Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа
Цель этой курсовой изучение проблем и совершенствование системы государственного управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного управления;
- изучить аппарат управления и разделение властей;
- выявить проблемы государственного управления и разработать формы его совершенствования.
Введение 3
1 История и сущность государственного управления 5
1.1 История формирования современной системы государственного управления 5
1.2 Сущность государственного управления 13
2 Государственное управление в России 22
2.1 Аппарат управления и разделение властей 22
2.2 Муниципальные органы и формы местного самоуправления 28
3 Проблемы и совершенствование системы государственного управления 38
3.1 Проблемы в системе управления России 38
3.2 Совершенствование управления в России 40
Заключение 46
Список использованных источников
Рабовладельческий строй представляет собой закономерный и в то же время более прогрессивный тип производственных отношений по сравнению с первобытнообщинным. Развитие производительных сил ускорилось, привело к дальнейшему разделению труда, к большему накоплению средств производства и продуктов труда, расширению торговли, обмена, как между отдельными лицами и их группами, так и меду государствами.
Одновременно с возникновением и развитием рабовладельческого государства возникло и развивалось рабовладельческое право, представлявшее собой возведенную в закон волю рабовладельцев, совокупность общеобязательных норм, закрепляющих господствующие в обществе отношения.
Рабовладельческое право
имело очень большое значение
для осуществления задач
Феодализм.
Феодальный тип государства второй исторический, более прогрессивный по сравнению с рабовладельческим типом государства. В ряде европейских стран феодальный строй установился после разложения рабовладельческого способа производства, на развалинах некогда могущественных рабовладельческих государств [1]. У некоторых же народов, как упоминалось ранее, феодальный строй был исторически первой классовой общественно-политической формацией. Основу феодального способа производства составляла собственность феодала на главное средство производства того времени - землю. Феодалы являлись господствующим классом. Крестьяне, жившие на земле феодала, находились, помимо экономической, еще и в личной зависимости. Своим трудом и собственным инвентарем крестьянин обрабатывал барскую землю, урожай с которой целиком поступал феодалу. Кроме того, крестьяне платили феодалу оброк; натуральный, в виде продуктов труда, или денежный. Три вида феодальной ренты - отработочная, продуктовая и денежная - были главными формами эксплуатации крестьян на протяжении всего средневековья. Основной внутренней функцией феодального государства была охрана и развитие феодального способа производства, в том числе путем удержания в подчинении крестьянства и ремесленников. Так же, как и во времена рабовладения, одним этим, то есть подавлением свободы непосредственных производителей, внутренние функции государства не исчерпывались. Государство также осуществляло организацию денежного обращения на своей территории, сбор налогов и другие функции. Аналогичным образом, сходными остались и внешние функции - оборона от нападения извне, ведение завоевательных войн по отношению к другим государствам и народам, дипломатические и торговые отношения с ними в дни мира. Экономический базис феодального общества был определяющим не только для политической структуры феодального государства, но и для феодального права, сутью которого являлась возведенная в закон воля экономически господствующих лиц. Феодальное право можно охарактеризовать как сословное право, обеспечивающее внеэкономическое принуждение и подавление производителей продуктов труда, в первую очередь - крестьянства, как рассматривавшее применение силы в качестве правомерного способа осуществления интересов феодалов или разрешения споров между ними. Феодальное право носило, как правило, религиозный характер и имело тесную связь с нормами религиозной морали.
Следующим по времени возникновения является капиталистический тип государства. После того, как старые феодальные производственные отношения и политическое господство феодалов стали тормозом на пути развития производительных сил, в обществе утверждались и побеждали отношения буржуазные, капиталистические. Конечно, переход от феодализма к буржуазному обществу и государству в каждой отдельно взятой стране отличался от прочих как временными рамками, так и своими особенностями. Обострение отношений в ряде европейских стран, например, приобрело взрывной характер и закончилось победой буржуазных революций.
Независимо от особенностей перехода от феодализма к капитализму, экономическую основу буржуазного государства составляют частная собственность на средства производства, извлечение прибыли за счет наемной рабочей силы, свободная конкуренция. Суть капиталистического государства такова же, какова суть государства в других общественно-политических формациях - обеспечение политического господства тех, кто обладает реальной собственностью на средства производства.
В отличие от феодализма, основным правовым принципом буржуазного строя является формальное равенство граждан перед законом, составляющее необходимое условие частного предпринимательства и свободной конкуренции. О прямой личной внеэкономической зависимости речь уже не идет. Положение отдельных групп граждан обусловлено различием в их материальном положении, в первую очередь наличием либо отсутствием у них собственности на средства производства.
Одной из основных форм капиталистического государства является республика, парламентская либо президентская, различающиеся по кругу полномочий главы такой республики. Еще одна форма, не так часто встречающаяся - конституционная монархия. Наконец, в государствах, где внутренние противоречия не устранимы по тем или иным причинам без крайних мер, существует и такая форма правления, как диктатура.
Наличие органов управления, в том числе в сфере экономики, представительных органов, судебной и пенитенциарной систем, военных и полицейских структур имеется у всех государств, вне зависимости от того, как их называть - «империалистическими», как это делали классики марксизма-ленинизма, или «развитыми странами с рыночной экономикой», как это принято в настоящее время [3].
Социализм.
Наряду с капиталистическим
типом государства развивался и
социалистический тип. Экономической
основой социалистического
Можно сделать вывод о том, что российская и мировая история неразрывно связаны. Соответственно этому, история России делилась на четыре основных этапа: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Следовательно, с каждым новым этапом развития происходило усложнение государственного аппарата управления. Стали появляться институты государственной власти с их материальными придатками в виде армии, карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы. Другими словами, политическая власть стала отличаться от власти вообще тем, что она нерасторжимо связана с той или иной формой и степенью развития государственности.
В разной литературе встречаются различные определения Государственного управления. Постараемся представить определения, которые наиболее чётко характеризуют систему государственного управления.
Государственное
управление относится к
Государственное управление как определенного рода социальная деятельность понимается в широком и узком значениях. В широком смысле - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности любых государственных органов всех ветвей власти, а также государственных служащих. В узком (организационно-правовом) смысле - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства, связанная с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемая системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.
Просмотрев различную литературу можно выделить ряд особенностей, характеризующих государственное управление в узком понимании:
а) государственное управление
- это конкретный вид деятельности
по реализации единой государственной
власти, имеющий функциональную и компетенционную
специфику, осуществляемый исполнительно-
б) суть государственного управления заключается в практически организующем характере этого вида деятельности (в желании; умении и способности органов управления организовать практическое исполнение общих предписаний и норм) [6];
в) государственное управление
- это подзаконная деятельность административного,
исполнительно-
г) государственное управление - это исполнительная деятельность, имеющая непрерывный и циклический характер, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством [8].
Таким образом, государственное
управление, являясь разновидностью
социального управления, представляет
собой подзаконную деятельность
административного, исполнительно-
Несмотря на многообразие видов управления, государственное управление занимает приоритетное положение, поскольку наибольший управленческий потенциал сосредоточен именно у государства.
Государственные органы являются субъектами управления, в отношении которых, управляемые объекты проявляют достаточно интенсивную активность, находящую свое проявление в наличии обратной информационной связи, которую устанавливает объект с субъектом. К субъекту управления поступает информация о поведении объекта, о выполнении (невыполнении) управленческих «команд». Она собирается в органах, непосредственно осуществляющих управление (руководство отделов, управлений, департаментов). Этими органами осуществляется отбор и преобразование информации, отделение существенного от несущественного, обобщение материала для вывода, который делает управляющий объект. Обратные связи представляют особую ценность для определения качества управления. Именно от объекта поступает информация, в которой отражаются изменения, происходящие в управляемых объектах системы, и которая позволяет вносить определенные коррективы в процесс управления. С целью недопущения умышленного искажения информации объектом важное значение имеет постоянный контроль управляющего субъекта за объективностью и точностью данных в процессе обратной связи.
Государственное управление это в первую очередь методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, то есть методы управления, позволяющие достигать целей, отличных от цели коммерческой деятельности - получения прибыли. В современных условиях цели большинства ведущих корпораций определяются в большинстве как повышение капитализации компании (увеличение стоимости ее акций на рынке). К целям органа исполнительной власти, кроме специально определенных в законе целей, можно отнести такую общую цель - увеличение социального капитала в обществе (повышения уровня доверия к власти), а это своего рода повышение капитализации органов исполнительной власти. Так, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., изложенной в распоряжении Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, подчеркивалось, что «эффективность государственного управления отражает качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой Правительством...» [9, с.21]. Таким образом, цели коммерческих и государственных организаций в известной степени стали сближаться.
В государственном управлении существует потребность в профессиональных руководителях. Например: сотрудник хорошо зарекомендовал себя на работе, ему предлагается повышение и он становится начальником подразделения. Его деятельность сразу же кардинально изменяется - раньше он руководил только собой и выполнял определенные функции, а теперь ему предстоит руководить людьми. В этой ситуации начинающий руководитель нуждается в профессиональных управленческих знаниях, методах, навыках, которыми он пока еще не обладает.
«В государственном управлении большое значение имеет управление здравоохранением. Это обусловлено признанием человека, его жизни и здоровья высшими первичными ценностями, относительно которых определяются другие ценности и блага всего общества. Поэтому управление является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления от федеральных до местных органов самоуправления» [10, с.90].
Глобальной целью функционирования системы государственного управления является обеспечение оптимального качества жизни граждан на всей территории государства. Качество жизни – это интегрированное понятие, выражающее количественный и качественный аспекты удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Несмотря на кажущуюся простоту и ясность понятия «качество жизни», его конкретизация и построение «дерева целей» для системы государственного управления являются чрезвычайно сложными. Это связано с рядом объективных обстоятельств:
- объект управления многообразен и неоднороден (столкновение интересов, потребностей, запросов, представлений различных социальных групп и отдельных людей);
В понятие качество жизни граждан включают следующее, представленные на рисунке 1.
Качество жизни граждан |
Физическое и биологическое состояние окружающей среды и здоровья человека |
Соблюдение прав и свобод человека, личная и общественная безопасность, уровень обеспечения правопорядка в государстве |
Уровень жизни |
Труд и занятость |
Воспроизводство гуманитарно-личностного потенциала |