Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:55, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий, требующих углубленной разработки относится и категория «источники права». Источники права играют огромную роль в правовой системе и требуют широкого комплексного подхода к их исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правоотношения.
Введение………………………………………………………………2 стр
§1. Понятие форма права………………………………………….4 стр.
§ 2. Виды норма права……………………………………………..9 стр.
§3. Нормативно – правовой акт как основной источник права в современной России………………………………………………………20 стр.
§4. Закон как ведущий источник права……………………….27 стр.
Заключение………………………………………………………...34 стр.
Список литературы……………………………………………….36 стр.
Для кодексов характерны некоторые
структурные, технико-юридические
Кодифицированные акты носят различные наименования. Наряду со «штатным» именем «кодекс» они в некоторых случаях упомянуты в документах как «устав», «положение», просто «закон».
Особый характер в федеративном
государстве принадлежит
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в
1 Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. – с. 285
котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений: и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.
Основную роль в системе
законодательства играют отраслевые кодексы,
т.е. кодифицированные акты, возглавляющие
соответствующую отрасль
В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например, по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия ГК большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.
Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства законов означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся «под» законом, т.е. являются подзаконными.
Вместе с тем подзаконность нормативных юридических актов не означает их «меньшую» юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.
Правовое регулирование действия закона включает в себя комплекс правил, определяющих время вступления в силу принятого закона, механизм введения его в действие, пределы действия закона во времени и пространстве, орган, способы и средства его исполнения, перечень законов и других правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием нового закона .
Таким образом, закон - нормативный
юридический акт высшего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав курсовую работу на тему: «Формы (источники) права», сделаем выводы.
Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы, причем только объективизированная («в определенной форме») норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права — оболочки бытия правовой нормы.
Мы выяснили, что источниками
права являются официальные государственные
документы, в которых закрепляются
юридические нормы, например, закон,
указ президента, постановление правительства,
решение местного органа самоуправления.
В указанных актах содержатся
правила поведения, исходящие от
соответствующих органов
В нашей работе мы рассмотрели
следующие основные формы (источники)
права: правовой обычай, юридический
прецедент и нормативный
Выявление круга источников имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России?
Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М.: Юридическая литература, 2003. – 360 с.
2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 1999. – 712 с.
3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Перс. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1998. – С. 94.
4. Зивс С.Л. Источники права. – М.: «Наука», 2001. – 240 с
5. Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской Империи в XIX в. // Государство и право. – 2002. - № 8. – С. 101 – 109.
6. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права. // государство и право. – 2003. - № 2. - С. 97 - 102
7. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право, 1999, № 3. С. 60 - 76.
8. Муромцев Г. И. Источники права: Теоретические аспекты проблемы // Правоведение. – 2004. №2. – С. 14 – 18.
9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 552 с.
10. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 384 с.
11. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. – 642 с.
12. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. - Изд-во НОРМА, 2001. – 832 с.
13. Свешникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук). // Государство и право. – 1998. - № 9. - С. 98 - 103.
14. Сергеева Т.Н. Обычаи как источник права // Правоведение. – 2000. - №2. – С. 79 – 86.
15. Супатаев М.А. Обычное право и правовой плюрализм. // Государство и право. - 1999. - № 12. - С. 117 - 118.
16. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА – М: Изд-во НОРМА, 2001. – 616 с.
17. Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. – 1997. - № 4. - С. 91 - 99.
18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 1998. – 382 с.
19. Юридический энциклопедический словарь. – М., 2003. С. 301