Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении исторических закономерностей развития государства и права Древнего Рима.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы раскрыть генезис и эволюцию государства и права в Древнем Риме, их особенности и характерные черты.
Одной из главных задач курсовой работы является определение значения римского права для развития права на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ ЦАРЕЙ………6
2. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ…………………………………………………………………………….9
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА В ПЕРИОД ПРИНЦИПАТА И
ДОМИНАТА …………………………………………………………………….15
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И ЕГО ИНСТИТУТОВ…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..37
«Сенат с упразднением царской власти, – пишет Т. Моммзен, – сохранил все свои права и даже получил ещё большее значение. Одобрение его считалось совершенно необходимым для всяких решений, срок действия которых должен был простираться далее срока власти консула, но и его коснулась реформа: в ближайшее же к изгнанию царей время в сенате являются рядом с «отцами» ещё и «приписанные» – так назывались введённые в сенат плебеи, они не могли обсуждать дел, но принимали участие в решении, переходя в голосовании на сторону тех, с мнением кого были согласны. Во всём остальном организация сената осталась старая» [6, с.58-59; 12, с. 83; 8, с. 33].
В государственной жизни Рима сенат играл очень большую роль. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение народного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Мало того, закон, принятый на народном собрании, становился законом лишь после одобрения его сенатом. Избранные на должность магистраты отчитывались в своих действиях перед сенатом и тем самым целиком зависели от его воли. Созывать сенат на заседания могли только высшие магистраты: диктор, консулы, преторы. При обсуждении вопросов и голосовании мнения и голоса подавались строго по списку. Принятое решение называлось сенатус-консультом, или декретом. Сенат был оплотом римской олигархии.
Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов. По этому поводу известный французский мыслитель XVIII века Кондорсэ пишет: «Сенат, эксплуатировавший уважение народа к старым учреждениям, скоро понял, что привилегия толковать законы почти равносильна праву создавать новые, и он пополнился юристами».
В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет, внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих. От него зависело назначение на почётную должность в провинцию, в завоёванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебное коллегии и давать указания о производстве расследования.
В Риме не было постоянного чиновнического аппарата, вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам –магистратам. Такими магистратами были консулы, преторы, эдилы, квесторы, избирающиеся на один год. Выборы проходили за 3 - 4 месяца до вступления новых магистратов в свои должности.
Магистратуры делились на высшие (консул, диктатор, претор, цензор, народный трибун) и низшие (все остальные). Соответственно власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В «imperium» включалась высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрании и председательствовать на них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания.
По
римской конституции все
Во время отправления должности магистрат не мог быть привлечён к судебной ответственности или смещён [7, с. 60-61; 1, с. 83; 6, с. 282].
Консулы – высшие должностные лица Римской республики – выбирались ежегодно на центуриатных комициях. Им принадлежала военная и гражданская власть. Консулы могли созывать сенат, народное собрание, исполняли их решения, руководили выборами должностных лиц. Власть консулов являлась коллегиальной. Вопрос о предоставлении единоличной власти одному из консулов решался по жребию, по взаимному соглашению между консулами или решению сената. [6, с. 284]
«По изгнании царя, – пишет Т. Моммзен, – народ клятвенно обязался никогда не допускать восстановления царской власти, само имя «царь» навсегда осталось в Риме ненавистным. Но, строго говоря, царская власть не была уничтожена, а чисто с римской практичностью был найден способ сохранить сильную власть во главе общины и в то же время ограничить эту власть. Власть вручена была теперь одному лицу и пожизненно, а сроком на год и двум лицам – консулам, само имя «consul» значит «товарищ». И тот и другой консул обладали всей полнотой власти, но обязательны были только те распоряжения, которые исходили от обоих консулов, в случае же несогласия одного консула приказания другого не имели силы. Консулы не были обязаны разделять сферу своих действий, и каждый мог изменить распоряжение своего товарища, но в целях удобства они обыкновенно разделяли между собой отрасли управления или чередовались в главном распоряжении помесячно или ежедневно. Консулы уже не были, как прежде цари, не ответственны перед законом: консула по истечении срока его власти можно было за преступления привлекать к суду; консулы уже не могли возлагать на граждан обработку своих земель, что мог сделать царь...» [8, с. 31-32]
Должность диктатора была экстраординарной (чрезвычайной). Формально диктатор назывался консулом, фактически же он избирался сенатом.
Назначение диктатора происходило в случае чрезвычайных обстоятельств (война, внутренние конфликты). Полномочия диктатора оканчивались вместе со сроком пребывания во власти того консула, который его назначил, и во всяком случае не могли продолжаться более 6 месяцев. Все магистраты находились в его подчинении. По отношению к его распоряжениям было недействительно вето народных трибунов. Он имел всю полноту власти [6, с. 284, 290].
Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов.
Преторы ведали судопроизводством (председательствовали в судебных комиссиях), управляли провинциями. Они заменяли консула в случае его отсутствия и командовали по поручению сената легионами. Сначала претор был один. С 242 г. до н. э. стали избирать ежегодно двух преторов. Один назывался городским (praetor urbanus), другой – иногородним (претор для иностранцев). Первый ведал тяжбами между римскими гражданами, второй –между иностранцами или между гражданами и иностранцами. Вступая в должность, преторы (городской и иногородний) опубликовывали эдикт, в котором указывали те основные правовые нормы, которых они будут держаться в области судопроизводства.
Народные трибуны обладали правом «вето» в отношении решений римских магистратов, могли вносить законопроекты, созывать трибутные комиции, имели право даже арестовать магистрата и опротестовать решение сената. Личность народного трибуна признавалась священной и неприкосновенной. Всякий, кто оскорблял трибуна – подлежал смерти. Власть народного трибуна была очень велика, но их было 10 и они могли обратить свою власть друг против друга, например, используя право «вето», и тем самым нейтрализовать действия своих коллег. К тому же власть трибуна ограничивалась только чертой города Рима.
Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати.
Эдилы
наблюдали за общественным порядком
в городе, торговлей на рынке, организовывали
празднества и зрелища [6, с. 285; 7, с. 61; 5,
с. 174].
З.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА В ПЕРИОД ПРИНЦИПАТА И
ДОМИНАТА
Историю императорского Рима принято делить на два периода: первый -период принципата, второй – период домината. Границей между ними служит III век н. э.
В середине I века до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому. Его называют принципатом по одному из титулов первого лица в государстве –римского императора – принцепса.
Начало принципата как сложившейся формы власти и управления связывают обыкновенно с правлением преемника Юлия Цезаря, императора Октавиана Августа ( 27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) [12, с. 89].
Принципат
ещё сохраняет видимость
Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступал то в одном, то в другом качестве: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей воле действия любого органа власти, арестовывал граждан по своему усмотрению; как консул и диктатор определял политику государства, отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор командовал армией, управлял провинциями.
«Власть принцепса была одновременно законодательной, исполнительной и судебной.
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в полный упадок. Цицерон писал по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан больше, чем собрания комиции. Обыкновенным явлением стал подкуп сенаторов, разгон собраний, насилие над их участниками и прочие – признаки крайней степени разложения комиций.
Император Август реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей италийских муниципий), но отнял у собраний судебную власть –важнейшую из их былых компетенций. Кроме того, комиции лишились своего исконного права избирать на должности магистратов [2, с. 95-96].
Выбор членов коллегий теперь зависел только от императора. Ни один из магистратов не решал чего-либо без доклада императору. «При Августе, –пишет К. Крист, – так же, как и сенат, были деполитизированы и свободные римские граждане. Правда, ещё остались традиционные формы народных собраний и в комициях проходили выборы магистратов. Однако влияние на выборы принцепса было значительным. Начиная с 19 года до н. э. он, имея специальную консульскую власть, уравнял свои полномочия с полномочиями прежнего руководителя выборами. Он мог утверждать или отклонять кандидатуры на отдельные посты и сам влиять на выборы прямыми рекомендациями. Введение в 5 году н. э. сложного выборного процесса, так называемой дестинации, привело к тому, что народные собрания стали обладать только одобряющими функциями».
Упадок собраний превращал сенат, по крайней мере, в официальной теории, в единственный полномочный законодательный орган империи. Его постановления – сенатус-консульты – приобрели силу закона.
Действительное положение сената было иным. Законопроекты исходили от принцепса, и только его воля была источником законодательства. Сенат играл роль совещательного органа при императоре, но и в этой роли ему приходилось сносить неприкрытые унижения и вполне очевидное пренебрежение. Римский писатель Светоний сообщает в биографии Августа как о достойном упоминании события, что кто-то из сенаторов сказал во время речи императора: «Я бы тебе возразил, будь это возможно». В конце концов устанавливается правило, получившее официальное признание: «Что решил принцепс – имеет силу закона» [12, с. 92].
Средоточием высших учреждений империи был «двор», и именно двор принцепса. Здесь размещалась императорская канцелярия с юридическими, финансовыми и другими отделами.
Магистраты фактически стали чиновниками принцепса. Должность претора, эдилов, народных трибунов, квесторов потеряла реальное значение. Чиновники стали получать жалование от принцепса. От него зависел срок пребывания в должности. Для принципата характерно, что форма власти даже вначале в большей мере обеспечивалась лицами, а не учреждениями, причём лицами, преданными лично принцепсу. Если принцепс вступал в личные отношения со многими сенаторами, расторжение этой дружбы принцепсом влекло за собой тяжкие последствия. Важнейшим признаком организованной в расчёте на личность принцепса структуры государственной власти является слияние многочисленных римских магистратур с большим числом друзей принцепса, распределявшимся по рангам. Быть другом принцепса было и почётно и опасно одновременно.
Первой задачей администрации империи было сохранение общественной безопасности. Первоочередным являлись также создание основанной на налоговой справедливости финансовой администрации и организация системы правосудия, удовлетворяющей всё население империи. Эта система, с одной стороны, не должна была загружать принцепса как верховного судью тысячами местных дел, но, с другой стороны, должна была разрешать непосредственное вмешательство, когда затрагивались государственные интересы Римской державы. Решение этих задач было равносильно стабилизации и институализации новой политической системы в рамках империи [6, с. 335].
Армия была наёмной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье и по выходе в отставку земельный участок. Командный состава комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат мог дослужиться лишь до должности центуриона (командира роты).
Информация о работе История государства и права Древнего Рима