Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей.

Содержание работы

Введение.
1. Государство.
1.1. Правовое государство.
1.2. Признаки правового государства.
1.3. Принципы правового государства.
2. Гражданское общество.
2.1. Понятие гражданского общества.
2.2. Структура гражданского общества.
2.3. Признаки гражданского общества.
2.4. Специфика формирования гражданского общества в России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Университет МВД России

Факультет заочного обучения

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

на тему:

«Гражданское общество и государство»

 

 

 

 

 

Выполнила слушатель 212 учебной группы

Мл. лейтенант милиции

Макар Наталья Владимировна

Инспектор ОК и ВР

ОВО при УВД по Адмиралтейскому р-ну г. СПб

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010 г.

План:

    Введение.

1. Государство.

    1.1. Правовое государство.

    1.2. Признаки правового  государства.

         1.3. Принципы правового государства.

2. Гражданское общество.

    2.1. Понятие гражданского  общества.

    2.2. Структура  гражданского общества.

    2.3. Признаки гражданского  общества.

    2.4. Специфика  формирования гражданского общества  в России.

         Заключение.

 Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

Общество, в широком смысле, - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество и государство – понятия не совпадающие. При различении этих понятий под обществом имеется в виду неполитическая сфера жизни людей в качестве частных лиц, а под государством – политическая сфера их жизни в качестве публичных лиц (субъектов публично-политической общности и власти, граждан). Дифференциация этих двух сфер, отделение и относительно самостоятельное бытие частных и публичных, неполитических и политических явлений и  отношений представляют собой результат длительного социально-исторического развития людей, форм и способов организации жизни свободных индивидов. 1

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности. Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса – нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся общество, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

Общество в России одной из фундаментальных проблем   своего   развития   провозгласило   создание   современного демократического правового государства. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России.  Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей.

 

1. Государство

Государство – организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.2 

В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Территория - это пространственная основа государства, без нее государство не может существовать. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

 

1.1. Правовое государство

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

 

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Поэтому рассмотрим это понятие более подробно.

Более удачное определение правового государства дает А.В. Малько, по славам которого, «правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений».3

Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности.

Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к  этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».

 

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах английского мыслителя Дж. Локка (1632-1704). В его трактовке идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобщему закону природы. В таком государстве провозглашены постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную (внешнюю исполнительную власть). Подобное государство, обеспечивающее жизнь, свободу и собственность людей, он противопоставляет деспотической власти. Государственная власть ограничена общественным благом.4

Концепция разделения властей получила свою последовательную и систематическую разработку в творчестве французского юриста Ш.Л. Монтескье (1689-1755). Различая в каждом государстве три рода власти – законодательную, исполнительную и судебную, - он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

История учений о правовой государственности – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная теоретическая разработка  проблем современного правового государства. 

Теория правового государства возникла в результате естественного и в достаточной степени традиционного стремления ученых к моделированию «идеальной формы государственного устройства». Попытки подобного рода предпринимались на всех этапах социального развития и, как правило, включали в себя достаточно стандартный набор «добродетелей», необходимых для «совершенного государства». Это, прежде всего, наличие справедливых законов, которым подчиняются как сами подвластные, так и властители; далее – эффективная система социального управления, представители которой используют имеющиеся у них властные полномочия для достижения общегосударственного блага, а не для удовлетворения эгоистических потребностей; это также механизм обеспечения социальной стабильности, позволяющий снизить (а в перспективе ликвидировать) социальные противоречия между представителями различных классов (каст, страт и т.п.); наконец, это система действенных государственных гарантий, посредством которых обеспечивается забота о социально незащищенных членах общества.5

 

1.2. Признаки правового государства

Говоря о признаках правового государства, следует выделить две группы свойств, характеризующих данный феномен: это общие (свойственные всем видам государств) и специфические (характерные только для правового государства) черты.

К общим признакам относятся признаки, отличающие государство от других видов и форм социальных организаций. Такими признаками являются обособленная территория, институт гражданства, (подданства), аппарат публичной политической власти, государственный суверенитет.

К специфическим признакам следует отнести демократический политический режим, развитое гражданское общество, признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности.

 

1.3. Принципы правового  государства.

В юридической литературе  в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство права, юридическая  защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

-    реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития;

-    взаимная ответственность  государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее.

 

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать се текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные НПА издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти (регулируют вопросы местного значения).

В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.

В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.

В правовом государстве эти функции будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная система, в которую входит судебная система конституционного надзора.

Конституционные суды, Верховные суды и суды нижестоящие в правовом государстве должны обладать огромной силой. Для этого суды должны быть независимы. Судьи должны избираться пожизненно, чтобы иметь возможность решать вопросы, не опираясь на мнение людей, стоящих у власти.6

 

Система разделения властей в правовом государстве

По своей природе, по задачам и функциям деятельность государства неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную. Автором концепции разделения властей» в ее классическом варианте явился Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.

В работе «О духе законов» Монтескье писал: «Когда законодательные исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или  органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что  тот самый монарх или тиран сможет ввести тиранические законы. Опять же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свободы субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья превращается  в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, то судья может поступать со всей жестокостью угнетателя».

Информация о работе Гражданское общество и государство