Государственное управление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой изучение проблем и совершенствование системы государственного управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного управления;
- изучить аппарат управления и разделение властей;
- выявить проблемы государственного управления и разработать формы его совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
1 История и сущность государственного управления 5
1.1 История формирования современной системы государственного управления 5
1.2 Сущность государственного управления 13
2 Государственное управление в России 22
2.1 Аппарат управления и разделение властей 22
2.2 Муниципальные органы и формы местного самоуправления 28
3 Проблемы и совершенствование системы государственного управления 38
3.1 Проблемы в системе управления России 38
3.2 Совершенствование управления в России 40
Заключение 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственное управление в России.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                 3

1 История и сущность государственного управления                                        5

1.1 История формирования современной системы государственного управления                                                                                                              5

1.2  Сущность государственного управления                                                    13

2 Государственное управление в России                                                            22

2.1 Аппарат управления и разделение властей                                                  22 2.2 Муниципальные органы и формы местного самоуправления                  28

3 Проблемы и совершенствование системы государственного управления 38                            

3.1  Проблемы в системе управления России                                                   38 3.2 Совершенствование управления в России                                                  40

Заключение                                                                                                          46

Список использованных источников                                                                52 
Введение

 

В настоящее время  в Российской Федерации особую важность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости  модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления. Объектом исследования в данном случае выступает государственное управление и самоуправление в России - их особенности и взаимоотношения.

Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти.

Результаты исследований свидетельствуют, что деятельность органов государственной власти в России крайне медленно приобретает новые качества, соответствующие современным задачам и требованиям. Более того, в ней развиваются негативные тенденции, которые снижают эффективность деятельности и авторитет государственной власти. Многие преобразования носят поверхностный характер, сводятся к неоправданно частым реорганизациям органов государственной власти. Объективные потребности в изменении системы государственного управления в России обусловливают необходимость разработки и внедрения механизмов, способствующих повышению управляемости и эффективности деятельности органов государственной власти.

Кроме этого особое внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении  открытости, умении вести конструктивный диалог чиновников с обществом, что во многом позволит разрушить стену взаимного отчуждения власти от граждан.

Совершенствование государственного управления, проведение административной реформы должно быть связано не только с изменениями в самой системе  государственного управления, но и с грамотной кадровой политикой, которая должна рассматриваться как необходимый фактор повышения эффективности и качества работы государственных органов.

В этой связи государству  необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность адекватно реагировать на вызовы внешней среды. Применение в управленческой практике современных технологий и зарубежного опыта будет способствовать оперативности принятия решений и эффективному контролю их исполнения, обеспечению устойчивости и оптимизации процесса государственного управления.

Объектом исследования данной работы являются вопросы государственного управления в России.

Предметом: особенности  аппарата управления и разделение властей, а также муниципальные органы  и формы местного самоуправления.

Цель этой курсовой изучение проблем и совершенствование системы государственного управления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность государственного управления;

- изучить аппарат управления и разделение властей;

- выявить проблемы  государственного управления и  разработать формы его совершенствования.

Теоретическая и практическая разработка вопросов, связанных с государственным управлением представлена в работах многих отечественных и зарубежных ученых: Атаманчук Г.В., Конин Н.М., Чиркин В.Е., Братановский С.Н., Бахрах Д.Н., Токвиль А., Гнейст Р., Штейн Л., Лабанд П. и многие другие [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Методологической основой курсовой работы являются законодательные акты Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, учебная и методическая литература, а также ресурсы Интернет.

Были использованы следующие методы в исследовании: логический, аналитический, сравнительный, графический.

 

1 История и сущность государственного управления

1.1. История формирования современной системы государственного управления

 

История России, ее государства  — это исторический опыт народа, его социальная память, которая циркулирует  в обществе, в том числе в виде монографий, брошюр и статей. В них содержится ответ на вопрос о причинах вызревания кризисов в обществе и путях их преодоления.

Россия  в начале XXI века вновь на перепутье. Кризис ее государственности приобрел затяжной и хронический характер. Вопрос об укреплении российской государственности и налаживании государственного управления и местного самоуправления стал важнейшим среди всех острых проблем общественной жизни. В кризисные периоды истории народы часто обращаются к своему прошлому, где ищут ответ на поставленные вопросы.

Опыт государственного управления в России самобытен, ибо  государство Российское — это  больше чем государство. Это территория, охватывающая два континента, это  более 100 национальностей с множеством разных концессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры. Что удерживало народы вместе несколько столетий? Изучение специфики такого управленческого опыта представляет особый интерес; в начале XXI столетия остро осознана необходимость его всестороннего обобщения.

Существует множество  концепций исторического развития, однако наиболее популярны (хотя это  не означает их наибольшей истинности) среди современных российских историков две: так называемые «формационная» (еще недавно «единственно верная») и цивилизационная (все активнее проникающая в сегодняшнее общественное сознание). Первая предлагает вариант как бы «вертикального» развития общества, по спирали от низшего к высшему - прогресс. Вторую же можно столь же условно определить как «горизонтальную», фактически отрицающую прогресс в истории, исходящую из невозможности определить прогресс в развитии культуры и рассматривающую мировую историю как совокупность возникающих, развивающихся и умирающих цивилизаций, не связанных или слабо связанных между собой.

Что касается российской истории, то в советской историографии преобладало представление о единстве ее с мировой историей. Соответственно этому, российская история делилась на четыре основных этапа: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический [1].

Первобытнообщинный строй.

Как известно, возникновению  государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность  на средства производства. Эта форма  собственности была обусловлена достаточно низким уровнем развития производительных сил, когда орудия производства были примитивными и несовершенными, а производительность труда низкой. В тех условиях каждый отдельно взятый человек не был способен выжить в одиночку, и вынужден был бороться за существование в коллективе себе подобных. Люди вместе добывали пищу, сообща изготавливали орудия производства, также коллективно присваивали и распределяли продукты труда. С течением времени производительные силы общества менялись. По мере совершенствования техники обработки каменных орудий труда, увеличения и усложнения набора таких орудий, открытия способов искусственного добывания огня, земледелия и также обработки металлов, возрастали объем и качество продуктов труда - повышалась его производительность. Это давало возможность увеличения, как численности людей, так и продолжительности их жизни. Соответственно, появилось и более обширное и прочнее организованное, нежели первобытное бродячее стадо, объединение людей - род. Он связывал людей между собой не только узами родства, но и был общественной группой, сложившейся для совместного ведения хозяйства, то есть для коллективного производства и последующего совместного потребления продуктов труда. Со временем, по мере роста производительных сил, складывались отношения и между родовыми общинами, приводившие к объединению в племена.

С возрастанием численности людей, для решения вопросов повседневного  управления формировались дополнительные структуры, такие, как советы старейшин. Постепенно прогрессирующая имущественная дифференциация привела к появлению родовой и племенной знати, аристократии, стремившейся к сосредоточению власти в своих руках, к преобладанию ее представителей в советах старейшин, их выдвижению в военачальники родов либо в вожди племен.

Вместе с тем, уровень развития производительных сил в первобытнообщинном строе приводил к тому, что общественная собственность, коллективное производство, распределение и потребление  продуктов труда до какого-то времени  исключали противоположность интересов общества в целом и отдельных его членов.

Кроме того эти изменения общественной жизни сопровождались образованием территориальных общин, состав которых  определялся уже не преимущественно  родственными отношениями, а проживанием  в одной местности.

Естественно, переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению не был одномоментным  либо даже кратковременным, он длился столетиями, в течение которых  становление государства прошло ряд этапов, на которых черты государственной и родоплеменной организации общества переплетались.

Одним из таких этапов формирования государственности была военная  демократия, при которой появились  зачатки одного из главных элементов  государственного механизма - обособленного  военно-насильственного аппарата подавления.

Зарождение царской власти, обращение  военнопленных в рабов, появление  денежного обращения, еще более  усилили процессы расхождения имущественного положения различных групп людей  в обществе. Все изменения в  экономике и структуре общества, следовавшие за ними имущественное и социальное неравенство, порождали острые конфликты. В таких условиях родоплеменная организация, рассчитанная на общество равных, оказалась непригодной. Для закрепления новых производственных отношений требовалась уже другая организация, которая смогла бы при помощи насилия поддерживать имущественное неравенство. Такой новой организацией общества и явилось государство, при помощи которого силы, господствовавшие в обществе экономически, стали господствовать и политически.

В ряде случаев на развалинах первобытнообщинного  строя возникали не рабовладельческие, а феодальные государства. Это можно  объяснить тем, что в таких  случаях производительные силы в  своем развитии создавали реальные предпосылки для победы феодального способа производства с присущим ему феодальным государством прежде, чем успевала сложиться рабовладельческая формация со свойственным ей рабовладельческим государством.

Рабовладельческий строй.

Рабовладельческий тип  государства - первый в истории классового общества. Сущность этого государства заключалась в том, что оно представляло собой диктатуру класса рабовладельцев, орудие их организованного насилия над эксплуатируемыми рабами, механизм внеэкономического принуждения рабов к производительному труду [2]. Основу производственных отношений рабовладельческого общества составляла полная собственность на орудия труда, средства производства и рабов, рассматривавшихся как одушевленные орудия труда. Рабовладелец мог совершать в отношении раба все действия, совершаемые в отношении других предметов собственности - купить, продать, подарить, обменять, завещать наследникам, даже убить.

Наряду с рабовладельцами  и рабами на всех этапах развития рабовладельческого строя встречались различные  социальные группы свободных и полусвободных людей. Это были крестьяне-общинники, ремесленники, или иные в той либо другой степени зависимые от царя и храмов люди. Их положение также строго регламентировалось государством.

Информация о работе Государственное управление в России