Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа
Цель этой курсовой изучение проблем и совершенствование системы государственного управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного управления;
- изучить аппарат управления и разделение властей;
- выявить проблемы государственного управления и разработать формы его совершенствования.
Введение 3
1 История и сущность государственного управления 5
1.1 История формирования современной системы государственного управления 5
1.2 Сущность государственного управления 13
2 Государственное управление в России 22
2.1 Аппарат управления и разделение властей 22
2.2 Муниципальные органы и формы местного самоуправления 28
3 Проблемы и совершенствование системы государственного управления 38
3.1 Проблемы в системе управления России 38
3.2 Совершенствование управления в России 40
Заключение 46
Список использованных источников
Полномочия Государственной
1. Основным полномочием Государственной Думы является законотворческая деятельность.
2. Иные полномочия: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; объявление амнистии и др.
Прекращение полномочий Государственной Думы:
2.1 при трехкратном отклонение Государственной Думой кандидатуры, выдвигаемой Президентом на должность Председателя Правительства;
2.2 при повторном в течении трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия к Правительству;
2.3 при отказе Государственной Думой в доверии к Правительству.
Президент не вправе распускать Государственную Думу:
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (Глава 6 Конституции РФ) [14].
Формирование Правительства:
Председатель Правительства
назначается президентом с
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Не позднее, чем через неделю после своего назначения Председатель Правительства должен представить Президенту структуру правительства и кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и Федеральных Министров. Если президент согласен с председателем, то он утверждает структуру правительства и назначает замов председателя и федеральных министров.
Полномочия Правительства:
Прекращение полномочий правительства:
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (глава 7 Конституции РФ) [14]. На рисунке 3 представлена схема судебной власти Российской Федерации.
Рисунок 3 – Судебная власть РФ
Конституционный Суд Российской Федерации – это высший судебный орган, рассматривающий следующие вопросы:
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики
Верховный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции, осуществляет в
предусмотренных федеральным
Таким образом, в систему государственного аппарата входят следующие элементы:
Происходит разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент является главой государства.
Решение вопросов местного значения население осуществляет, как правило, через создаваемые им органы местного самоуправления, путем делегирования этим органам собственных прав, принадлежащей только населению компетенции.
Таким образом,
органы местного самоуправления создаются
только в связи с делегированием части
полномочий населения с
одновременным наделением
соответствующей достаточной
компетенцией.
Поэтому органы
местного самоуправления можно
классифицировать по:
- механизму делегирования полномочий;
- качеству делегирования полномочий;
- количеству делегирования полномочий.
Классификация по механизму делегирования полномочий.
Конституция Российской Федерации закрепляет только один из возможных принципов классификации: по способу их образования, механизму делегирования населением своих полномочий.
«Местное самоуправление осуществляется гражданами ... через выборные и другие органы местного самоуправления» [14, с.30], причем для выборных органов порядок создания определяется в соответствии с законодательством и уставами муниципальных образований. Порядок создания других органов определяется в соответствии с уставами муниципальных образований.
Под «другими» тут необходимо понимать
органы, созданные
иным, невыборным путем (например, сформированные
путем
делегирования представителей других
органов или организации;
созданный соответствующим решением
уполномоченного на то органа
или должностного лица и т.д.).
Принципиальное различие
между такими органами состоит в
том, что через выборный механизм население напрямую наделяет
соответствующие органы собственной,
принадлежащей только ему
компетенцией, позволяющей осуществлять
управление муниципальным
хозяйством в полном объеме полномочий
собственника. Все остальные
не выборные органы создаются именно для
обеспечения делегированных полномочий
и не располагают собственной компетенцией.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены наличие высшего должностного лица – главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией, по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и входящим в категорию муниципальных служащих.
Классификация по качеству делегируемых полномочий.
Кроме различного
механизма делегирования
Такая классификация
предусматривает наличие органов
местного самоуправления, наделенных
представительными, исполнительными и
контрольными полномочиями по решению
вопросов местного значения. При этом
представительные и контрольные полномочия
делегируются, как правило, одному органу
(представительному), но население может
создать и отдельный,
специальный орган, наделенный контрольными
полномочиями (контрольный комитет, счетная
палата и т.п.).
Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление предусматривает наличие представительных органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход [14].
Закон определяет исключительное ведение представительных органов:
К полномочиям представительных органов местного самоуправления необходимо отнести и сформулированное Л.А.Беликовым право издания обязательных постановлений. По его определению, «главное отличие муниципального закона (обязательного постановления) от законов государственных состоит в том, что первый имеет силу только для территории муниципального образования и относится только лишь к вопросам местного значения, предметам муниципального хозяйства и благоустройства» [12, с.136 ].
Виды нормативных
актов, которые имеют право принимать
Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Кроме того, в названном уставе помимо представительных органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы, должностные лица местного самоуправления. Под этим, как правило, и подразумевается создание органов, наделяемых компетенцией для исполнения решений, принимаемых населением муниципального образования или его представительным органом.
Полномочия представительного органа, а также компетенция исполнительных органов местного самоуправления должны быть определены и закреплены в муниципальном уставе.
Виды органов местного самоуправления:
Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав муниципального образования (глава администрации, Председатель Совета, Председатель исполкома, мэр, городской голова, и т.д.) и иных выборных должностных лиц и сроки их полномочий определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Однако, в целом ряде субъектов Российской Федерации (Удмуртия, Вологодская область, Воронежская, Новгородская и другие) вопрос наименования представительных и исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции местного самоуправления, и в каждом конкретном случае определяется в уставе муниципального образования.