Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:00, контрольная работа
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества. «Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом.
Введение
1. Признаки и структура государства.
2. Причины возникновения гражданского общества, его признаки и структура
3. Взаимодействия гражданского общества и государства
4. Тесты
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
На тему: «Государство и гражданское общество».
Содержание
Введение
1. Признаки и структура
2. Причины возникновения гражданского общества, его признаки и структура
3. Взаимодействия гражданского общества и государства
4. Тесты
Заключение
Список использованной литературы
Проблема гражданского общества принадлежит
к числу фундаментальных
1. Признаки и структура государства.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, при которой государство
и граждане связаны взаимной ответственностью
при безусловном главенстве Конституции,
демократических законов и равенства
всех перед законом.
Представления о государстве как организации,
осуществляющей свою деятельность на
основе закона, начали формироваться уже
на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. Мыслители античности (Сократ,
Цицерон, Аристотель, Платон) пытались
выявить такие связи и взаимодействия
между правом и государственной властью,
которые бы обеспечивали гармоничное
функционирование общества той эпохи.
Ученые древности считали, что наиболее
разумна и справедлива лишь та политическая
форма общежития людей, при которой закон
общеобязателен как для граждан, так и
для самого государства.
Государственная власть, признающая право
и, одновременно, ограниченная им, по мнению
древних мыслителей, считается справедливой
государственностью.
Признаки государства
- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
- система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
- территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);
- суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);
- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).
Структура государства
По разделению власти:
- система законодательных (представительных) учреждений;
- исполнительно-распорядительные органы;
- судебные органы.
По выполняемым функциям:
Органы, осуществляющие внутренние функции:
- охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);
- социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта);
- духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).
Органы, осуществляющие внешние функции:
- вооруженные силы;
- разведка;
- органы межгосударственных отношений.
2. Причины возникновения гражданского общества, его признаки и структура
Гражданское общество – это: наличие собственности в распоряжении людей индивидуальное или коллективное владение); наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед.
Причины возникновения гражданского общества
-Частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым. Частные предприятия, земля, недвижимость (в том числе сдаваемая в аренду); ценные бумаги, приносящие доход; денежные средства, приносящие проценты; интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, – все это частная собственность.
-Свободная рыночная экономика. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. Однако противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Эту задачу призваны облегчить разного рода объединения предпринимателей.
-Государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Необходима система информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой необходимости заключена в исключительном многообразии интересов граждан демократического общества. Это связано с теми свободами, которые гражданское общество предоставляет своим членам.
-Условия возникновения и развития гражданского общества:
• социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий;
• гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению;
• наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий.
-Исторические типы:
- община;
- социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
- общество как совокупность граждан страны;
- мировое сообщество граждан.
Признаки гражданского общества
–наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
–самоуправляемость;
–конкуренция
образующих его структур и различных групп
людей;
–свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
–всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
–жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
–многоукладность экономики;
–легитимность и демократический характер власти;
–правовое государство.
Структура гражданского общества
-Политические партии.
-Общественно-политические
-Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
-Научные и культурные организации, спортивные общества.
-Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
-Независимые средства массовой информации.
-Церковь.
-Семья.
3. Взаимодействия гражданского общества и государства
Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования. Например, в Великобритании действуют уже многие годы специальный государственный орган - Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечения равных возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям. Кроме специализированных органов типа Комиссии по благотворительности, есть еще одна распространенная форма контактов государства с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения. Среди такого рода комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда западноевропейских стран следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных организаций, так и представители многих общественных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции, Италии, Бельгии, Испании и других странах. Правительства этих государств запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, по инициативе данные советы могут обратить внимание правительства на важность и неотложность решения тех или иных конкретных проблем. Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер- министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходованием правительством государственных средств.
1. По соответствующим критериям определите типы государственного устройства:
Типология государственного устройства | |
По форме правления |
|
По административно- |
|
По политическому режиму |
|
По социально-экономической, классовой природе |
|
2. Соотнесите между собой перечисленные элементы государства с их содержанием:
а) форма правления; |
а) представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; |
б) политический режим; |
б) характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; |
в) форма государственного устройства. |
в) отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. |
3. Основным институтом политической системы является государство. Чем из нижеперечисленных положений государство отличается от других политических и социальных институтов?
б) монополией на легитимное насилие.
4. Из указанных признаков выберите те, которые характерны для правового государства:
а) это государство, где все подчинены закону;
г) правовое государство – это государство, в котором реализован принцип разделения властей;