Государственное управление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой изучение проблем и совершенствование системы государственного управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного управления;
- изучить аппарат управления и разделение властей;
- выявить проблемы государственного управления и разработать формы его совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
1 История и сущность государственного управления 5
1.1 История формирования современной системы государственного управления 5
1.2 Сущность государственного управления 13
2 Государственное управление в России 22
2.1 Аппарат управления и разделение властей 22
2.2 Муниципальные органы и формы местного самоуправления 28
3 Проблемы и совершенствование системы государственного управления 38
3.1 Проблемы в системе управления России 38
3.2 Совершенствование управления в России 40
Заключение 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственное управление в России.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Классификация по количеству делегированных полномочий

Еще одной  возможной классификацией может  быть разделение как выборных, так и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.

И представительные, и исполнительные органы местного самоуправления могут создавать постоянные или временные специальные органы для реализации отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу.

Таким   образом,         делегирование   полномочий   населения

приводит к созданию в муниципальных образованиях целой  системы взаимосвязанных        органов местного  самоуправления     с различной компетенцией,    различающихся по механизму их   создания,   качеству и количеству делегируемых им полномочий.

Однако,      можно   выявить   и   систематизировать      основные, наиболее распространенные схемы построения таких структур.

Мировая практика показывает большое разнообразие в организационно-правовых формах используемых на местном уровне.

С учетом особенностей и специфики стран авторы по-разному подходят к классификации, выделяют до десятка организационно-правовых форм. На основании изучения мирового опыта можно предположить пять основных моделей местного самоуправления, которые схематично можно изобразить следующим образом:

1. Форма «сильный  совет - слабый мэр» характеризуется ограничением прав мэра по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их деятельностью. За мэром закрепляется в основном представительские и оперативно-представительные функции. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должность.

2.Форма «сильный  мэр -    слабый совет».    Для этой формы характерно избрание    исполнительного органа (мэра)   непосредственно населением,  что предопределяет  его весомые позиции по отношению  к представительному органу. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено только квалифицированным большинством голосов последовательно. Мэры городов - весьма влиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональную политическую проблему, шаг к посту Губернатора или, даже, Президента.

3. Форма «совет  – управляющий» отражает стремление  «к 
очищению городской политики» и устранению коррупции, 
неэффективного и авторитарного управления. Управляющий 
представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в 
сфере общественного управления. Назначается на должность и 
увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком 
этой модели является невозможность или затрудненность влияния на 
политику, проводимую управляющим [14].

Основные  обязанности менеджера сводятся к следующему:

- координировать  и контролировать деятельность  всех отделов и управлений, назначать их руководителей;

- готовить  и представлять на утверждение  совета годовой бюджет муниципалитета;

- контролировать   исполнение решений совета;

- представлять       рекомендации       по       вопросам, требующим   решения совета.

Форма управления «совет – управляющий» продемонстрировала свою жизнеспособность. В настоящее время многие американские органы муниципального управления идут по этому пути [14].

4. «Комиссионная форма». Комиссия образуется из выбранных лиц - уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского Правительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностного лица (мэра). С одной стороны, достоинство этой модели является отсутствие разделение властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другой стороны «комиссионная» форма управления резко критикуется специалистами, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться в самых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно если члены совета не будут вникать в дела других отделов и тем самым «развяжут» друг другу руки.

5. Комбинированная  форма. Управляющий или главный 
администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста - 
управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют 
возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку, 
голосуя «за» или «против» мэра, который назначает или снимает 
управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену 
администрации муниципального образования.

Согласно  Конституции РФ местное самоуправление осуществляется на территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций [14].

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  от 2003 года к «другим» территориям относит районы, сельские округа и т.п. [15]. Районы и сельские округа в соответствии с законами о местном самоуправлении субъектов федерации могут называться по-разному с учетом исторических традиций. (Район - волость, сельский округ - сельсовет).

На   организацию   местного   самоуправления оказывает влияние ряд особенностей: численность жителей города, занимаемая территория, наличие, либо отсутствие районов в городе, другие факторы.

В субъектах  Федерации местное самоуправление осуществляется на территории малых и средних городов (райцентров), а также крупных городов - региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.

В областных  центрах, район в городе не имеет  самостоятельности, а является лишь структурным подразделением местной администрации 
по территориальному принципу. Администрация района в городе 
действует на основании положения о ней разработанного 
представительным органом местного самоуправления.

Организация местного самоуправления на территории сельских подразделений подразумевает осуществление местного самоуправления на территории районов (уездов, сельских округов, станиц, деревень и т.п.) Здесь существует два пути организации местного самоуправления.

Во-первых, на территории района возможно образование единого районного муниципального образования.

Во-вторых, организация  местного самоуправления на территории района может предполагать несколько отдельных, независимых друг от друга муниципальных образований.

Организация местного самоуправления в закрытых 
административно-территориальных образованиях относится к 
полномочиям органов государственной власти РФ. В данных 
образованиях имеются органы местного самоуправления. Территории 
границ закрытого территориального образования устанавливаются 
органом государственной власти.

Таким образом, в различных субъектах РФ организация 
местного самоуправления складывается исходя из многообразия 
организационных форм осуществления местного самоуправления, что 
обуславливается рядом причин:

- на организацию  местного самоуправления в РФ  оказывают влияние Федеративное устройство государства;

- географические  факторы;

           - этнические процессы.

Все вышеперечисленные  причины не могут не накладывать 
отпечаток на формы и способы организации осуществления местного 
самоуправления. Многообразие форм организации и осуществление 
местного самоуправления связано с возможностью избирать 
населением ту или иную модель организации местного самоуправления 
посредством Устава муниципального образования, согласно 
законодательству о местном самоуправлении субъектов Федерации.

Итак, подведём итог. Структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

 

 

 

 

3 Проблемы и совершенствование системы Государственного управления.

 

3.1  Проблемы в системе управления России

 

 Сегодня тема реформирования  и модернизации государственного  управления звучит как никогда  актуально, поскольку проведение эффективной политики и прогрессивное развитие государства во многом предопределяется качеством организации и работы системы исполнительных органов власти, а также уровнем профессиональной подготовки государственных служащих, формирующих их кадровый состав. При этом эффективность государственного управления заключается не в том, чтобы любое властное веление было реализовано либо путем непосредственного исполнения, либо через принуждение при выявлении уполномоченными органами и должностными лицами отклонений от заданной властью модели поведения. Эффективность управления определяется способностью создавать надлежащие условия для свободного и благополучного развития каждого отдельного индивида и общества в целом. Фундаментальной предпосылкой для создания именно такой модели управления выступает правовой тип властвования, заключающийся в правовой организации власти, правовом функционировании власти и правовом целеполагании власти.

        В этой связи, отечественные и зарубежные специалисты однозначно отмечают, что существующие социально-экономические, политико-правовые проблемы (в частности: экономический кризис, рост преступности, системная коррупция, бюрократизация государства и др.) в стране – это во многом следствие серьезных недостатков функционирования российской системы государственного управления и института государственной службы [21, 22, 23]. Следует привести итоги опроса Социологического центра РАГС. На вопрос: «Способна или нет, на Ваш взгляд, сегодня административная система страны эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам? - лишь 18,9% респондентов ответили: «В основном способна», а 59,6% - признали неспособность системы управления выполнить данную функцию [28].

    В системе  государственного управления существует  много серьёзных проблем, часть из них появилась ещё во времена Советского союза, часть в девяностые годы и начало двух тысячных. Они существуют и по сей день и дискредитируют власть, вызывая недовольство в обществе. Перечислим наиболее важные из них:

  • коррупция в органах государственной власти. Она не даёт возможности развиваться бизнесу и привлекать иностранные инвестиции. Из-за коррупции увеличивается стоимость ремонта и строительства жилья и объектов инфраструктуры  и так далее;
  • избыточные и дублирующие функции  ряда государственных органов;
  • пробелы законодательства и его не совершенство;
  • рост управленческого аппарата. Главной причиной  этого является увеличение числа контрольно-финансовых ведомств и разбухание их штатов (достаточно назвать Министерство налогов и сборов, Федеральное казначейство, Нал</spa

Информация о работе Государственное управление в России