Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей курсовой работы является:
- раскрыть конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- дать оценку институту полномочных представителей Президента РФ как структурную составляющую укрепления вертикали власти;
- рассмотреть оптимизацию деятельности института полномочных представителей Президента РФ.

Содержание работы

Введение…………….
Глава 1. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
Глава 2. Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
Глава 3: Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………….

Глава 1. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в  федеральных округах

Глава 2. Институт полномочных  представителей Президента РФ как структурная  составляющая укрепления вертикали  власти

Институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах: политическая сущность и специфика  функционирования

Глава 3: Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах

Заключение……………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Актуальность темы исследования. Становление и развитие Российской Федерации в 90-х годах XX века характеризовалось  системным кризисом, одной из составляющих которого стало нарушение политического  баланса между федеральным центром  и субъектами РФ, что негативно  сказалось на состоянии российской государственности, единстве и безопасности страны. Поиск более совершенных  форм и методов построения системы  государственной власти и управления привел политическое руководство страны к началу административного реформирования. Одной из составных частей данного  процесса явилось образование нового административного звена - федеральных  округов во главе с полномочными представителями Президента РФ.

Эта ситуация еще более  усиливает актуальность исследования, которая обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, появилась необходимость  изучения проблем, связанных с особенностями  функционирования института полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах в условиях современного политического развития России, когда  имеют место существенные изменения  в государственном строительстве  и системе власти в стране; набирает силу процесс укрепления вертикали  власти и государственных структур; создаются объективные предпосылки  для перехода к устойчивому развитию общества и государства;

во-вторых, в течение последнего десятилетия существенно изменились полномочия представителей главы государства, их политико-правовой  статус, кадровый состав, соответственно и их политическая роль, что требует научного осмысления и взвешенных, объективных оценок;

в-третьих, со времени появления  института полномочных представителей Президента России, накоплен значительный опыт работы, в связи с чем назрела  необходимость его изучения и  обобщения, систематизации достигнутых  результатов и определения неиспользованных возможностей, оптимизации деятельности в быстро меняющейся социально-политической обстановке, устранении выявленных недостатков, определении перспектив дальнейшего развития в условиях реформирования политической системы России;

в-четвертых, социально и  политически значимой, на наш взгляд, является необходимость сравнительного анализа функционирования полномочных  представителей Президента РФ в различных  федеральных округах. В этом смысле важно установить как некоторые  общие доминанты, присущие этой деятельности, так и ее особенности в конкретном федеральном округе, в частности, в ЦФО. Такой анализ необходим  в интересах политической науки  и для решения практических задач. 

Объектом исследования выступает  институт полномочных представителей Президента РФ, обеспечивающий реализацию главой государства своих конституционных  полномочий и способствующий повышению  эффективности деятельности органов  государственной власти и управления.

Предметом исследования являются приоритеты и особенности функционирования института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах  в условиях реформы органов государственной  власти.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах, доказав свою востребованность и политическую жизнеспособность, является важной составляющей реформирования системы  государственной власти и управления современной России, причем в процессе оптимизации деятельности института  его политическая роль в перспективе  будет возрастать, внося определенные коррективы в его институционализацию, сущность, направления, формы и методы работы.

Цель курсовой работы состоит  в изучении политической природы  и содержания, институциональных  характеристик и правовых основ  функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.

Задачей курсовой работы является:

- раскрыть конституционно-правовые  основы института полномочных  представителей Президента Российской  Федерации в федеральных округах;

- дать оценку институту  полномочных представителей Президента  РФ как структурную составляющую  укрепления вертикали власти;

- рассмотреть оптимизацию  деятельности института полномочных  представителей Президента РФ.

Эмпирическая база исследования. Для раскрытия темы использовались Конституция РФ, указы и распоряжения Президента РФ, документы федеральных  и 9 региональных органов власти РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аппаратов полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах, а также статистические сборники, материалы аналитических  докладов, справочники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в  федеральных округах

Как известно, Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном  представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»  институт полномочного представителя  Президента РФ в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: Территория Российской Федерации была распределена на семь федеральных округов: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный президентским  указом от 21 июня 2000 г. №1149 в Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск). 

Из текста указа следует, что такое преобразование было осуществлено в целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  государственной власти и совершенствования  системы контроля за исполнением  их решений.

Президент и Правительство  Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 78 Конституции, обеспечивают осуществление  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории России. Естественно, что многие из вверенных ему полномочий глава государства реализует  с помощью должностных лиц  и органов, в ряде случаев прямо  указанных в Конституции.

Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции  РФ, Президент является гарантом…  прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности  государства, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эту статью часто называют «набором скрытых полномочий Президента»[1].

До принятия Конституции 1993 г. Президент определялся как  высшее должностное лицо и глава  исполнительной власти, не обладающий, однако, полномочиями устанавливать  основные направления внутренней и  внешней политики и не являющийся главой государства. В соответствии с Конституцией 1993 г. Президент –  глава государства, занимает особое место в системе органов государственной  власти и не входит непосредственно  ни в одну из ее ветвей. Как справедливо  подчеркивает Е.И. Козлова, данное положение  не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую  над другими властями, зависящими от нее. В Конституции заложена «система сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей: «каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента»[2]. Так, Президент путем применения координирующих полномочий в отношении органов исполнительной власти обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Таким образом, разделив страну на федеральные округа, Президент  РФ действовал в пределах своих конституционных  правомочий определять основные направления  внутренней политики и обеспечивать согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти, закрепленных в ч.ч. 2, 3 ст. 80 Конституции РФ. Как подчеркивает А.В.Семенов, «цель создания данной специальной единицы деления  государства видится в необходимости  оптимизации функционирования в  Российской Федерации системы территориальных  структур федеральных органов исполнительной власти, равно как для усиления контроля за системой территориальных  органов федеральными органами исполнительной власти»[3].

Конституционность создания непосредственно института полномочного представителя Президента в федеральном  округе также не вызывает сомнений. Е.М. Ковешников подчеркивает, что Конституция РФ позволяет выстраивать президентские структуры в любом направлении по личному усмотрению Президента. Это – Администрация Президента РФ, Совет безопасности, полномочные представители Президента. В Конституции для этого предусмотрены и организационные возможности. Так, пункт «к» ст. 83 предусматривает, что Президент РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей. «Без ограничения сферы деятельности таких представителей они могут быть назначены практически всюду – от федеральных министерств и ведомств до муниципальных образований»[4].

В Конституции не закреплены понятие и определение «федерального  округа», а также понятия, определения  и правомочности института полномочного представителя Президента РФ в федеральном  округе. Некоторые правоведы на основании  этого делают вывод о том, что  «Президент России, в обход Конституции, декларирующей единственно возможное  и правомерное деление Российской Федерации на субъекты Российской Федерации, управляемые органами, образуемыми  органами государственной власти Российской Федерации, произвел некое альтернативное деление Российской Федерации и  в этом ключе образовал новый  институт государственной власти, призванный управлять вышеозначенными единицами  альтернативного деления Российской Федерации»[5].

С данной позицией нельзя согласиться. Согласно ст. 5 Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов  Федерации. Все субъекты обладают общими конституционно-правовыми признаками: имеют собственную территорию; образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти; принимают свои конституции (уставы), законы, иные нормативные  правовые акты; имеют собственные  предметы ведения, в пределах которых  «обладают всей полнотой государственной  власти»; обладают собственными материально-финансовыми ресурсами и др. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Федеральные округа не обладают никакими признаками субъекта Федерации, их принципы образования совсем иные. Они созданы главой государства  для обеспечения исполнения своих  конституционных полномочий в пределах территорий, где действуют должностные  лица Администрации Президента РФ и  функционируют ее структурные подразделения. По своему правовому положению федеральные  округа схожи с такими единицами  «абстрактного» деления России, как  округа военные или пограничные  – в них отсутствуют так  называемые органы исполнительной власти общей компетенции и органы представительной власти. Вместо этого в пределах соответствующих округов действуют  специальные органы исполнительной власти.

Введение института полномочных  представителей Президента в федеральном  округе явилось оптимальным решением вопроса о поиске форм и методов  управления системой федеративных отношений. Не меняя Конституции, на ее базе начат  процесс упорядочения управления государством по всей вертикали власти.

Идея создания специального института, представляющего президентскую  власть на местах и одновременно координирующего  деятельность местных представительств федеральных ведомств, нашла практическое воплощение уже в 1998 г. Как подчеркивает М.А. Краснов, появление Указа о  региональных коллегиях было «реакцией  на изменение реального статуса  полномочных представителей Президента РФ в регионах, которые постепенно в большинстве своем превратились в малозначимые фигуры при губернаторах, лишь информировавшие Центр, да и  то далеко не всегда объективно, о деятельности региональных администраций. Многие территориальные органы федеральной исполнительной власти фактически оказались под контролем властей субъектов Федерации[6]. На основании положения, утвержденного указом, в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти создавались региональные коллегии этих органов, куда по должности входили полномочный представитель региона, а также руководители территориальных органов, действующих на территории региона и ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Коллегии были призваны содействовать реализации Президентом России своих конституционных полномочий по осуществлению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации в регионах, согласованному выполнению территориальными органами стоящих перед ними задач, совершенствованию взаимодействия территориальных органов государственной власти субъектов РФ, исключению дублирования в их работе.

Информация о работе Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти