Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий, требующих углубленной разработки относится и категория «источники права». Источники права играют огромную роль в правовой системе и требуют широкого комплексного подхода к их исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правоотношения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2 стр
§1. Понятие форма права………………………………………….4 стр.
§ 2. Виды норма права……………………………………………..9 стр.
§3. Нормативно – правовой акт как основной источник права в современной России………………………………………………………20 стр.
§4. Закон как ведущий источник права……………………….27 стр.
Заключение………………………………………………………...34 стр.
Список литературы……………………………………………….36 стр.

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 69.85 Кб (Скачать файл)

Критерием легитимности законов  выступает конституция. Критерием  ее легитимности - высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит отсев не конституционных  законов (норм), т.е. по существу их корректировка  с позиции легитимности. Одновременно корректируется путем толкования сама конституция.

По существу в чистом виде концепция верховенства законов  реализовалась лишь в классическом мусульманском праве. В бывшем Советском  Союзе и странах социалистического  содружества провозглашение этого  принципа было фикцией в силу отсутствия разделения властей и характерного для тоталитарных режимов примата  политики над правом.

В ряде скандинавских стран  не признается иерархия и четкое соподчинение права, следовательно, отсутствует  и принцип верховенства законов.

Но и в тех правовых системах, где принцип верховенства закона провозглашается, действие его  далеко не безусловно. Это связано с тенденцией к ограничению позиций парламента в пользу органов исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента). Кроме того, обычно допускается корректировка закона конституционными или общими судами.

Возможны два подхода  к проблеме верховенства закона. "Узкий" состоит в формально-юридическом  определении закона в системе  источников права. "Широкий" предполагает рассмотрение источников права во взаимосвязи  и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и другими  системами. Тогда принцип верховенства закона приобретает многомерность  и рассматривается сквозь призму демократии (или ее отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношения в обществе и т.д. Представляется, что именно такое видение проблемы позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной правовой системе.

В России законы делятся  на конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся прежде всего сама Конституция и законы, которые упоминаются в Конституции (всего их около 20).

По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают  законы федеральных представительных органов и законы федеральных  органов субъектов Федерации. По объему и объекту регулирования  законы делятся на общие и специальные. Общие законы посвящены определенной сфере общественных отношений. К ним относятся основы законодательства, основные принципы законодательства, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ "О милиции", "О залоге" и др.).

Подзаконный нормативный  правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и  ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона1. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов


1 Ромашов Р.А. Теория государства и права / Р.А. Романов. - СПб., 2006. - С. 123.

государственной власти и  субъектов Федерации.

Указом Президента РФ от 5 декабря 1991 г. на Министерство юстиции  была возложена функция по государственной  регистрации издаваемых министерствами и ведомствами нормативных актов, которые регулируют права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер. Постановлением Правительства  РФ от 8 мая 1992 г. было утверждено Положение  о порядке государственной регистрации  ведомственных нормативных актов. Начало регистрации установлено  было с 15 мая 1992 г.

Новое направление в деятельности Министерства юстиции представляет собой контрольную функцию, преследующую цель обеспечить соблюдение законности. Таким способом исполнительная власть осуществляет внутренний контроль за министерствами и ведомствами, направленный на пресечение возможных нарушений в процессе осуществления ими своих нормотворческих функций.

Вместе с усложнением  структуры государственных органов, наделением ряда вновь создаваемых  органов экономического регулирования  полномочиями по изданию нормативных  актов и общим расширением  нормотворческой компетенции государственных  органов имеет место значительное увеличение видов источников права. Превращение органов исполнительной власти в основное орудие определения  политики - государственное управление в широком смысле - и связанный  с этим отказ от верховенства парламента приводят к отказу от существовавшего  ранее иерархического построения системы  источников права. Акты правительства  приобретают особое значение не только по своему фактическому удельному весу, но и с точки зрения формальных критериев. В значительной мере происходит уравнение нормативных актов  правительственных органов с  законодательными актами, издаваемыми  парламентом.

 

 

 

§4. ЗАКОН КАК ВЕДУЩИЙ ИСТОЧНИК ПРАВА

Закон - нормативный юридический  акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой  и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

Исходя из определения, данного  С.С. Алексеевым, признаки закона можно  подразделить на следующие:

- во-первых, закон - юридический  акт, притом акт-документ, в котором  фиксируются правотворческие действия  по введению в правовую систему  юридических норм по их отмене  или изменению; закон - всегда  письменный документ, в котором  закрепляются вводимые юридические  нормы или их изменения; закон  - источник права; 

- во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

- в-третьих, закон - нормативный  акт, обладающий высшей  юридической  силой, т.е. акт самого высокого  юридического «ранга»; ему в  принципе «все под силу», он  отличается юридической всеобщностью; все  иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны  соответствовать закону, ни в  чем ему не противоречить; 

- в-четвертых, закон - нормативный  акт, содержащий первичные, изначальные  юридические нормы, т.е. нормы,  которых раньше в правовой  системе не было, при том нормы  по основным, ключевым вопросам  жизни  страны, другим принципиальным  экономическим, политическим, социальным  вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается», поэтому закон в своем действии (например, в случае неисполнения) «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона1 .

Рассматривая закон как  нормативный юридический акт - источник  права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно:

- от индивидуальных актов,  т.е. актов, содержащих не нормы  права, а индивидуальные предписания  по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность,  поручение передать имущество  (такие индивидуальные предписания  иногда встречаются в законах,  посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

- от интерпретационных  актов, т.е. актов толкования, в  которых дается только разъяснение  действующих норм, но не устанавливаются  новые или изменяются либо  отменяются действующие нормы  (такие акты в большинстве случаев  имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).

Законы в демократическом  государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка2.

Законодательство - это вся  совокупность законов, действующих  в стране.

Необходимо, однако, иметь  в виду, что в некоторых формулировках  нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не  только законы, но и другие нормативные  документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы  Президента РФ, нормативные постановления  Правительства).

В настоящее время нормативные  указы Президента (а также постановления  Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной  области, имеют соответствующую, близкую  к закону юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному


 1Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 1999. – С.83.

 2 Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество //Государство и право. – 1997. - № 4. - С. 91

вопросу. Но по своей юридической  сути они остаются подзаконными документами. В ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления  Правительства  Российской Федерации  настоящему Кодексу или иному  закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п.  5 ст. 3).

Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

В Российской Федерации в  настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные  правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются  по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке  деятельности Правительства). Федеральный конституционный  закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов  Государственной Думы и если он одобрен  большинством не менее трех четвертей  от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный  закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Обыкновенные законы - это  акты текущего законодательства, посвященные  различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни  общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах1 .

Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и  состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции  Российской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов  и тем самым осуществление  во всех актах конституционных начал.

Среди законов следует  выделять:

а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным  законодательным органом - Федеральным  Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются  в соответствии с распределением компетенции республиками, другими  субъектами Федерации и  распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует выделить отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные, гражданские, брачно-семейные, уголовные, земельные, финансово-кредитные, о труде, по социальному обеспечению, процессуальные, природоохранительные.

Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых  содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Среди законов (и иных нормативных  юридических актов) выделяются кодифицированные законы, акты-кодексы.


1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 1998. – с. 155

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и

логически цельный, внутренне  согласованный закон, иной нормативный  акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

По некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать  только исходные, «рамочные» нормативные  положения, в соответствии с  которыми  затем  разрабатывается  и принимается  особый нормативный юридический  акт (такой проблемой в Гражданском  кодексе Российской Федерации являются вопросы особой разновидности залога - ипотека).

Все основные (профилирующие  и специальные) отрасли  законодательства имеют «свой» заглавный кодекс: гражданское  законодательство - Гражданский кодекс; уголовное  законодательство - Уголовный  кодекс; гражданское процессуальное законодательство - Гражданский процессуальный кодекс и т.д.

Информация о работе Источники права