Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении исторических закономерностей развития государства и права Древнего Рима.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы раскрыть генезис и эволюцию государства и права в Древнем Риме, их особенности и характерные черты.
Одной из главных задач курсовой работы является определение значения римского права для развития права на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ ЦАРЕЙ………6
2. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ…………………………………………………………………………….9
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА В ПЕРИОД ПРИНЦИПАТА И
ДОМИНАТА …………………………………………………………………….15
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И ЕГО ИНСТИТУТОВ…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..37
Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далёкое прошлое, последний оплот республиканских учреждений – сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи – доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.
Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.
Титулы императора – Август и Доминус подчёркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы – сервы.
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.
Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре – орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики, – и ведомство финансовое [12, с. 93; 5, с. 188; 2, с. 96].
Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты – в муниципальных должностных лиц.
Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников – придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.
Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчинённые генералы. Изменилась военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племён, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают «варвары». Преторианская гвардия преобразуется в дворцовую стражу. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме – префектом города), развившаяся тайная полиция – префектом претория. Чиновники получают специальную организацию: им присваивается форма одежды, их наделяют привилегиями, по окончанию службы им назначают пенсии.
Так окончательно сложился государственный аппарат, который подчинялся уже не выборным органам, а лично императору. На этот аппарат шли огромные налоги, поскольку надо было содержать огромную массу чиновников административных, судебных и военных ведомств. Поэтому былая привилегия римских граждан не платить налоги была отменена. Высшими должностными лицами в империи стали кураторы и префект. Первейшей обязанностью кураторов был контроль за городским хозяйством. Эти представители имперской администрации, которые исполняли свои обязанности по несколько лет, являлись лицами высокого социального престижа – сенаторы, всадники или провинциальные верховные жрецы. Только когда этот институт стал правилом и потребность в кураторах возросла, эту должность начали доверять представителям соответствующего города. В практику укоренился главный принцип римского управления –принцип непрямого управления: римская администрация выполняла только функции координации деятельности местных органов управления.
В
III в. н. э. Римская империя была разделена
в интересах управления на две части –
Западную со столицей в Риме и Восточную
с центром в Константинополе. Империя
считалась единой, но каждая её часть имела
своего главу. В 395 г. это деление было оформлено
окончательно. Каждая империя разделилась
на две префектуры, которые в свою очередь
были разбиты на диоцезы. Во главе префектуры
стоял префектпретория, во главе диоцезы
– викарий. Диоцезы делились на провинции,
а последние – на округа. Управление строилось
на принципах бюрократического централизма.
Лучшим методом и принципом управления
разноплеменных народов и государств
становилось правило «разделяй и властвуй»
[6, с 338-340; 5, с. 189].
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО
ПРАВА И ЕГО ИНСТИТУТОВ
Современному состоянию романистики – науки о римском праве –отвечает деление на пять основных периодов:
Границы между периодами условны, хотя в большинстве случаев определяются с точностью до года, когда произошло значительное событие, с которым связан целый комплекс перемен в правовой системе.
Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия [4, с. 13; 5, с. 200].
Первая
римская кодификация права
Своё название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговориться незнанием закона».
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) – «квиритским» [12, с. 95].
Двенадцать Таблиц вызвали двойную юридическую революцию: обнародование и секуляризацию римского права. Как и другие кодексы VI и V веков, например Харонда, Залевка, Ликурга, Солона, они привели к превращению неустойчивого неписаного обычая в ясное писаное законодательство; они были продуктом роста грамотности и демократии.
Jus civile, или гражданское право, освободилось благодаря Таблицам от jus divinum, или права божественного; Рим не стал теократией. Ещё сильнее была подорвана жреческая монополия, когда секретарь Аппия Клавдия Слепого опубликовал (304 г. до н. э.) календарь судебных, или присутственных, дней (dies fasti), а также список формул, применявшихся в юридических процедурах и бывших известными до того времени почти исключительно жрецам. Секуляризация сделала свой следующий шаг, когда Корунцианий (280 г. до н. э.) впервые принялся давать публичные уроки римского права; начиная с этого времени, юрист вытесняет жреца и безраздельно господствует над римской жизнью и мыслью. Вскоре Таблицы становятся основой воспитания – ещё во времена Цицерона школьники должны были заучивать их наизусть. Дополняемые и исправляемые вновь и вновь – посредством законопроектов, преторских эдиктов, постановлений сената, императорских декретов – Двенадцать Таблиц на протяжении девяти столетий оставались основой римского законодательства.
Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.
В древнейший период правовую силу имели также решения сената, а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц.
В III веке до н. э. – III веке н. э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально оно были отменены в VI веке н. э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Несмотря на глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц и квиритского права в целом, возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.
В эпоху Республики сенат сам по себе, теоретически, не обладал законодательной властью; senatusconsulta, с формальной точки зрения, являлись рекомендациями магистратам; постепенно они приобрели статус директив, затем повелений, пока в годы поздней Республики не получили силу закона. В общем количество законов, принятых народными собраниями или сенатом, было в течении шести столетий немногочисленным.
Потребность
в менее значительных или более
специфических законах
Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своём правотворчестве он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на «справедливость» (aequitas) или на «естественный разум» (ratio naturalis). Созданное преторами перегринов «право народов» было не международным, а внутригосударственным, т. е. римским правом, причём его наиболее развитой и совершенной частью.
С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императора. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним эдикт был официально одобрен сенатус-консультом и получил название «вечного эдикта» (edictum perpetuum). Он стал обязательным для всех последующих магистров. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестаёт быть источником новых правовых норм [5, с. 204].
К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного права, но постепенно они всё более и более охватывали все сферы правового регулирования. Эдикты представляли собой общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательны только при жизни данного императора. Рескрипты – это ответы или советы императора отдельным лицам или магистрам, запрашивавшим консультации по правовым вопросам.
Декретами назывались решения, вынесенные императором в судебных дзлах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция. Мандаты представляли собой инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского и уголовного права, применявшиеся к перегринам [6, с. 350].
В
правлении Юстиниана тенденция
к возрождению юридической
Информация о работе История государства и права Древнего Рима