Государство и право как социальные явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

цель работы: установление характера и особенностей соотношения государства и права как социальных явлений на современном этапе.
Для этого нам необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. определиться в понятиях государства и права, охарактеризовать их сущностные признаки;
2. проанализировать все имеющиеся подходы к соотношению государства и права;
3. выявить какое воздействие государство и право оказывают друг на друга;
4. характер и особенности соотношения государства и права на современном этапе развития общества.

Файлы: 1 файл

право и государство.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

      Никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования.

      С точки зрения современного отношения к проблеме соотношения государства и права такой подход имеет несомненные преимущества. Он является основой для возникновения идеи правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

      Есть  и третья точка зрения на рассматриваемую  проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права. Данный подход получил название – дуалистический и исходит из существования сложной двухсторонней функциональной связи между государством и правом. Они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двухсторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений.

      В литературе данную модель соотношения  государства и права также  называют реалистической, которая исходит  из того, что связь между государством и правом проявляется в трех аспектах: единстве права и государства, воздействии государства на право, влиянии права на государство.14

      Единство  права и государства заключается  в следующем:

      1. В основе их возникновения  лежат одни и те же причины:

      - необходимость совершенствования  управления обществом, связанная с его усложнением;

      - необходимость подавления сопротивления  эксплуатируемых;

      - необходимость организации крупных  общественных работ, объединения  в этих целях больших масс  людей; 

      - необходимость поддержания в  обществе порядка;

      2. и государство, и право являются объективно необходимыми социальными явлениями;

      3. у них существует общая цель  – упорядочить общественные отношения  и внести стабильность в жизнь  общества;

      4. и государство, и право вместе  с развитием общества эволюционируют, совершенствуются, переходят от одного типа к другому.

      Воздействие государства на право и права  на государство будет рассмотрено  ниже.

      Некоторые ученые наряду с тремя вышеуказанными методологическими подходами в  вопросе соотношения государства  и права выделяют и другие. В частности, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор В.В. Лазарев выделяет еще позитивистский и либерально-демократический подходы.

      Так, позитивистский подход базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце девятнадцатого века в Германии и России. В основе лежит идея самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

      Либерально-демократический  подход обосновывает идею связанности  государства правом. Этот подход исходит  из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

      Последний подход близок к естественно-правовому. В литературе некоторые ученые позицию, основанную на приоритете права над  государством, называют либерально-демократической. При этом отмечают, что она сложилась в рамках естественно-правовой школы.

      Каждый  из названных подходов играл определенную роль в различные периоды развития общества. Если подходить к проблеме соотношения государства и права с позиции современных реалий демократического общества, то наиболее предпочтительной представляется обоснованная с позиции либерально-демократического подхода идея связанности государства правом. Вместе с тем признается взаимное воздействие права и государства друг на друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Воздействие  государства и права друг на друга: 

      Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в  равной мере производными от объективных  отношений и условий, складывающихся в процессе развития человеческого  общества. Право как регулятор общественных отношений выступает по меньшей мере относительно независимым от государства и позитивного закона и даже предшествующим закону в качестве обычного права. Государство необходимо рассматривать не столько в качестве творца или источника права, но в большей мере опосредованного им в своих действиях. Оно представляет собой общественный институт власти, который скорее выводит и формулирует право посредством законотворческой деятельности из объективно существующей экономической и социально-политической действительности. При этом право в его отношении к государству необходимо рассматривать как особый социальный институт нормативного регулирования общественных отношений путем определения меры свободы, прав и обязанностей и воплощающий в своих источниках идеальную модель государства и общества в рамках той или иной правовой культуры.15 

      Не  смотря на самостоятельность государства  и права, они (государство и право), несомненно, взаимосвязаны и оказывают воздействие друг на друга. Для начала, рассмотрим, как государство воздействует на право:

      во-первых, право формируется при непосредственном участии государства. Однако здесь  следует отметить, что причины  возникновения права (как и государства) коренятся в материальном способе  производства, в сочетании экономических, исторических и прочих предпосылок. Недооценка этих положений приводит к абсолютизации положения о государстве как о создателе права. Правильнее сказать, что государство не творит право, а создает право, придавая ему определенные юридические формы (нормативно-правовой акт, судебный прецедент и др.), формально юридический, общеобязательный характер;

      во-вторых, воздействие государства на право  проявляется в сфере реализации права. Оно в своей деятельности призвано создавать соответствующие предпосылки для использования гражданами, юридическими лицами предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения своих интересов, для эффективного исполнения возложенных на них юридических обязанностей, для создания соответствующей атмосферы соблюдения установленных правовых запретов. Важным направлением деятельности государства является реализация норм права в форме правоприменения;

      в-третьих, государство обеспечивает охрану права. Гарантией охраны права является государственное принуждение. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право, без чего немыслим правопорядок;

      в-четвертых, оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям;

      в-пятых, роль государства проявляется в официальном толковании норм права.

      Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Можно выделить два главных направления воздействия права на государство:

      во-первых, воздействие права на внутреннюю организацию государства;

      во-вторых, воздействие права на деятельность государства.

      Первое  направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

      Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной  из ее ветвей. С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением.  В федеративном государстве разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации, что является необходимым условием для существования федерации как единого, целостного государства.

      Второе  направление проявляется в том, что право воздействует на государство  при его отношениях с населением, отдельным человеком. Как государство  воздействует на людей через право, так и граждане воздействуют на государство  также через право. Право выступает ограничителем государственного вмешательства в личную жизнь граждан, закрепляя и регулируя правовой статус личности в государстве. Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

      Правовая  форма обеспечивает возможность  осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

      Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями. Для многонационального федеративного государства эта сторона воздействия права является объективно необходимым условием его существования. Кроме того, право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.

      Современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Право связывает,  ограничивает государство в интересах личности и общества. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. Образно говоря, право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом. Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как государство правовое.

      Правовое  государство представляет собой  модель согласованного, сбалансированного взаимодействия права и государства, сформированного на демократических началах, где, формы выражения права обусловлены культурой данного общества, а государство, будучи связанным с правом, выступает в то же время основным средством обеспечения его регулирующего действия.16

      В идее правового государства ученые выделяют два главных аспекта: свободу  человека, наиболее полное обеспечение  его прав; ограничение правом государственной  власти. В философском смысле свобода  может быть определена как способность  человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "Не запрещенное законом дозволено". Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности.17

    Что касается второго аспекта, то именно в связанности, ограничении правом государства и заключается, по мнению исследователей, сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека. Правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.18

      Итак, правовое государство - это организация  политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.19

      В современных условиях связующая роль  права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности.20

      Сегодня становится очевидным, что государственная  власть с точки зрения права объективно нуждается в ограничениях. Без  действия такого механизма любая власть рискует переродиться в самостоятельное, неуправляемое явление, лишенное положительных свойств, не способное служить интересам общества и личности. Следовательно, целью современной российской науки и правовой практики является, на наш взгляд, теоретический поиск такого компромисса между государством, правом, обществом и личностью, который обеспечил бы существование и развитие России как правового государства.21

Информация о работе Государство и право как социальные явления