкурса замещаются должности  временного характера – на срок до 120 дней. Исключения могут быть сделаны  для служащих, потерявших прежнюю  должность из-за сокращения штатов и переведенных в другие учреждения.5

Информация о работе Государственная служба в США и странах Европы