Государственная служба в США и странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть особенности государственной службы в данных странах, уделить особое внимание государственной службе в США.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается история государственной службы в США, описывается современный этап государственной службы; рассматриваются категории государственных служащих.
2. рассматривается законодательная основа государственной службы в странах Европы, понятие и категории государственных служащих, процесс прохождения службы, а так же их правовой статус.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственная служба в США………………………………….5
1.1. История развития государственной службы в США………………....5
1.2. Система заслуг в законе 1883 года……………………………...……. 9
1.3. Служба высших руководителей………………………………………14
1.4. Обязанности государственного служащего……………………….....18
Глава 2. Государственная служба в странах Европы…………………….22
2.1. Государственная служба во Франции………………………………...22
2.2. Государственная служба в Германии……………………………...…30
2.3. Государственная служба в Великобритании…………………….…..40
Заключение…………………………………………………………………..47
Библиографический список………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Быковой Дарьи, гр.934 .docx

— 98.52 Кб (Скачать файл)

Термин гражданская служба сложился исторически. В британской правовой доктрине и практике принято  считать министров политическими  слугами короны; лиц, состоящих на воинской службе — ее военными слугами; служащих министерств — гражданскими слугами. По указанной причине в  качестве гражданских служащих не могут  рассматриваться министры, служащие вооруженных сил, полиции. Кроме  того, к ним не могут быть отнесены судьи, служащие публичных корпораций, местных органов власти, органов  здравоохранения и образования27.

В законодательстве наряду с понятием гражданский служащий используется также понятие государственный  служащий, означающее любое лицо, занятое  в публичном секторе. Их обычно называют должностными лицами, поскольку они  заняты в каком-либо органе государственного или негосударственного управления. Другими словами, к государственным  служащим относятся все служащие, включая как собственно гражданских служащих, так и всех остальных служащих: вооруженных сил, полиции, публичных корпораций (органов государственного управления, осуществляющих руководство предприятиями национализированных отраслей), местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования.28

Так же гражданскими (государственными) служащими Великобритании являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом.

В соответствии с принципом  отделения государственного управления от политики, положенным в основу государственной  службы Великобритании, все государственные  должностные лица подразделены на две  основные категории: политиков, заменяемых в случае ухода правительства  в отставку, и администраторов-профессионалов, нанимаемых на постоянную работу независимой  от других административных органов  Комиссией гражданской службы.

К числу государственных  служащих-политиков относятся в  первую очередь высшие должностные  лица: премьер-министр, все министры, государственные секретари и  некоторые другие высокопоставленные чиновники. Безусловно, высший слой профессиональных служащих, относимых ко второй категории, самым непосредственным образом  участвует в разработке политических решений, но, в отличие от министров, не несет никакой политической ответственности  за их последствия.

Гражданская служба подразделяется на внутреннюю и дипломатическую. К первой относятся служащие большинства министерств, а также исполнительных агентств, или «кванго», т.е. специализированных органов государственного управления, наделенных значительной самостоятельностью в организационных и финансовых вопросах. 29 Внешняя

служба комплектуется  в основном из лиц, находящихся на дипломатической работе в Министерстве иностранных дел и по делам  Содружества (в том числе из них  формируются зарубежные дипломатические  миссии).

Секретарь кабинета министров  возглавляет внутреннюю службу, а  государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам  Содружества - дипломатическую.

Исторически гражданская  служба считается прерогативой короны (королевской власти) и поэтому  регулируется в основном не законами, а приказами короны в Совете, а  также распоряжениями министерства финансов и других министерств в  рамках своей компетенции.

В настоящее время управление гражданской службой осуществляет премьер-министр.

Отбором кандидатов для поступления  на гражданскую службу занимаются непосредственно  министерства и ведомства под  общим контролем Комиссии по делам  гражданской службы. Вспомогательную  роль при отборе персонала выполняют  некоторые специализированные организации, такие как Агентство по оценке и отбору кандидатов для гражданской  службы, Группа корпоративного развития и др. В целях совершенствования  профессиональной подготовки кадров для  гражданской службы учреждены Центр  по изучению вопросов управления и  политики, а также Организация  по обучению кадров для центральных  органов государственного управления.

Система набора гражданских  служащих предполагает проведение письменных экзаменов и обязательного собеседования  по программам ведущих британских университетов. При наборе на высшие должности предпочтение отдается устным собеседованиям. Назначения высших должностных лиц проводятся министром гражданской службы, т.е. премьер-министром. Назначения на другие должности - руководителями соответствующих  министерств, осуществляющими набор  самостоятельно, но под контролем  комиссии гражданской службы.

Процедура отбора состоит  из нескольких этапов. На первом из них  делается письменный доклад на заданную тему. С успешно прошедшими эту  процедуру в течение двух дней проводятся тесты и интервью, которые  в настоящее время приобрели основное значение. Затем на основании оценки всей совокупной информации о претенденте проводится заключительное собеседование, в результате чего решается вопрос о зачислении. При этом принимаются во внимание рекомендации школ и университетов, где кандидаты проходили курс обучения. Министерства и ведомства имеют право устанавливать для успешно прошедших конкурс и зачисленных гражданских служащих испытательный срок, который не должен превышать двух лет.

Гражданские служащие имеют  ряд существенных льгот, гарантируемых  государством. Прежде всего, гарантируется  пожизненная занятость служащего, преждевременные увольнения возможны только в случае грубейших нарушений  трудовой дисциплины. Кроме этого, служащие освобождены от оплаты взносов в  пенсионный фонд, а право на пенсию в размере одной трети заработной платы возникает у них при  стаже работы в 10 лет и достижении минимального возраста ухода в отставку.

В правах гражданских служащих существуют, однако, и некоторые  ограничения. Высшим должностным лицам  запрещено заниматься политикой  на общенациональном уровне. Для участия  в местной политической деятельности всем служащим необходимо разрешение руководства соответствующего ведомства, выдаваемое не во всех случаях и  при обязательном условии лояльности к учреждениям, которые они представляют. Ограничения касаются участия в  финансовых операциях и тех сделках  с акциями и земельными участками, которые могут привести к столкновению частных и служебных интересов. Специальное разрешение на политическую деятельность требуется и после  выхода в отставку.

Английская система продвижения  по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной  группы в другую очень ограничены. Большое значение традиционно придается  старшинству чиновников в министерской иерархии, а не их профессиональным заслугам. Вся система найма, обучения и продвижения по службе в Великобритании организована так, чтобы создать тип профессионального управленца, администратора широкого профиля.

Система мероприятий по реформированию государственной службы была предложена в программе под названием: «Улучшение управления в правительстве: Следующие  шаги», опубликованной в феврале 1988 г.

В ней говорилось, что  главная цель изменений должна заключаться  в том, чтобы установить совершенно новый способ управления. Центральная  ветвь гражданской службы должна состоять из относительно небольшой  группы менеджеров, занимающейся обслуживанием  министров и управлением министерствами, которые становятся «спонсорами» разработанных  правительством программ и вновь  создаваемых служб. Подотчетными этим министерствам станут агентства, имеющие  свой собственный персонал, который  может обладать или не обладать статусом государственных служащих. Они будут  заниматься предоставлением соответствующих  услуг с четко обозначенной ответственностью между министром и постоянным секретарем министерства (заместителем министра), с одной стороны, и председателем  или главным управляющим агентства, с другой. Как министерства, так  и их агентства должны иметь упрощенную и более открытую структуру. Новые  агентства были в основном включены в аппарат государственной службы, на министров возлагалась ответственность  за их работу. Кроме того, они находятся  в компетенции комитетов парламента, национального ревизионного ведомства  и члена парламента, ответственного за администрацию.30

К июню 1993 г. 339 000 чиновников (более 60% их общего числа) уже работали в агентствах или службах, приравненных к ним. Самое большое из 84 агентств (социального обеспечения) насчитывало  более 60 000 служащих, в некоторых  маленьких агентствах работало менее 100 служащих. При таком большом  различии в размерах (и функциях) для агентств не существует одних  и тех же правил. После 1993 г. еще  двадцать служб (более 28 000 чиновников) были выставлены на конкурс для получения статуса агентства, самое большое - судебной службы с 10 000 чиновников - приобрело этот статус в апреле 1995 г.

Важные нововведения имели  место при назначении главных  управляющих агентств. Они назначались  по контракту на три или пять лет, большинство - в результате открытого  конкурса, и не имели в прошлом  отношения к государственной  службе.

В 1991 г. была принята Гражданская  хартия, в которой правительство  пообещало улучшить работу общественных служб и ориентацию их на потребителя. После этого были созданы графики  достижения более высоких результатов, особенно в таких областях, как  здравоохранение и образование.

Последним шагом в разработке аппарата централизованного менеджмента  стало создание в мае 1993 г. ведомства  общественных служб и науки. Оно  возглавляется министром правительства, и в нем работает более 1200 чиновников. В ведомство входит ряд отделов, включая управление по эффективности, управление Гражданской хартией, а  также три агентства и колледж  государственной службы.

Внедрение в государственную  службу посредством создания агентств, которые должны проходить «тестирование  рынком», элементов приватизации и  коммерциализации, вызывает в Великобритании споры и критику со стороны  оппозиционных партий. Вместе с тем  на практике механизм парламентского контроля над агентствами, как считается, достаточно эффективен.

Служащие местных советов  рекрутируются главным образом  из представителей различных профессий, которые набираются на контрактной  основе и в большинстве случаев  работают в течение всей трудовой жизни. Профессионалы занимают в  основном наиболее ответственные должности.

Работа всего штата  «служащих» должна подвергаться ежегодной  оценке со стороны руководства. Одним  из важных ее итогов является определение необходимости обучения в каждом отдельном случае в зависимости от требований служебного положения.31

Что касается обучения гражданских  служащих и всех служащих общественного  сектора, в Великобритании делается фактический упор на повышение квалификации работающих. В каждом министерстве имеется соответствующий отдел, специальные сотрудники и менеджеры  по подготовке и навыкам; функционируют  курсы, работающие по программам, подготовленным для данного ведомства. Учиться  можно очно или заочно. Некоторые  категории сотрудников (прежде всего  молодых) получают определенные льготы для посещения курсов в форме  предоставления свободных дней и  т.д.

В местных советах необходимость  обучения персонала определяется с  помощью центральной учебной  консультативной группы, состоящей  из представителей всех уровней и  сфер власти. Местные органы власти полностью покрывают расходы  по обучению, признанному необходимым.

В целом деятельность института  государственной службы Великобритании отличается достаточной эффективностью на всех уровнях, что в значительной мере определяется рациональностью  современной менеджеральной модели, положенной в его основу. Отлаженный контроль над деятельностью чиновников всех уровней создает атмосферу высокой ответственности в государственном аппарате.

 

 

 

Заключение

 

Между мировыми системами государственной  службы существуют достаточно значительные различия - это зависит от истории развития государств, каждое из которых имеет свои особенности. В одних государствах доминируют традиции централизма и строгой административной иерархии (Германия, Франция). Другие системы государственного управления и государственной службы значительно учитывают принципы коммунального самоуправления (США), в третьих странах государственная служба находится на этапе кардинального реформирования (Великобритания).

В настоящее время во многих государствах активно идет процесс преобразования государственной службы. Традиционная иерархичность хоть и сохраняется, но играет меньшую роль, количество административных ступеней уменьшается, расширяются возможности альтернативных путей выдвижения на высокие государственные  посты. Постоянно идут поиски путей, методов, технологий повышения эффективности  государственной службы, открытости деятельности служащих.

Подводя итоги, можно сделать вывод  о том, что много делается для повышения престижа работы в органах исполнительной власти.

Во-первых, улучшения имиджа государственной службы, усиление системы социальных гарантий госслужащих, стабильность и повышение заработной платы.

Во-вторых, сложная, многоступенчатая система отбора кадров для государственной службы.

И в - третьих,  четкая организация системы государственной службы с нормативно установленной компетенцией каждого уровня управления и установленными принципами должностной субординации.

 

 

Библиографический список.

 

Нормативные документы

1. Франция. Конституция и законодательные акты. М., 1989.

2. Bundesgesetzblatt. 1985. №1.3. 462; BGBL. 3. 2030

Основная литература

1.  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2004.

Информация о работе Государственная служба в США и странах Европы