Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей курсовой работы является:
- раскрыть конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- дать оценку институту полномочных представителей Президента РФ как структурную составляющую укрепления вертикали власти;
- рассмотреть оптимизацию деятельности института полномочных представителей Президента РФ.
Введение…………….
Глава 1. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
Глава 2. Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
Глава 3: Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….
Содержание:
Введение…………….
Глава 1. Конституционно-правовые
основы института полномочных
Глава 2. Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
Глава 3: Оптимизация деятельности
института полномочных
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….
Введение:
Актуальность темы исследования.
Становление и развитие Российской
Федерации в 90-х годах XX века характеризовалось
системным кризисом, одной из составляющих
которого стало нарушение политического
баланса между федеральным
Эта ситуация еще более усиливает актуальность исследования, которая обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, появилась необходимость
изучения проблем, связанных с особенностями
функционирования института полномочных
представителей Президента РФ в федеральных
округах в условиях современного
политического развития России, когда
имеют место существенные изменения
в государственном
во-вторых, в течение последнего
десятилетия существенно
в-третьих, со времени появления
института полномочных
в-четвертых, социально и политически значимой, на наш взгляд, является необходимость сравнительного анализа функционирования полномочных представителей Президента РФ в различных федеральных округах. В этом смысле важно установить как некоторые общие доминанты, присущие этой деятельности, так и ее особенности в конкретном федеральном округе, в частности, в ЦФО. Такой анализ необходим в интересах политической науки и для решения практических задач.
Объектом исследования выступает
институт полномочных представителей
Президента РФ, обеспечивающий реализацию
главой государства своих
Предметом исследования являются
приоритеты и особенности функционирования
института полномочных
Научная гипотеза исследования состоит в том, что институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, доказав свою востребованность и политическую жизнеспособность, является важной составляющей реформирования системы государственной власти и управления современной России, причем в процессе оптимизации деятельности института его политическая роль в перспективе будет возрастать, внося определенные коррективы в его институционализацию, сущность, направления, формы и методы работы.
Цель курсовой работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей курсовой работы является:
- раскрыть конституционно-
- дать оценку институту
полномочных представителей
- рассмотреть оптимизацию
деятельности института
Эмпирическая база исследования. Для раскрытия темы использовались Конституция РФ, указы и распоряжения Президента РФ, документы федеральных и 9 региональных органов власти РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также статистические сборники, материалы аналитических докладов, справочники.
Глава 1. Конституционно-правовые
основы института полномочных
Как известно, Указом Президента
РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном
представителе Президента Российской
Федерации в федеральном
Из текста указа следует,
что такое преобразование было осуществлено
в целях обеспечения реализации
Президентом своих
Президент и Правительство Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 78 Конституции, обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Естественно, что многие из вверенных ему полномочий глава государства реализует с помощью должностных лиц и органов, в ряде случаев прямо указанных в Конституции.
Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции
РФ, Президент является гарантом…
прав и свобод человека и гражданина,
принимает меры по охране суверенитета,
независимости и целостности
государства, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной
До принятия Конституции
1993 г. Президент определялся как
высшее должностное лицо и глава
исполнительной власти, не обладающий,
однако, полномочиями устанавливать
основные направления внутренней и
внешней политики и не являющийся
главой государства. В соответствии
с Конституцией 1993 г. Президент –
глава государства, занимает особое
место в системе органов
Таким образом, разделив страну
на федеральные округа, Президент
РФ действовал в пределах своих конституционных
правомочий определять основные направления
внутренней политики и обеспечивать
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти, закрепленных в ч.ч. 2, 3 ст. 80
Конституции РФ. Как подчеркивает
А.В.Семенов, «цель создания данной
специальной единицы деления
государства видится в
Конституционность создания
непосредственно института
В Конституции не закреплены
понятие и определение «
С данной позицией нельзя согласиться.
Согласно ст. 5 Конституции, Российская
Федерация состоит из республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов – равноправных субъектов
Федерации. Все субъекты обладают общими
конституционно-правовыми
Федеральные округа не обладают
никакими признаками субъекта Федерации,
их принципы образования совсем иные.
Они созданы главой государства
для обеспечения исполнения своих
конституционных полномочий в пределах
территорий, где действуют должностные
лица Администрации Президента РФ и
функционируют ее структурные подразделения.
По своему правовому положению
Введение института
Идея создания специального
института, представляющего президентскую
власть на местах и одновременно координирующего
деятельность местных представительств
федеральных ведомств, нашла практическое
воплощение уже в 1998 г. Как подчеркивает
М.А. Краснов, появление Указа о
региональных коллегиях было «реакцией
на изменение реального статуса
полномочных представителей Президента
РФ в регионах, которые постепенно
в большинстве своем