Государственная служба в США и странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть особенности государственной службы в данных странах, уделить особое внимание государственной службе в США.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается история государственной службы в США, описывается современный этап государственной службы; рассматриваются категории государственных служащих.
2. рассматривается законодательная основа государственной службы в странах Европы, понятие и категории государственных служащих, процесс прохождения службы, а так же их правовой статус.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственная служба в США………………………………….5
1.1. История развития государственной службы в США………………....5
1.2. Система заслуг в законе 1883 года……………………………...……. 9
1.3. Служба высших руководителей………………………………………14
1.4. Обязанности государственного служащего……………………….....18
Глава 2. Государственная служба в странах Европы…………………….22
2.1. Государственная служба во Франции………………………………...22
2.2. Государственная служба в Германии……………………………...…30
2.3. Государственная служба в Великобритании…………………….…..40
Заключение…………………………………………………………………..47
Библиографический список………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Быковой Дарьи, гр.934 .docx

— 98.52 Кб (Скачать файл)

В законе о СВР определены, по меньшей  мере, три шкалы оценок: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо». При  оценке «хорошо» возможно получение  премии за выполнение. Более низкие оценки являются основанием для корректировки  действий служащего или увольнения его из СВР. Однако существуют ограничения. Высших руководителей нельзя оценивать  в течение 90-120 дней после поступления  на новую должность или в течение 120 дней после прихода нового президента. В 1989 г. был принят закон, согласно которому, начиная с 1991 г., каждые 3 года все  карьерные чиновники обязаны  проходить аттестацию. По этому поводу в справочнике для членов СВР  сказано: «Аттестация имеет своей  целью повысить результативность деятельности карьерных членов Службы высших руководителей, в том числе посредством поощрения  их творческого развития и с целью  оказания помощи тем руководителям, которые испытывают определенные трудности, но обладают потенциалом для достижения хороших результатов».

В каждом федеральном ведомстве  создается Совет по управленческим ресурсам, который определяет процедуру  найма и отбора на руководящие  должности. Этот процесс включает объявление об имеющихся вакансиях, предварительное  собеседование работника отдела кадров с кандидатом, углубленное  изучение последнего и рекомендации Совета о соответствии кандидата  требованиям, предъявляемым данной должностью. Затем все документы  направляются в Квалификационную комиссию, состоящую в основном из карьерных  чиновников различных министерств, которая решает вопрос об уровне компетенции  и соответствии кандидата необходимым  требованиям. Отбор кандидатов осуществляется Комиссией по нескольким критериям: наличие управленческого опыта  во всех сферах компетентности; наличие специальных и уникальных качеств, обеспечивающих успех в работе; успешное прохождение специальных учебных программ для руководителей.

Кроме того, существует 22 вида материального поощрения для  карьерных чиновников и 11 видов для  политических назначенцев. При успешном выполнении обязанностей они могут  получить в конце года премию в  размере 5 - 20% оклада. Помимо этого для  особо отличившихся служащих установлены  две президентские награды, составляющие соответственно 35 и 20% их годовой заработной платы. Гласность и четкое определение  всех видов поощрения и льгот  позволяют не только контролировать доходы руководителей, но и создать  систему их мотивации.9

1.4. Обязанности государственного служащего

Обязанности государственных  служащих в общих чертах закреплены в так называемом Кодексе этики  государственной службы, утвержденном резолюцией конгресса США в 1958 г.

''Каждое лицо, состоящее  на государственной службе должно:

  1. ставить преданность высшим моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партии или государственным органам;
  2. поддерживать Конституцию, законы и постановления Соединенных Штатов и всех органов государственной власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;
  3. работать полное рабочее время за дневную оплату; прилагать необходимые усилия и старание к выполнению своих обязанностей;
  4. стараться находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;
  5. никогда не осуществлять дискриминацию путем предоставления кому-либо специальных благ и привилегий, как за вознаграждение, так и без, и никогда не принимать для себя лично либо для своей семьи благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как средство воздействия на исполнение должностных обязанностей;
  6. не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности;
  7. не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  8. никогда не использовать при исполнении должностных обязанностей конфиденциально полученную информацию для извлечения личной выгоды;
  9. вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;
  10. соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.10

В случае нарушения вышеуказанных  обязанностей к государственным  служащим применяются следующие  меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в должности, низкая оценка служебной деятельности, временное отстранение от работы без выплаты зарплаты до 14 дней, отпуск без содержания на срок до 30 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы. За некоторые виды должностных проступков предусматривается уголовное наказание. Государственный служащий, в отношении которого применяются такие меры дисциплинарного воздействия, как увольнение, временное отстранение от работы без выплаты зарплат до 14 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, отпуск без содержания сроком до 30 дней, имеет право:

1) на письменное уведомление  за 30 дней, за исключением тех  случаев, когда имеются основания  полагать, что государственный служащий  совершил преступление, за которое  может быть в судебном порядке  назначена такая мера наказания,  как лишение свободы; 

2) на достаточное время,  но не менее семи дней, подготовки  объяснения в письменной форме  и предоставления тех документов, которые подтверждают факты, приведенные  в объяснение служащим;

3) быть представленным  адвокатом или иным доверенным  лицом; 

4) на получение в письменной  форме мотивированного решения  в наиболее сжатые сроки'' (пар. 7513 Свода законов США).

Меры взыскания могут  быть обжалованы в Совет по вопросам защиты ‘’системы заслуг’’.

Государственный служащий или  кандидат на занятие должности имеет  право на рассмотрение дела с участием адвоката или доверенного лица. Рассмотрение жалоб по делам об увольнении государственных  служащих осуществляется Советом. Жалобы на иные меры взыскания рассматривается  должностными лицами Совета либо судьями  единолично. Стороны по делу представляют необходимые для его рассмотрения документы и участвуют в слушаниях. Решения о дисциплинарном взыскании  могут быть отменены, если обнаружены серьезные нарушения процедуры  при внесении решения, если решение  подпадает под понятие запрещенной  кадровой политики и в случае когда, решение не основывается на требованиях  законодательства. Решение Совета по вопросам защиты ''системы заслуг'' является окончательным и может быть оспорено в судебном порядке.

Оценивая этот ‘кодекс  этики’’ чиновников, нельзя не отметить высокие нравственные принципы, отвечающие общечеловеческим гуманистическим  идеалам, признанным во всем мире.  Бочарова Е.Ю. в своей статье упоминает о том, что существующая в США концепция государственной службы на первый план ставит безупречное поведение государственных служащих.

 Однако на практике  эти высокие принципы часто  игнорируются. Такие явления, как  коррупция и протекционизм, продолжают  процветать в административно-государственном  аппарате управления США, о  чем свидетельствуют скандальные  истории, периодически возникающие  на страницах печати.

Но все же, политическая и гражданская культура США основаны на понятии того, что государственные  служащие обязаны выполнять свою работу на интересах общества.11 Американская конституция начинается со слов «Мы, народ….», и уже это дает представление о том, что любая государственная власть, которую представляют назначаемые или избираемы должностные лица, прежде всего, исходит от американского народа.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственная  служба в странах Европы.

2.1.Государственная  служба во Франции

 

Если следовать французским  источникам, то государственную службу следует определить как совокупность людей, находящихся на службе государства, местных коллективов и их административных учреждений. Таким образом, понятие  «государственные служащие» объединяет всех тех, кто служит в центральных  и местных органах власти. Подобно  тому, как это имеет место в  других странах (и, соответственно, в  других языках), государственная служба называется официально «общественной  службой».

Суть французской государственной  службы — закрытая и подробно регламентированная система администрирования с  присущим ей духом иерархичности, кастовости и верноподданности государству. 

Ее основные принципы закреплены в Конституции, а также в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле Конституции 1946 г., которые объединены в конституционные источники права Франции13. В Конституции (ст. 34) указано, что основные гарантии, предоставляемые гражданским и военным государственным служащим отнесены к сфере закона, т.е. компетенции Парламента. Декларация провозглашает принцип равного доступа граждан к публичной службе (ст. 6), а Преамбула предоставляет свободное определение условий труда и право на забастовку.

Французы понимают государственную службу своей страны как «деятельность в общественных интересах, осуществляемую под руководством политической власти от имени и в интересах граждан»… Государственный служащий, т.е. гражданин, состоящий на государственной службе, оказывает услуги другим гражданам, но одновременно он является представителем государства и в силу этого принимает свое скромное участие в осуществлении государственной власти.

Переходя к понятию  и статусу чиновников и других категорий служащих госаппарата, следует отметить, что чиновником по французскому праву является лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получившее ранг в административной иерархии. Госслужащий — понятие более широкое: это лицо, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу госоргана. Таким образом, все чиновники — госслужащие, но не все госслужащие — чиновники. Если чиновник по определению связан с государственной службой на всю свою профессиональную жизнь фактом включения его в штат и присвоения ему ранга, то другие категории госслужащих рассматриваются как люди временные или, во всяком случае, не до конца интегрированные в систему, не полностью "свои".

К таким категориям относятся:

1) почасовики, т.е. лица, нанятые  для выполнения определенной  ограниченной задачи (исследования, разработки, обучение и т.п.) на  условиях повременной оплаты  в соответствии с расценками  государственной службы, но не более чем на 120 часов в месяц;

2) работники по контракту,  нанимаемые на трехлетний срок  с возможностью однократного  его продления на должности,  как правило, либо технические,  узкоспециальные, либо возникшие  лишь недавно и потому еще  не включенные в штат. Сам контракт  может носить характер либо  административно-правовой, если предполагается  участие служащего в отправлении  каких-либо управленческих функций,  либо частноправовой;

3) помощники — служащие, нанятые без контракта, т.е.  односторонним решением администрации  для выполнения временной работы; на практике это обходной маневр, позволяющий обойти нормы права  государственной службы (например, конкурсность, размер оплаты, дисциплину, возможность найма иностранцев);

4) чиновники-стажеры, т.е.  служащие, назначенные на постоянную  должность, но с испытательным  сроком от 6 месяцев до двух  лет; по итогам стажировки они сдают тесты, после чего могут быть зачислены в штат, уволены, либо статус стажера может быть продлен. Таким образом, есть несколько категорий служащих как бы "второго сорта", которые хотя и работают в госаппарате, но не имеют гарантий и привилегий, предусмотренных статутом чиновника.

Чиновники делятся на категории, ранги (классы) и ступени. Определяющую роль в карьерном процессе играют категории, которых четыре: А, В, С и Д. Каждая определяется уровнем найма и характером исполнения функций.

В высшую категорию «А»  входят чиновники, занимающиеся подготовкой  управленческих решений или руководящей  работой и имеющие диплом о  высшем образовании (атташе, гражданские администраторы и т.д.). Они составляют 20% общего числа чиновников государственно-административного управления.

Категорию «В» составляют чиновники, которые реализуют исполнительные функции и набираются из лиц, имеющих  специальное образование (диплом бакалавра  или равноценный диплом). Обычно здесь работают административные секретари, инспектора, учителя и др., составляющие около 40% чиновников.

Категория «С» занята специализированным исполнением административных функций  и охватывает 31% чиновников. В категорию  «Д» включают технических работников, которых насчитывается около 10%, но их численность постоянно сокращается. Следует отметить, что чиновники категорий «С» и «Д» могут иметь среднее образование.14

Информация о работе Государственная служба в США и странах Европы