Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей курсовой работы является:
- раскрыть конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- дать оценку институту полномочных представителей Президента РФ как структурную составляющую укрепления вертикали власти;
- рассмотреть оптимизацию деятельности института полномочных представителей Президента РФ.
Введение…………….
Глава 1. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
Глава 2. Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
Глава 3: Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….
Говоря об основных задачах
и компетенции полномочного представителя
в федеральном округе, необходимо
обратить особое внимание именно на его
роль проводника политики и государственной
деятельности главы государства
на закрепленных за округом территориях.
Это подчеркивается положением о
том, что в числе первоочередных
задач на представителя Президента
возлагается "организация в
Но, пожалуй, главной задачей полномочного представителя является осуществление функций, которые вызывают наибольшее раздражение некоторых представителей местной элиты - это сбор и обобщение информации о реальном положении дел в регионе. Именно здесь становится неоценимым источником сведений, необходимых для принятия решений на общефедеральном уровне. Не случайно глава государства в достаточно скупых по объему, но емких по содержанию положениях прописывает такую задачу полномочного представителя, как "представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений". Для этого он имеет право "запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц".
С целью повышения эффективности
деятельности институтов исполнительной
власти в регионах на полномочного
представителя Президента в федеральном
округе возлагается реализация ряда
функций, свойственных самому Президенту
на уровне федерального центра. И в
качестве первой и наиболее значимой
выдвигается задача обеспечения
согласованной деятельности федеральных
государственных органов на уровне
регионов. Поэтому важным моментом
в деятельности полномочного представителя
становится его роль координатора "деятельности
федеральных органов
Следует подчеркнуть особо выделенную значимость функции координации полномочным представителем деятельности многочисленных, ведомственно разобщенных и нередко дублирующих функции правоохранительных органов. В условиях, когда право согласования назначения прокуроров и начальников МВД (ГУВД-УВД) субъектов РФ было возвращено (хотя едва ли это рационально) в компетенцию их руководителей (президентов, губернаторов, глав администрации), роль представителя президента в фактическом руководстве структурами правоохраны на территориальном уровне значительно возросла с получением фактически главнейших рычагов влияния на них через оценку деятельности и кадровые назначения. С представителем Президента, например, согласовываются "направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления" на присвоение "высших специальных званий" должностных лиц правоохранительных органов и высших воинских званий (здесь определенное представительство полномочий Президента РФ как главнокомандующего армией).
Функции президентского представителя
по отношению к правоохранительной
системе региона отражены в достаточно
скупой формулировке: он "анализирует
эффективность деятельности правоохранительных
органов в федеральном округе,
а также состояние с кадровой
обеспеченностью в указанных
органах, вносит Президенту Российской
Федерации соответствующие
Надо сказать, что "кадровый рычаг"2 президентского представителя в регионе в отношении руководителей федеральных структур также неплохо проработан. Он "согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти". Президентский представитель также может "вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания". Практически вся федеральная чиновная номенклатура в своем назначении становится в зависимость от мнения представителя Президента в федеральном округе, что вводит определенные гарантии реализации интересов центра на уровне персонализации должностных полномочий.
Отметим, что важное значение
в этом отношении имели указы
Президента РФ 2001-2004 гг., по которым "в
целях создания дополнительных гарантий
защиты личности от преступных и иных
противоправных посягательств, обеспечения
безопасности общества и государства,
совершенствования руководства
деятельностью органов
Подчеркнем, что особенно возросло значение полномочного представителя в условиях реформирования системы наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), кандидатура которого, в соответствии с изменениями от 29 декабря 2004 г. в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 18), представляется Президентом РФ для рассмотрения органом государственной власти субъекта РФ. При этом Указ Президента РФ "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" от 27 декабря 2004 г. №1603 и утвержденное им соответствующее положение определяют, что "кандидатуры на должность высшего должностного лица … субъекта Российской Федерации... представляются Президенту Российской Федерации Руководителем Администрации Президента Российской Федерации", а предложения по ним - "полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе".
Весьма важны7 и определенные координирующие и посреднические функции представителя Президента в формировании устойчивой системы федеративных отношений как в самом государственном механизме на федеральном и уровне субъектов Федерации, так и с институтами формирующегося в России гражданского общества. Не случайно Президент РФ подчеркивает, что полномочный представитель в округе "организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями". Одновременно указывается и на роль регионального президентского представителя в реализации экономических и социальных функций государства, ему поручается разрабатывать "совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа".
Как посредник между Федерацией
и субъектами Федерации в реализации
механизмов исполнительной власти в
регионе представитель
Дальнейшее наращивание
координационных функций
Практически данное положение
расширяет и конкретизирует организационно-
И хотя формально юридически
данный совет выступает в качестве
совещательного органа, его компетенция,
как определяют основные задачи его
деятельности, достаточно широки и
включают: "содействие реализации полномочий
Президента Российской Федерации по
обеспечению согласованного функционирования
и взаимодействия федеральных органов
государственной власти и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации; обсуждение имеющих
особое государственное значение проблем,
касающихся взаимоотношений между
Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации, важнейших вопросов
государственного строительства и
укрепления основ федерализма, внесение
соответствующих предложений
Интересны и организационные основы деятельности совета, заседания которого проводятся ежеквартально, а в случае необходимости по решению полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе или двух и более членов совета - внеочередные. Заседание правомочно, "если на нем присутствует большинство от общего числа членов совета по должности". Характерна и определенная закрытость данного учреждения, поскольку "члены совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам". Процедура деятельности достаточно проста - "решения совета принимаются на его заседании путем обсуждения" и "по предложению полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе или двух и более членов совета проект решения ставится на голосование, и решение принимается простым большинством голосов". Совет также "может создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании совета, привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов".