Государственное управление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой изучение проблем и совершенствование системы государственного управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного управления;
- изучить аппарат управления и разделение властей;
- выявить проблемы государственного управления и разработать формы его совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
1 История и сущность государственного управления 5
1.1 История формирования современной системы государственного управления 5
1.2 Сущность государственного управления 13
2 Государственное управление в России 22
2.1 Аппарат управления и разделение властей 22
2.2 Муниципальные органы и формы местного самоуправления 28
3 Проблемы и совершенствование системы государственного управления 38
3.1 Проблемы в системе управления России 38
3.2 Совершенствование управления в России 40
Заключение 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственное управление в России.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)


1.физическое и биологическое состояние окружающей среды

1.права и свободы  человека, личная безопасность

1.доходы и расходы

населения, общий объем  потребляемых товаров и услуг

1.занятость и безработица, оплата труда

1.развитие и образование

2.социально-демографические параметры населения

2.безопасность собственности,  имущества

2.жилище, социальные возможности и преодоление

неравенства

2.условия и безопасность  труда

2.культура и спорт

3. состояние здоровья населения

3.уровень правопорядка

3.социальная защита

3.социальное партнерство

3.досуг и отдых


 

Рисунок 1 - Качество жизни граждан

 

Даже такое, относительно подробное рассмотрение данного  понятия не исчерпывает его содержания, что еще раз подчеркивает сложность формулировки глобальной цели функционирования системы государственного управления.

В связи с выше сказанным, рассмотрим цели и задачи государственного управления.

Цели государственного управления конкретизируются в зависимости  от предлагаемых исследователями критериев классификации. В книгах разных авторов встречаются разные классификации:

  • «социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
  • политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
  • обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;
  • организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований» [11, с. 456, 12, с. 333, 13, с. 153].

Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.

- Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

- Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.

- Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.

- Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.

- Поддержание позитивной экологической обстановки.

- Поддержание рыночных механизмов.

- Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Это лишь общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание «древа целей», в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.

Виды целей государственного управления складываются на основе принципа детерминанты, когда в процессе постановки цели вытекают одна из другой. Основная классификация строится на функциях государства и сферах жизнедеятельности общества. Цели общественно-политического развития, - цели социального развития, экономические организационные информационные - разъяснительные цели и т. д.

Для достижения указанных целей перед системой управления стоит необходимость решить следующие задачи:

  1. повышение эффективности управления при минимизации затрат; повышение адресности в предоставлении услуг гражданам, нуждающимся в них;
  2. создание государственно-общественной системы оценки качества и контроля деятельности учреждений всех типов и видов собственности, включая лицензирование, аттестацию, государственную и общественную аккредитацию; обеспечение единого социально-правового и информационного пространства, создание системы законов и иных нормативных правовых актов, которая бы органически объединяла федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации;
  3. более четкое разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также органами местного самоуправления в области на основе договоров; развитие программно-целевого механизма управления и финансирования; стимулирование смешанного частно-государственного финансирования системы управления;
  4. самостоятельность учреждений и организаций в выборе стратегии развития, содержания реализуемых программ и услуг, финансово-хозяйственной деятельности.

Рассматривая структуру государственного управления можно увидеть отдельные области деятельности, составляющие административно-политическую сферу российского общества, позволяющие сделать некоторые выводы и обобщения. Прежде всего, ясно, что административно-политическая сфера не однородна. Она объединяет тесно связанные между собой и взаимодополняющие области государственного управления: оборону, безопасность, внутренние дела, юстицию, иностранные дела. Учитывая специфику данных областей, исключительными управленческими полномочиями в административно-политической сфере обладает Президент РФ, который осуществляет руководство деятельностью соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Минюста РФ, МИД РФ). Очевидно, что такое положение сужает в данной сфере компетенцию Правительства РФ, которое согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть [14]. В административно-политической сфере сохраняется жесткое централизованное управление. Еще одной существенной особенностью административно-политической сферы является широкая возможность государственных органов, действующих в ее рамках, использовать меры административного принуждения. Поэтому актуальна проблема контроля и надзора за законностью и обоснованностью их применения.

В целом управление в  административно-политической среде носит характер властно-распорядительной деятельности, которая опирается на авторитет и силу государства, на его бюрократический аппарат и полномочия в сфере применения легального принуждения в случаях нарушения нормальных общественных отношений.

Таким образом, сущность государственного управления заключается  в первую очередь в методах управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня. То есть методы управления позволяют достигать целей, которые отличаются от цели коммерческой деятельности - получения прибыли. Государственное управление функционирует на основе жизнедеятельности данного общества, поэтому оно решает вопросы социального развития, экономические, организационные, информационные, разъяснительные и многие другие. А глобальной целью функционирования системы государственного управления является обеспечение оптимального качества жизни граждан на всей территории государства.

2 Государственное управление в России

2.1  Аппарат управления и разделение властей

 

Рассмотрим систему  государственного управления, из чего она состоит, как работает  и какими полномочиями обладает каждая её часть. На рисунке 2 представлена схема государственного аппарата управления.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Государственный аппарат управления

 

  1. Президент РФ

Статус президента устанавливается 4 главой Конституции РФ [14].

Президент РФ избирается путем всенародного голосования, сроком полномочий на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин  Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не вправе быть избранным Президентом РФ лицо признанное судом недееспособным либо находящееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Полномочия Президента РФ:

1. Полномочия в сфере законодательной власти:

  • назначает выборы депутатов государственной думы;
  • право законодательной инициативы;
  • право вето на федеральные законы принятые Государственной Думой и Советом Федерации;
  • вправе распустить Государственную Думу.

2. Полномочия по взаимодействию с органами исполнительной власти:

  • президент назначает председателя Правительства, с согласия Государственной Думы;
  • утверждает структуру Правительства и назначает заместителей председателя и федеральных министров;
  • председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства.

3. полномочия по взаимодействию с судебными органами власти:

  • президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов;
  • назначает судей всех остальных федеральных судов.

4. Иные полномочия:

  • представляет Совету Федерации кандидатуру на должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

Прекращение полномочий президента:

  • по истечении срока, на который он был избран;
  • в случае добровольной отставки;
  • стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • отрешается от должности Советом Федерации на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой и утвержденного Верховным и Конституционными судами.
  1. Законодательная власть

Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание (глава 5 Конституции РФ) [14]. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

    1. Совет Федерации

Формирование Совета Федерации. В состав Совета Федерации  входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст.95 Конституции РФ) [14]. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, обладающий избирательным правом. Срок полномочий члена Совета федерации соответствует сроку полномочий органа власти, от которого он назначен.

Полномочия Совета Федерации:

  • основным полномочием Совета Федерации является законотворческая деятельность;
  • иные полномочия: назначение выборов Президента; отрешение Президента от должности; утверждение указа Президента о введение военного или чрезвычайного положения; назначение судей высших судебных органов; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и др.

         Прекращение полномочий членов Совета Федерации:

  • со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации;
  • добровольное сложение полномочий;
  • отозван органом, назначившим его на основании представления Председателя Совете Федерации.
    1. Государственная Дума

Формирование Государственной  Думы. Государственная Дума состоит  из 450 депутатов. Избирается на всенародном  голосовании сроком полномочий на 5 лет. Депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин  Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Информация о работе Государственное управление в России