Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:55, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий, требующих углубленной разработки относится и категория «источники права». Источники права играют огромную роль в правовой системе и требуют широкого комплексного подхода к их исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правоотношения.
Введение………………………………………………………………2 стр
§1. Понятие форма права………………………………………….4 стр.
§ 2. Виды норма права……………………………………………..9 стр.
§3. Нормативно – правовой акт как основной источник права в современной России………………………………………………………20 стр.
§4. Закон как ведущий источник права……………………….27 стр.
Заключение………………………………………………………...34 стр.
Список литературы……………………………………………….36 стр.
- юридический прецедент (судебный и административный);
- религиозные источники
(священные писания, книги,
- правовой обычай;
- нормативный правовой договор;
- доктрина, или юридическая наука.
1. Чаще всего правовые
нормы содержатся в
Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли, и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.
Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением определенной процедуры. Так, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья 116 этого Регламента закрепляет положение, что "рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях". Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.
В-третьих, нормативно-правовой
акт имеет заранее
В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с их распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.
В-пятых, в нормативно-правовых
актах содержатся правила поведения
общего характера, обладающие государственной
обязательностью. Поэтому нормативно-правовые
акты следует отличать от индивидуальных
юридических актов, которые не являются
источниками права. Индивидуальные
юридические акты - это акты государственных
органов, негосударственных организаций,
должностных лиц, предписывающие определенные
юридические последствия для
конкретных субъектов правоотношений
(постановление о наложении
Классификацию нормативно-правовых
актов можно произвести по различным
основаниям: по юридической силе; по
объему и характеру действия; по
содержанию; по субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые
акты подразделяются на законы и подзаконные
акты. Юридическая сила нормативно-правового
акта определяет их место и значимость
в общей системе
2. Общепризнанные принципы
и нормы международного права
имеют приоритет перед
Правовыми последствиями провозглашения приоритета международного права перед национальным законодательством является, во-первых, то, что правоприменительные органы, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе и обязаны применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством.
11 Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках / М.Ф. Воронина // История государства и права. – 2007. - N 19. – С. 33
С другой стороны, физические и юридические лица на основе данного конституционного положения имеют право обратиться к нормам международного права в целях защиты своих прав.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая конкретные дела, весьма часто обосновывает свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.
3. Юридический прецедент
создается в тех случаях,
Если существует прецедент, то судебная практика может выработать нормы права. Принцип прецедента означает, что суд руководствуется накопленной практикой. Акты судебной практики обобщаются высшими судебными органами и дают разъяснения по ним.
Высшие органы судебной власти создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел или же при противоречии нормативных актов конституции государства, общепризнанным принципам и нормам международного права. Нормотворческая деятельность судебной власти основана на конституционных принципах и ее полномочиях, закрепленных в законодательстве.
Прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям. Следовательно, эти нормы могут полнее отражать регулируемые ими общественные отношения, чем абстрактные нормы закона.
4. Священные религиозные
книги (Талмуд, Библия, Коран) являются
одним из древних источников
права и сохраняют свое
1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с франц. В.А. Туманова. - М., 1996. - С. 312.
легального толкования божественных источников. Четвертый источник -кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.
5. Юридический обычай - один
из наиболее древних
Не каждый обычай выступает
в качестве источника права. Источником
права является только правовой обычай.
В чем же заключается различие
правового обычая от простого обычая,
не имеющего юридического значения? Правовым
обычай становится тогда, когда в
законодательстве государства содержится
ссылка на него и государство придает
ему обязательную юридическую силу.
Поэтому отличительная
Англия - страна, где обычаям (custom) придается самое большое
1 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права / Е.Н. Трубецкой. - СПб., 1998. - С. 80.
значение. Здесь писаное законодательство строится на обычаях, и они могут
быть даже источником конституционного права. Английские обычаи спасают Англию от английских правовых законов. При этом законодатель должен
хорошо знать обычаи страны.
6. Договоры нормативно-правового
содержания. Нормативный правовой
договор как источник права
признается во всех правовых
системах. В развитом гражданском
обществе он становится едва
ли не главной юридической
формой, определяющей права и
обязанности его субъектов.