Государственная служба в США и странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть особенности государственной службы в данных странах, уделить особое внимание государственной службе в США.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается история государственной службы в США, описывается современный этап государственной службы; рассматриваются категории государственных служащих.
2. рассматривается законодательная основа государственной службы в странах Европы, понятие и категории государственных служащих, процесс прохождения службы, а так же их правовой статус.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственная служба в США………………………………….5
1.1. История развития государственной службы в США………………....5
1.2. Система заслуг в законе 1883 года……………………………...……. 9
1.3. Служба высших руководителей………………………………………14
1.4. Обязанности государственного служащего……………………….....18
Глава 2. Государственная служба в странах Европы…………………….22
2.1. Государственная служба во Франции………………………………...22
2.2. Государственная служба в Германии……………………………...…30
2.3. Государственная служба в Великобритании…………………….…..40
Заключение…………………………………………………………………..47
Библиографический список………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Быковой Дарьи, гр.934 .docx

— 98.52 Кб (Скачать файл)

Каждая категория охватывает несколько рангов. Ранги, пожалуй, основное звено карьерной классификации. Это звание, дающее его владельцу  право на занятие ряда соответствующих  рангу должностей, является для чиновника  важной гарантией стабильности его  положения, его защитой от превратностей  административной жизни, таких, как  упразднение должности или смена правящей партии: он не может быть в этих случаях просто уволен, его ранг дает ему право занять другой пост. Иногда ранги называют классами. Каждый ранг делится на ступени, и вся карьера чиновника проходит, как правило, через повышение ступеней и рангов.

Как организовано управление аппаратом служащих государства?

Главным руководящим органом  в системе государственной службы является бюджетное управление министерства финансов, которое занимается двумя  важнейшими вопросами: штатным расписанием  и оплатой труда. Фактически второе место в руководстве государственной  службой принадлежит главному управлению государственной администрации  и государственной службы, занимающемуся  исследованиями и координацией.

Нехватка средств и  штатов не позволяет ему оказать  существенное влияние на организацию  и функционирование государственной  службы. И наконец, в каждом министерстве имеется управление кадров, которое  прямо и непосредственно управляет  подведомственным ему персоналом в  центре и на метах.15

В настоящее время во Франции  существует специальное Министерство государственной службы, государственной  реформы и децентрализации, в  состав которого входит Генеральная  дирекция администрации и государственной  службы. Ее задачи таковы: контролировать соблюдение Общего устава (статута) государственной  службы, собирать статистические данные, управлять соответствующим имуществом, руководить работой по реорганизации  административных учреждений. Полномочия Генеральной дирекции распространяются на всех государственных служащих. Она участвует и в руководстве  учебными заведениями по подготовке и переподготовке кадров для государственной  службы.

Рассмотрев руководящие органы, следует обратить внимание на поступление  на государственную службу. Существует  сложная система отбора государственных служащих. В Декларации прав человека и гражданина, ставшей частью Конституции, говориться: «Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, постам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями и талантами.»

Под равенством при поступлении  на службу имеется в виду прежде всего равенство вне зависимости от расы, национальности, убеждений и пола. Запрещается, например, дискриминация по политическим взглядам. Этот принцип сформулирован Государственным советом в 1954 г. в решении по делу Бареля. По этому делу госсекретарь по вопросам государственной службы отрицал за коммунистами право на поступление в Национальную административную школу. Госсовет, не согласившись с ним, разрешил коммунистам принять участие в конкурсе.

При поступлении на службу действуют  некоторые ограничения по возрасту, гражданству и способностям. Уставы предусматривают минимальный и максимальный возраст для поступления на службу. Максимальный возраст для многих должностей составляет от 40 до 45 лет. Обладание французским гражданством обязательно только для занятия штатных должностей. На внештатные можно принимать иностранцев. Для занятия некоторых должностей требуется наличие диплома, удостоверяющего необходимый уровень квалификации. От этого уровня зависит и размер оплаты труда служащего.

Прием на государственную  публичную службу проводится на конкурсной основе. Конкурсы бывают трех видов: внешний, внутренний и смешанный (открытый). Внешний конкурс (его еще называют учебным) предназначен только для кандидатов, лишь предполагающих поступить на службу. Внутренний, или конкурс чиновников, ориентирован для продвижения по службе лиц, уже имеющих стаж. И смешанный, совмещающий требования двух вышеуказанных конкурсов.

Открытые конкурсы проходят на национальном уровне. Публикуется число и перечень вакантных мест, срок представления документов, их перечень и формы, место проведения конкурса. Документы сдаются через префектуры, где они проходят проверку на точность приведенных в них данных. После этого публикуется полный список всех претендентов, которые примут участие в конкурсе.

Все конкурсанты сдают  экзамен. Он делится на письменный и устный. Претендент, сдавший письменный экзамен, допускается к устному. Перечень вопросов, выносимых на экзамены, засекречен и определяется на национальном уровне. Подбор состава комиссии осуществляется по четко установленным правилам. Работают члены комиссии за плату. Комиссии запрещено вводить свои, произвольные вопросы на экзаменах. Если при проведении конкурсов не соблюдается какое-либо установленное законами требование, то итоги конкурсов могут быть аннулированы в судебном порядке.16

Общий устав государственной службы формулирует права и обязанности  чиновников. К правам относятся: свобода  убеждений и совести; свобода  выражения мнений (только для чиновников, выступающих кандидатами на выборные должности или исполняющих представительские  функции); право на забастовку (но не политическую); право на профсоюзную  деятельность; право на участие в  обсуждении решений, касающихся государственных  служащих; право на отпуск; право  на постоянную профессиональную переподготовку; право на гигиену и безопасность труда. Что касается обязанностей, то они делятся на две группы: служебные  обязанности, которые чиновник обязан добросовестно выполнять, и так  называемые обязанности по статусу: проявлять сдержанность, лояльность, соблюдать достоинство, беспристрастность, умеренность.

Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей влечет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных  законодательством, уголовную ответственность.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на служащих, делятся на четыре группы: предупреждение и выговор; понижение в ступени, временное  отстранение от должности сроком до 15 дней; лишение звания, временное  отстранение от должности сроком от шести месяцев до двух лет; увольнение.

Служащий, привлеченный к  дисциплинарной ответственности, имеет  право получить свое личное дело, а  также помощь защитников по своему выбору. Любое дисциплинарное взыскание, кроме предупреждения и выговора, налагается на чиновника только после  консультации с дисциплинарным советом. Заключение совета, как и решение  о наложении взыскания, должно быть мотивировано.

Решение о взыскании может  быть обжаловано в дисциплинарный совет. Члены совета должны иметь звание не ниже, чем у чиновника, обратившегося  с жалобой. Отстраненный от своих  обязанностей служащий сохраняет право  на жалованье и все доплаты, предусмотренные  законодательством. Его дело должно быть рассмотрено в четырехмесячный  срок. Если в течение этого срока  никакое решение не принято, он восстанавливается  в должности. За некоторые преступления, специфические для государственной  службы, такие как взяточничество, коррупция, подлог или превышение власти, чиновник несет уголовную ответственность. 17

Е.И. Истомина в своей статье упоминает  о том, что служить государству  во Франции очень почетно, но необходимо также обеспечить работникам достойный  уровень жизни, а также гарантировать  им социальную защиту от тех же видов риска, что определяется общим режимом социальной защиты наемных работников. В связи с этим к заработной плате государственных служащих установлены обязательные компенсации и выплаты, не входящие в систему социальной защиты других категорий чиновников. Сюда относятся: надбавка за место проживания, имеющая целью компенсацию более высокой стоимости жизни в различных регионах, семейная компенсация, размер которой зависит от количества детей, находящихся на иждивении служащего, а также обязательные семейные пособия, включающие различные виды пособий на детей (пособие к началу учебного года, пособие неполным семьям, пособие на образование детей), пособие на жилье.

Собственно система социальной защиты французских государственных  служащих включает в себя гарантии в области безопасности и гигиены  труда, пенсий за выслугу лет, по случаю потери кормильца, по инвалидности, отпусков по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Особняком стоит система  министерских и межминистерских  социальных акций.

В случае заболевания законодателем  предусмотрен целый ряд мер защиты государственного служащего. Это страхование  по болезни, как в форме выплат (компенсация расходов на лечение), так и в форме оплачиваемого  отпуска по болезни. Такой отпуск, в свою очередь, может подразделяться на простой, долгосрочный и отпуск в  связи с тяжелым заболеванием. Простой отпуск по болезни предоставляется  на основании медицинского свидетельства, подтверждающего неспособность  служащего исполнять свои обязанности, и может длиться не более 12 месяцев  в течение календарного года. В  этот период лицо получает полный оклад  в течение первых 3 месяцев и  половину оклада следующие  9. Долгосрочный отпуск по болезни предоставляется работнику, который получил серьезное заболевание (хроническая легочная недостаточность, сердечные заболевания и т.д.), требующее длительного ухода. Он может длиться до 3 лет – в течение года ему выплачивается полный оклад, в течение следующих двух лет - половина. Отпуск в связи с тяжелым заболеванием предоставляется работнику, заболевшему раком, туберкулезом, СПИДом, полиомиелитом. Такой отпуск может длиться до пяти лет с выплатой полного оклада в течение первых трех лет и половины потом. После такого отпуска служащему может быть разрешено работать неполный рабочий день с зачетом полного на период до одного года.

Не последней в ряду мер социальной защиты стоит забота о материнстве  и детстве. Вообще проблема смены  поколений и старения населения  привела французское государство  к пониманию факта, что о здоровье будущих поколений лучше заботиться заранее. Беременным женщинам, находящимся  на государственной службе, предоставляется  оплачиваемый отпуск в течение 6 недель до предполагаемой даты родов и 10 недель после них. Кроме того, если у женщины  уже есть двое детей или больше, этот отпуск может быть продлен.18

В целом, как отмечается в литературе, краеугольными принципами организации  государственной службы во Франции являются долговременная (до пенсии) деятельность в качестве государственного служащего, детальная регламентация его положения и функций на протяжении всей карьеры.

2.2.Государственная  служба в Германии

Среди европейских стран  с федеральным типом государственно-административного  управления наиболее влиятельной является публичная служба Федеративной Республики Германия. Она регулируется многими  законами, но основным среди них  является Конституция ФРГ от 23 мая 1949г., которая положила конец поддерживаемой оккупационными властями тенденции расщепления единого института государственной службы на разрозненные службы земель и восстановила традиционные принципы немецкой профессиональной службы, имеющей длительную историю развития, начало которой приходится на первую половину XVIII века.

Важные положения, касающиеся института государственной службы в Германии, содержатся практически  во всех разделах Конституции. Они-то и  составляют основы, на которых строится все законодательство о государственной  службе ФРГ.

Статьи Конституции ФРГ (1—19), предусматривающие основные права, несомненно, признаются непосредственно  действующими в системе государственно-служебных  правоотношений. Согласно ч. 3 ст. 1 Конституции, «...основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право". Однако их осуществление может быть и ограничено, если это потребуется для того, чтобы сохранить функции профессиональной государственной службы». Основанием ограничения конституционных прав является закрепленный в ч. 4 и 5 ст. 33 Конституции принцип профессиональной государственной службы. Если Конституция гарантирует институт государственной службы, то это означает, что государственно-служебные отношения с их особой структурой обязанностей являются такой же составной частью конституционного порядка, как и сами основные (конституционные) права.

Основными действующими федеральными законодательными актами, регулирующими  вопросы государственной службы Германии, являются:

  • Общий закон о правовом положении государственных служащих от 1 июля 1957 г. в новой редакции от 27 февраля 1985 г. с последующими изменениями и дополнениями; 19
  • Закон о федеральных служащих от 14 июля 1953 г. в редакции объявления от 18 сентября 1957 г. и в новой редакции от 27 февраля 1985 г. с последующими изменениями и дополнениями ;20
  • Положение о прохождении государственной службы в Федерации от 15 ноября 1978 г. в новой редакции от 8 марта 1990 г.;21
  • Закон об обеспечении государственных служащих от 24 августа 1976 г. в новой редакции от 24 октября 1990 г.;
  • Устав Федерального дисциплинарного права от 20 июля 1967 г.;
  • Закон об окладах федеральных служащих от 27 июля 1957 г. в редакции от 21 февраля 1989 г. и в новой редакции от 6 февраля 1991 г.

Согласно Закону о федеральных  служащих в редакции 1985 г. (далее  Закон 1985 г.), федеральным служащим является лицо, находящееся в "публично-правовых отношениях службы и верности" (служебные отношения) с Федерацией либо с непосредственно подчиненной Федерации "корпорацией, учреждением или организацией публичного права". Служащий, подчиняющийся Федерации, считается непосредственно федеральным служащим. Служащий, имеющий работодателем подчиненную Федерации корпорацию, учреждение или организацию публичного права, считается косвенным федеральным служащим.

Информация о работе Государственная служба в США и странах Европы