Государственное управление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой изучение проблем и совершенствование системы государственного управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного управления;
- изучить аппарат управления и разделение властей;
- выявить проблемы государственного управления и разработать формы его совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
1 История и сущность государственного управления 5
1.1 История формирования современной системы государственного управления 5
1.2 Сущность государственного управления 13
2 Государственное управление в России 22
2.1 Аппарат управления и разделение властей 22
2.2 Муниципальные органы и формы местного самоуправления 28
3 Проблемы и совершенствование системы государственного управления 38
3.1 Проблемы в системе управления России 38
3.2 Совершенствование управления в России 40
Заключение 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственное управление в России.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Рабовладельческий строй  представляет собой закономерный и  в то же время более прогрессивный тип производственных отношений по сравнению с первобытнообщинным. Развитие производительных сил ускорилось, привело к дальнейшему разделению труда, к большему накоплению средств производства и продуктов труда, расширению торговли, обмена, как между отдельными лицами и их группами, так и меду государствами.

Одновременно с возникновением и развитием рабовладельческого государства возникло и развивалось  рабовладельческое право, представлявшее собой возведенную в закон  волю рабовладельцев, совокупность общеобязательных норм, закрепляющих господствующие в обществе отношения.

Рабовладельческое право  имело очень большое значение для осуществления задач государства, как связанных с существованием противоречий внутри данного общества, так и других, общих для всех членов этого общества. Все же в первую очередь рабовладельческое право обеспечивало деятельность государства по удержанию рабов в подчинении.

Феодализм.

Феодальный тип государства  второй исторический, более прогрессивный  по сравнению с рабовладельческим типом государства. В ряде европейских стран феодальный строй установился после разложения рабовладельческого способа производства, на развалинах некогда могущественных рабовладельческих государств [1]. У некоторых же народов, как упоминалось ранее, феодальный строй был исторически первой классовой общественно-политической формацией. Основу феодального способа производства составляла собственность феодала на главное средство производства того времени - землю. Феодалы являлись господствующим классом. Крестьяне, жившие на земле феодала, находились, помимо экономической, еще и в личной зависимости. Своим трудом и собственным инвентарем крестьянин обрабатывал барскую землю, урожай с которой целиком поступал феодалу. Кроме того, крестьяне платили феодалу оброк; натуральный, в виде продуктов труда, или денежный. Три вида феодальной ренты - отработочная, продуктовая и денежная - были главными формами эксплуатации крестьян на протяжении всего средневековья. Основной внутренней функцией феодального государства была охрана и развитие феодального способа производства, в том числе путем удержания в подчинении крестьянства и ремесленников. Так же, как и во времена рабовладения, одним этим, то есть подавлением свободы непосредственных производителей, внутренние функции государства не исчерпывались. Государство также осуществляло организацию денежного обращения на своей территории, сбор налогов и другие функции. Аналогичным образом, сходными остались и внешние функции - оборона от нападения извне, ведение завоевательных войн по отношению к другим государствам и народам, дипломатические и торговые отношения с ними в дни мира. Экономический базис феодального общества был определяющим не только для политической структуры феодального государства, но и для феодального права, сутью которого являлась возведенная в закон воля экономически господствующих лиц. Феодальное право можно охарактеризовать как сословное право, обеспечивающее внеэкономическое принуждение и подавление производителей продуктов труда, в первую очередь - крестьянства, как рассматривавшее применение силы в качестве правомерного способа осуществления интересов феодалов или разрешения споров между ними. Феодальное право носило, как правило, религиозный характер и имело тесную связь с нормами религиозной морали.

Капитализм.

Следующим по времени  возникновения является капиталистический  тип государства. После того, как  старые феодальные производственные отношения  и политическое господство феодалов стали тормозом на пути развития производительных сил, в обществе утверждались и побеждали отношения буржуазные, капиталистические. Конечно, переход от феодализма к буржуазному обществу и государству в каждой отдельно взятой стране отличался от прочих как временными рамками, так и своими особенностями. Обострение отношений в ряде европейских стран, например, приобрело взрывной характер и закончилось победой буржуазных революций.

Независимо от особенностей перехода от феодализма к капитализму, экономическую основу буржуазного  государства составляют частная  собственность на средства производства, извлечение прибыли за счет наемной рабочей силы, свободная конкуренция. Суть капиталистического государства такова же, какова суть государства в других общественно-политических формациях - обеспечение политического господства тех, кто обладает реальной собственностью на средства производства.

В отличие от феодализма, основным правовым принципом буржуазного  строя является формальное равенство  граждан перед законом, составляющее необходимое условие частного предпринимательства и свободной конкуренции. О прямой личной внеэкономической зависимости речь уже не идет. Положение отдельных групп граждан обусловлено различием в их материальном положении, в первую очередь наличием либо отсутствием у них собственности на средства производства.

Одной из основных форм капиталистического государства является республика, парламентская  либо президентская, различающиеся  по кругу полномочий главы такой  республики. Еще одна форма, не так  часто встречающаяся - конституционная  монархия. Наконец, в государствах, где внутренние противоречия не устранимы по тем или иным причинам без крайних мер, существует и такая форма правления, как диктатура.

Наличие органов управления, в том числе в сфере экономики, представительных органов, судебной и  пенитенциарной систем, военных и полицейских структур имеется у всех государств, вне зависимости от того, как их называть - «империалистическими», как это делали классики марксизма-ленинизма, или «развитыми странами с рыночной экономикой», как это принято в настоящее время [3].

Социализм.

Наряду с капиталистическим  типом государства развивался и  социалистический тип. Экономической  основой социалистического государства  явилось принудительное обобществление собственности на средства производства и ликвидация эксплуататорских классов, формальное отрицание экономической зависимости граждан друг от друга и обеспечение равенства доступа к средствам производства на основе коллективной собственности. Тем не менее, в социалистических государствах достаточно широко применялись способы и внеэкономического принуждения к производительному труду. Государство социалистического типа, как и предшествовавшие ему по времени, осуществляет целый ряд внутренних и внешних функций, для чего использует совокупность государственных органов. В тоже время иной, нежели при капитализме, характер имеет влияние негосударственных организаций. Соответственно, на сохранение и развитие господствующих при социалистическом строе отношений направлено и социалистическое право. После распада СССР и смены строя в подавляющем большинстве государств, являвшихся социалистическими, ученые, исследующие в теории государства и права сущность государства, стали все чаще публиковать работы, в которых пытаются по-новому раскрыть вопросы происхождения государства, пересмотреть либо дополнить классическую марксистско-ленинскую теорию, освободиться от коммунистической идеологии. Существование государства в качестве политической организации в обществе связано, прежде всего, с тем, что оно является особой организацией политической власти. Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев, классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Это мощный фактор организации и регулирования совместной деятельности людей, средство упорядочения их взаимоотношений, способ обеспечения порядка и стабильности в обществе. Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия. Такой силой выступают различные институты государства, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер.

Можно сделать вывод о том, что российская и мировая история неразрывно связаны. Соответственно этому, история России делилась на четыре основных этапа: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Следовательно, с каждым новым этапом развития происходило усложнение государственного аппарата управления. Стали появляться институты государственной власти с их материальными придатками в виде армии, карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы. Другими словами, политическая власть стала отличаться от власти вообще тем, что она нерасторжимо связана с той или иной формой и степенью развития государственности.

1.2 Сущность государственного управления

 

  В разной литературе встречаются различные определения Государственного управления. Постараемся представить определения, которые наиболее чётко характеризуют систему государственного управления.

   Государственное  управление относится к области  социального управления, предмет  его деятельности - управление людьми  и коллективами. «Государственное  управление - очень сложное многогранное общественное явление, характер, возможности и действие которого определяются людьми» [4, с.10].

Государственное управление как определенного рода социальная деятельность понимается в  широком и узком значениях. В  широком смысле - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности любых государственных органов всех ветвей власти, а также государственных служащих. В узком (организационно-правовом) смысле - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства, связанная с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемая системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

Просмотрев  различную литературу можно выделить ряд особенностей, характеризующих государственное управление в узком понимании:

а) государственное управление - это конкретный вид деятельности по реализации единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, осуществляемый исполнительно-распорядительными органами государственной власти (органами управления) [5];

б) суть государственного управления заключается в практически организующем характере этого вида деятельности (в желании; умении и способности органов управления организовать практическое исполнение общих предписаний и норм) [6];

в) государственное управление - это подзаконная деятельность административного, исполнительно-распорядительного характера (органы управления осуществляют проведение в жизнь законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти, используя юридически властные полномочия; они исполняют законы, распоряжаясь) [7];

г) государственное управление - это исполнительная деятельность, имеющая непрерывный и циклический характер, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством [8].

Таким образом, государственное  управление, являясь разновидностью социального управления, представляет собой подзаконную деятельность административного, исполнительно-распорядительного, практически организующего характера, осуществляемую исполнительно-распорядительными органами государственной власти (органами управления).

Несмотря на многообразие видов управления, государственное  управление занимает приоритетное положение, поскольку наибольший управленческий потенциал сосредоточен именно у  государства.  

Государственные органы являются субъектами управления, в отношении которых, управляемые объекты проявляют достаточно интенсивную активность, находящую свое проявление в наличии обратной информационной связи, которую устанавливает объект с субъектом. К субъекту управления поступает информация о поведении объекта, о выполнении (невыполнении) управленческих «команд». Она собирается в органах, непосредственно осуществляющих управление (руководство отделов, управлений, департаментов). Этими органами осуществляется отбор и преобразование информации, отделение существенного от несущественного, обобщение материала для вывода, который делает управляющий объект. Обратные связи представляют особую ценность для определения качества управления. Именно от объекта поступает информация, в которой отражаются изменения, происходящие в управляемых объектах системы, и которая позволяет вносить определенные коррективы в процесс управления. С целью недопущения умышленного искажения информации объектом важное значение имеет постоянный контроль управляющего субъекта за объективностью и точностью данных в процессе обратной связи.

Государственное управление это в первую очередь методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, то есть методы управления, позволяющие достигать целей, отличных от цели коммерческой деятельности - получения прибыли. В современных условиях цели большинства ведущих корпораций определяются в большинстве как повышение капитализации компании (увеличение стоимости ее акций на рынке). К целям органа исполнительной власти, кроме специально определенных в законе целей, можно отнести такую общую цель - увеличение социального капитала в обществе (повышения уровня доверия к власти), а это своего рода повышение капитализации органов исполнительной власти. Так, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., изложенной в распоряжении Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, подчеркивалось, что «эффективность государственного управления отражает качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой Правительством...» [9, с.21]. Таким образом, цели коммерческих и государственных организаций в известной степени стали сближаться.

В государственном управлении существует потребность в профессиональных руководителях. Например: сотрудник хорошо зарекомендовал себя на работе, ему предлагается повышение и он становится начальником подразделения. Его деятельность сразу же кардинально изменяется - раньше он руководил только собой и выполнял определенные функции, а теперь ему предстоит руководить людьми. В этой ситуации начинающий руководитель нуждается в профессиональных управленческих знаниях, методах, навыках, которыми он пока еще не обладает.

«В государственном управлении большое значение имеет управление здравоохранением. Это обусловлено признанием человека, его жизни и здоровья высшими первичными ценностями, относительно которых определяются другие ценности и блага всего общества. Поэтому управление является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления от федеральных до местных органов самоуправления» [10, с.90].

Глобальной целью функционирования системы государственного управления является обеспечение оптимального качества жизни граждан на всей территории государства. Качество жизни – это интегрированное понятие, выражающее количественный и качественный аспекты удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Несмотря на кажущуюся простоту и ясность понятия «качество жизни», его конкретизация и построение «дерева целей» для системы государственного управления являются чрезвычайно сложными. Это связано с рядом объективных обстоятельств:

- объект управления многообразен и неоднороден (столкновение интересов, потребностей, запросов, представлений различных социальных групп и отдельных людей);

  • недостаточная обратная связь, не позволяющая субъекту управления реагировать должным образом на изменяющиеся запросы;
  • множественность конкретных целей затрудняет определение приоритетов.

В понятие качество жизни граждан включают следующее, представленные на рисунке 1.

 

                              Качество жизни граждан



 

Физическое и биологическое состояние окружающей среды и здоровья человека

Соблюдение прав и свобод человека, личная и общественная безопасность, уровень обеспечения правопорядка в государстве

Уровень жизни

Труд и занятость

Воспроизводство гуманитарно-личностного потенциала

Информация о работе Государственное управление в России