Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей курсовой работы является:
- раскрыть конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- дать оценку институту полномочных представителей Президента РФ как структурную составляющую укрепления вертикали власти;
- рассмотреть оптимизацию деятельности института полномочных представителей Президента РФ.

Содержание работы

Введение…………….
Глава 1. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
Глава 2. Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
Глава 3: Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.43 Кб (Скачать файл)

Тогда же был предложена  работа     представителей    Президента по укрупненным округам. Данная административная реформа отличалась от более поздней тем, что планировалось создать существенно   больше федеральных округов. На каждый федеральный округ приходилось бы 34 субъекта Федерации. Главной задачей административной реформы было выведение федеральных структур, расположенных на территориях субъектов Федерации, из-под контроля и опеки губернаторов и создание федеральных округов, удобных для управления и контроля временных структур в рамках развития федеративного государства; важнейшей конечной целью – создание эффективного механизма завершения реформ в стране. Однако Президент Б.Ельцин так и не решился на создание укрупненных федеральных округов, что являлось стержневой идеей новой региональной политики. В качестве эксперимента были назначены полномочные представители Президента, ответственные за Ставропольский край, Адыгею, Дагестан, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкессию.

Сегодня, по всей видимости, реорганизованные региональные окружные коллегии продолжат функционирование в качестве совещательного органа при  полномочных представителях. Активно  создаются окружные структуры правоохранительных органов, причем достаточно самостоятельные, выполняющие не только контрольные  функции. Так, Указом Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» в системе министерства предусмотрено создание главных  управлений МВД по федеральным округам  и определены их основные задачи; аналогичные  федеральные управления созданы  в системе Министерства юстиции; приказом министра иностранных дел  утверждено положение о представительстве  МИД РФ на территории России, в соответствии с которым представительства  МИД подразделяются на представительства  в центрах федеральных округов  и представительства в субъектах  РФ; прокурор федерального округа имеет  ранг заместителя Генерального прокурора  РФ (с соответствующими полномочиями, в том числе и процессуальными, определенными Законом о прокуратуре); в состав Федеральной службы налоговой  полиции вошли семь главных управлений службы по федеральным округам. В  соответствии с размещением полномочных  представителей Президента в федеральных  округах создаются структуры  и иных федеральных органов исполнительной власти. Остается надеяться, что все  это приведет к укреплению правопорядка в стране и усилению правовой защищенности граждан.

Итак, данную реформу нельзя рассматривать как попытку нарушения  федеративного устройства России, поскольку  статус и целостность субъектов  Федерации сохраняются. Не вызывает сомнений, что эта мера направлена на укрепление вертикали исполнительной власти в Российской Федерации, что  подчеркивал сам глава государства  в своем Послании Федеральному собранию России: «…суть данного решения не в укрупнении регионов, а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий, не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма»[7].

Впрочем, некоторые правоведы  считают, что федеральные округа в перспективе могут стать  административной и территориальной  структурой, в рамках которой возможны организация эффективной системы  управления регионами и решение  всего комплекса проблем государственной  политики в области регионального  развития. Например, С.И. Некрасов не исключает, что со временем формирование федеральных  округов станет прологом реформы  федеративного устройства России с  образованием в ее составе на базе федеральных округов семи крупных  и примерно одинаковых в экономическом  отношении субъектов Федерации[8]. Однако, по данным Госкомстата, Минэкономразвития, МНС и других федеральных органов власти, публикующих данные о социально-экономическом положении, темпах промышленного роста, поступлениях в бюджетную систему РФ по федеральным округам, об экономическом равенстве групп субъектов РФ, входящих в тот или иной федеральный округ, не может быть речи.

В последнее время много  внимания уделяется вопросу об укрупнении субъектов Федерации как о  мере, позволяющей решить многие проблемы государственного устройства России. Так, после референдума 7 декабря 2003 г. произошло слияние Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью. На очереди Иркутская область  и Усть-Ордынский Бурятский округ, Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Это очень сложная политическая и правовая проблема, требующая продуманной  юридической базы. После принятия Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта Российской Федерации», содержащего правовой и  достаточно демократичный механизм укрупнения субъектов Федерации  через проведение всенародных референдумов в регионах, должна быть создана рабочая группа по совершенствованию этого механизма. Пока гораздо более эффективным представляется другой путь – укрупнение управленческих моделей в системе федеративных отношений по всей вертикали власти, прежде всего исполнительной. В первую очередь речь должна вестись о восстановлении управляемости государством на региональном уровне.

Укрепление государственности  заключается в том, чтобы в  интересах развития страны были собраны  и эффективно использованы финансы, промышленный, кадровый потенциал. С  этой точки зрения концентрация функций  в руках ограниченного круга  исполнителей является важным рычагом, который должен и может быть обеспечен  с помощью нового государственно-правового  института. Теперь именно на полномочных  представителей возложена обязанность  по регулярному представлению докладов Президенту Российской Федерации об обеспечении национальной безопасности, о соблюдении прав и свобод человека, о политическом, социальном и экономическом  положении в федеральном округе. Все эти вопросы должны постоянно  находиться в поле зрения полномочного представителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти

Вопрос о кадрах в России был и остается первостепенным. При  формировании же корпуса президентских  представителей как определенного  зеркального отражения самого Президента РФ в регионах решение кадрового  вопроса усложняется многократно. Но все же попытаемся проследить президентскую  логику в личностном выборе своих  представителей в округах.

В 2000 г. Президент в подборе  своих представителей исходил, как  нам представляется, из двух приоритетов - прошлой деятельности и проблем  региона, делая упор на состоявшихся управленцев и опытных исполнителей в возрасте 40-60 лет (С.В. Кириенко - Л.В. Драчевский). Эмоционально-популистские утверждения в прессе о семи глав - не совсем корректны и имеют  скорее достаточно формальные основания. Так, в Центральный федеральный  округ полпредом назначили в  прошлом генерал-майора госбезопасности  Г.С. Полтавченко, который в 1993-1999 гг. руководил налоговой полицией в  Санкт-Петербурге и Ленинградской  области (генерал-майор налоговой  полиции), что для данной территории весьма актуально. К тому же он имел опыт работы полномочным представителем Президента РФ в Ленинградской области. В Северо-Западный - В.В. Черкесова, опять-таки генерал-полковника госбезопасности, в недалеком прошлом заместителя  директора ФСБ, имеющего представление  о криминальной ситуации в регионе. Южный округ, известный своими застарелыми  проблемами новых кавказских войн, естественно, возглавил военный - генерал  армии и Герой России В.Г. Казанцев; правда, при этом еще и кандидат педагогических и философских наук. действительный член Российской Академии социальных и гуманитарных наук и  почетный доктор Ростовского государственного строительного университета.

Полпредом в Приволжский  округ14, известный своей насыщенностью национальными республиками, был поставлен достаточно опытный политик и управленец С.В. Кириенко. Сложность криминальной ситуации в регионе, видимо, легла в основу назначения полпредом в Уральский федеральный округ генерал-полковника, заместителя (1994-2000 гг.) министра внутренних дел РФ П.М. Латышева. Проблемы приграничного характера в Сибирском округе, видимо, заставили остановиться на кандидатуре П.В. Драчевского, в прошлом работника МИД, министра по делам СНГ. В приграничный и достаточно отягощенный проблемами Дальневосточный федеральный округ был направлен бывший профессиональный военный, генерал-лейтенант в отставке К.Б. Пуликовский (в 1994-1996 гг. командующий группировкой российских войск в Чечне). Так что опыт и доверие Президента сыграли основную роль в определении Президентом РФ В.В. Путиным своих первых региональных представителей.

Прошедшие пять лет деятельности реформированного института полномочных  представителей показывают сохранение тенденции опоры В.В. Путина на профессионально  подготовленных и способных представлять его интересы в регионах полномочных  представителей, профессиональные качества и опыт которых сочетаются с личным доверием Президента. Сохранили свои посты и соответствуют в целом  прежним приоритетам Г.С. Полтавченко, С.В. Кириенко, П.М. Латышев и К.Б. Пуликовский. В русле прежних тенденций  и назначение полпредом по Сибирскому округу вместо П.В. Драчевского бывшего  кадрового военного А.В. Квашнина (до назначения - начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ и  первый заместитель министра обороны  РФ). В связи с обострением проблем  организации государственного правления  в Чеченской республике в условиях определенного свертывания военной  фазы операции по наведению конституционного порядка В.Г. Казанцева сменил в  сентябре 2004 г. Д.Н. Козак, юрист с  большим опытом практической работы (в 1990-1999 гг. занимал ряд ответственных  постов в Ленгорисполкоме и администрации  Санкт-Петербурга, в 1999-2004 гг. - руководитель Аппарата Правительства РФ, министр  РФ, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ). Несколько большим изменениям подверглась расстановка полпредов в Северо-Западном округе. Институт полномочных и специальных представителей Президента РФ в России еще до президентства В.В. Путина органично вошел в систему организации власти. Едва ли кто-либо будет оспаривать необходимость представления интересов главы государства в российском парламенте, где в палатах Федерального Собрания присутствует в качестве связующего звена полномочный представитель Президента РФ. Такой же институт представления интересов главы государства существует и на уровне Конституционного суда РФ. Известен и институт специальных представителей Президента РФ по проблемным вопросам государственной деятельности - по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике и по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта. Думается, что такая форма участия Президента РФ в реализации своих полномочий оправдана и рациональна, и поэтому ее выбор и перенос на региональный уровень вполне оправдан и рационален в условиях необходимости укрепления государственности как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации.

Распределение субъектов8 по территориям созданных федеральных кругов объяснить довольно трудно. Оно не соответствовало ни экономическому районированию, ни военным округам. Да и субъектное закрепление территорий не пропорционально. Так, если в Центральном федеральном округе 17 субъектов РФ - Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, то в Уральском 6: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области и Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Правовой статус президентского представителя определяет "Положение  о полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе", которое было утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 и подвергалось незначительной корректировке указами 2000-2005 гг. Данный документ определяет положение полномочного представителя в нескольких плоскостях.

По своему положению в  системе исполнительной ветви власти в РФ полномочный представитель  как раз и представляет одну из семи точек опоры вертикали власти в регионах. Это обеспечивается тем, что он "непосредственно подчиняется  Президенту Российской Федерации и  подотчетен ему", а срок полномочий связан с решением президента, но не может превышать срока полномочий своего патрона. За руководителем Администрации  Президента РФ закрепляется определение  порядка "взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и другими подразделениями Администрации". При этом представитель Президента, естественно, связан лишь федеральным  законодательством и "в своей  деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента Российской Федерации".

И хотя полномочный представитель  самостоятельно организует работу подчиненного ему аппарата - "имеет заместителей, распределяет между ними обязанности  и руководит их деятельностью", федеральный центр сохраняет  за собой основные рычаги кадрового  обеспечения деятельности президентского представительства в округе с  достаточно высокой ролью в этом процессе руководителя Администрации  Президента РФ. Так, "назначение на должность  заместителей полномочного представителя, освобождение их от должности, а также  применение к ним мер поощрения  и дисциплинарного взыскания  осуществляются Руководителем Администрации  Президента Российской Федерации". При этом "заместители полномочного представителя являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации". Таким образом осуществляется своеобразное "двойное" управление самим представительством и обеспечивается его реальная подконтрольность центру.

Основные направления  деятельности полномочного представителя  президента и его компетенция  исходят из его положения в  системе вертикали исполнительной власти во главе с Президентом  РФ и создают своеобразный территориальный  уровень верховной исполнительной власти с делегированием ему определенных, хотя и значительно ограниченных, с точки зрения принятия решений, функций представительства интересов  федерального центра в отдельных  регионах.

Информация о работе Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти