Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть особенности государственной службы в данных странах, уделить особое внимание государственной службе в США.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается история государственной службы в США, описывается современный этап государственной службы; рассматриваются категории государственных служащих.
2. рассматривается законодательная основа государственной службы в странах Европы, понятие и категории государственных служащих, процесс прохождения службы, а так же их правовой статус.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственная служба в США………………………………….5
1.1. История развития государственной службы в США………………....5
1.2. Система заслуг в законе 1883 года……………………………...……. 9
1.3. Служба высших руководителей………………………………………14
1.4. Обязанности государственного служащего……………………….....18
Глава 2. Государственная служба в странах Европы…………………….22
2.1. Государственная служба во Франции………………………………...22
2.2. Государственная служба в Германии……………………………...…30
2.3. Государственная служба в Великобритании…………………….…..40
Заключение…………………………………………………………………..47
Библиографический список………………………………………………….48
Термин гражданская служба
сложился исторически. В британской
правовой доктрине и практике принято
считать министров
В законодательстве наряду с понятием гражданский служащий используется также понятие государственный служащий, означающее любое лицо, занятое в публичном секторе. Их обычно называют должностными лицами, поскольку они заняты в каком-либо органе государственного или негосударственного управления. Другими словами, к государственным служащим относятся все служащие, включая как собственно гражданских служащих, так и всех остальных служащих: вооруженных сил, полиции, публичных корпораций (органов государственного управления, осуществляющих руководство предприятиями национализированных отраслей), местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования.28
Так же гражданскими (государственными) служащими Великобритании являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом.
В соответствии с принципом
отделения государственного управления
от политики, положенным в основу государственной
службы Великобритании, все государственные
должностные лица подразделены на две
основные категории: политиков, заменяемых
в случае ухода правительства
в отставку, и администраторов-
К числу государственных
служащих-политиков относятся
Гражданская служба подразделяется на внутреннюю и дипломатическую. К первой относятся служащие большинства министерств, а также исполнительных агентств, или «кванго», т.е. специализированных органов государственного управления, наделенных значительной самостоятельностью в организационных и финансовых вопросах. 29 Внешняя
служба комплектуется в основном из лиц, находящихся на дипломатической работе в Министерстве иностранных дел и по делам Содружества (в том числе из них формируются зарубежные дипломатические миссии).
Секретарь кабинета министров возглавляет внутреннюю службу, а государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам Содружества - дипломатическую.
Исторически гражданская служба считается прерогативой короны (королевской власти) и поэтому регулируется в основном не законами, а приказами короны в Совете, а также распоряжениями министерства финансов и других министерств в рамках своей компетенции.
В настоящее время управление
гражданской службой
Отбором кандидатов для поступления на гражданскую службу занимаются непосредственно министерства и ведомства под общим контролем Комиссии по делам гражданской службы. Вспомогательную роль при отборе персонала выполняют некоторые специализированные организации, такие как Агентство по оценке и отбору кандидатов для гражданской службы, Группа корпоративного развития и др. В целях совершенствования профессиональной подготовки кадров для гражданской службы учреждены Центр по изучению вопросов управления и политики, а также Организация по обучению кадров для центральных органов государственного управления.
Система набора гражданских
служащих предполагает проведение письменных
экзаменов и обязательного
Процедура отбора состоит из нескольких этапов. На первом из них делается письменный доклад на заданную тему. С успешно прошедшими эту процедуру в течение двух дней проводятся тесты и интервью, которые в настоящее время приобрели основное значение. Затем на основании оценки всей совокупной информации о претенденте проводится заключительное собеседование, в результате чего решается вопрос о зачислении. При этом принимаются во внимание рекомендации школ и университетов, где кандидаты проходили курс обучения. Министерства и ведомства имеют право устанавливать для успешно прошедших конкурс и зачисленных гражданских служащих испытательный срок, который не должен превышать двух лет.
Гражданские служащие имеют
ряд существенных льгот, гарантируемых
государством. Прежде всего, гарантируется
пожизненная занятость
В правах гражданских служащих существуют, однако, и некоторые ограничения. Высшим должностным лицам запрещено заниматься политикой на общенациональном уровне. Для участия в местной политической деятельности всем служащим необходимо разрешение руководства соответствующего ведомства, выдаваемое не во всех случаях и при обязательном условии лояльности к учреждениям, которые они представляют. Ограничения касаются участия в финансовых операциях и тех сделках с акциями и земельными участками, которые могут привести к столкновению частных и служебных интересов. Специальное разрешение на политическую деятельность требуется и после выхода в отставку.
Английская система
Система мероприятий по реформированию государственной службы была предложена в программе под названием: «Улучшение управления в правительстве: Следующие шаги», опубликованной в феврале 1988 г.
В ней говорилось, что
главная цель изменений должна заключаться
в том, чтобы установить совершенно
новый способ управления. Центральная
ветвь гражданской службы должна
состоять из относительно небольшой
группы менеджеров, занимающейся обслуживанием
министров и управлением
К июню 1993 г. 339 000 чиновников (более 60% их общего числа) уже работали в агентствах или службах, приравненных к ним. Самое большое из 84 агентств (социального обеспечения) насчитывало более 60 000 служащих, в некоторых маленьких агентствах работало менее 100 служащих. При таком большом различии в размерах (и функциях) для агентств не существует одних и тех же правил. После 1993 г. еще двадцать служб (более 28 000 чиновников) были выставлены на конкурс для получения статуса агентства, самое большое - судебной службы с 10 000 чиновников - приобрело этот статус в апреле 1995 г.
Важные нововведения имели место при назначении главных управляющих агентств. Они назначались по контракту на три или пять лет, большинство - в результате открытого конкурса, и не имели в прошлом отношения к государственной службе.
В 1991 г. была принята Гражданская хартия, в которой правительство пообещало улучшить работу общественных служб и ориентацию их на потребителя. После этого были созданы графики достижения более высоких результатов, особенно в таких областях, как здравоохранение и образование.
Последним шагом в разработке
аппарата централизованного менеджмента
стало создание в мае 1993 г. ведомства
общественных служб и науки. Оно
возглавляется министром
Внедрение в государственную службу посредством создания агентств, которые должны проходить «тестирование рынком», элементов приватизации и коммерциализации, вызывает в Великобритании споры и критику со стороны оппозиционных партий. Вместе с тем на практике механизм парламентского контроля над агентствами, как считается, достаточно эффективен.
Служащие местных советов рекрутируются главным образом из представителей различных профессий, которые набираются на контрактной основе и в большинстве случаев работают в течение всей трудовой жизни. Профессионалы занимают в основном наиболее ответственные должности.
Работа всего штата «служащих» должна подвергаться ежегодной оценке со стороны руководства. Одним из важных ее итогов является определение необходимости обучения в каждом отдельном случае в зависимости от требований служебного положения.31
Что касается обучения гражданских служащих и всех служащих общественного сектора, в Великобритании делается фактический упор на повышение квалификации работающих. В каждом министерстве имеется соответствующий отдел, специальные сотрудники и менеджеры по подготовке и навыкам; функционируют курсы, работающие по программам, подготовленным для данного ведомства. Учиться можно очно или заочно. Некоторые категории сотрудников (прежде всего молодых) получают определенные льготы для посещения курсов в форме предоставления свободных дней и т.д.
В местных советах необходимость обучения персонала определяется с помощью центральной учебной консультативной группы, состоящей из представителей всех уровней и сфер власти. Местные органы власти полностью покрывают расходы по обучению, признанному необходимым.
В целом деятельность института государственной службы Великобритании отличается достаточной эффективностью на всех уровнях, что в значительной мере определяется рациональностью современной менеджеральной модели, положенной в его основу. Отлаженный контроль над деятельностью чиновников всех уровней создает атмосферу высокой ответственности в государственном аппарате.
Заключение
Между мировыми системами государственной службы существуют достаточно значительные различия - это зависит от истории развития государств, каждое из которых имеет свои особенности. В одних государствах доминируют традиции централизма и строгой административной иерархии (Германия, Франция). Другие системы государственного управления и государственной службы значительно учитывают принципы коммунального самоуправления (США), в третьих странах государственная служба находится на этапе кардинального реформирования (Великобритания).
В настоящее время во многих государствах
активно идет процесс преобразования
государственной службы. Традиционная
иерархичность хоть и сохраняется,
но играет меньшую роль, количество
административных ступеней уменьшается,
расширяются возможности
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что много делается для повышения престижа работы в органах исполнительной власти.
Во-первых, улучшения имиджа государственной службы, усиление системы социальных гарантий госслужащих, стабильность и повышение заработной платы.
Во-вторых, сложная, многоступенчатая система отбора кадров для государственной службы.
И в - третьих, четкая организация системы государственной службы с нормативно установленной компетенцией каждого уровня управления и установленными принципами должностной субординации.
Библиографический список.
Нормативные документы
1. Франция. Конституция и законодательные акты. М., 1989.
2. Bundesgesetzblatt. 1985. №1.3. 462; BGBL. 3. 2030
Основная литература
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2004.
Информация о работе Государственная служба в США и странах Европы