История государства и права Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении исторических закономерностей развития государства и права Древнего Рима.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы раскрыть генезис и эволюцию государства и права в Древнем Риме, их особенности и характерные черты.

Одной из главных задач курсовой работы является определение значения римского права для развития права на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

1. ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ ЦАРЕЙ………6

2. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ…………………………………………………………………………….9

3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА В ПЕРИОД ПРИНЦИПАТА И

ДОМИНАТА …………………………………………………………………….15

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И ЕГО ИНСТИТУТОВ…………………………………………………………….21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая История государства и права Древнего Рима.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

     Кодификация, тексты которой изучались в дальнейшем в Западной Европе как Corpus Iuris Civilis (Свод гражданского права), обнимала официальный учебник – Institutiones, составленный в 532 г. на основе «Институций» Гая, Флорентина, Марциана, Ульпиана и других элементарных сочинений; антологию сочинений классиков – Digesta, подготовленную специальной комиссией в 530-533 гг. и собрание императорских конституций – Codex, вступивший в силу в 534г. [4, с. 74].

     По  примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделён на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права. Каждая книга распадается на титулы, а последние – на фрагменты.

     Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют Дигесты, или Пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает «содержащий в себе всё».

     Структурно  Дигесты делятся на семь частей и  на 50 книг, которые в свою очередь расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста.

     Содержание  Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деления права на публичное и частное, даётся очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона. Сравнительно немного места отведено публичному праву.

     Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию, брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (например деление вещей на манципируемые и неманципируемые), смягчение отцовской власти.

     Своеобразной  частью кодификации Юстиниана являются Институции – элементарный учебник права, обращенный императором к «юношеству, любящему законы». Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.

     В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства. В этой книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В заключительной части Институций добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги).

     Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории [5, с. 210-213].

     К основным институтам римского частного права относятся: правовой статус лица, вещное право, обязательственное право, формы гражданского процесса [3, с.5].

     По  идущей от Гая традиции рассмотрение права лиц начинается с анализа положения рабов.

     Раб был лишён каких бы то ни было юридических прав. Он не имел права владеть собственностью, наследовать, завещать; он не мог вступать в законный брак; все его дети считались незаконнорожденными, а дети рабыни считались рабами даже в том случае, если их отец был свободным. Раб не имел права возбуждать дело в суде против тех, кто причинил ему ущерб; в подобных случаях он мог действовать только пользуясь посредничеством своего господина. Последний, согласно законам республиканского Рима, мог избить раба, заключить его в темницу, отправить на арену сражаться с дикими зверями, уморить голодом или убить своими руками, имея на то причину или без неё, и единственной сдерживающей силой могло служить только общественное мнение, формировавшееся рабовладельцами. Если раб бежал от хозяина и был пойман, его могли заклеймить или распять.

     Условия жизни рабов улучшались по инициативе императоров. Клавдий запретил убивать нетрудоспособных рабов и постановил, что брошенный больной раб, если ему посчастливилось выздороветь, автоматически получает свободу. Петрониев закон, принятый, вероятно, при Нероне, запрещал господам отправлять рабов на арену без разрешения магистрата. Нерон позволил рабам, терпевшим дурное обращение, прибегать к его статуям как к убежищу и назначил особого судью для рассмотрения их жалоб – скромное достижение, которое было поистине революционным для Рима, ибо оно открыло перед рабами возможность участвовать в судебном процессе. Домициан возвёл в ранг уголовного преступления уродование рабов ради забавы. Адриан лишил господ права убивать рабов без санкции магистрата. Наконец, великий юрист третьего века Ульпиан провозгласил тезис, сформулировать который решались немногие философы: «По Природе все люди равны».

     Слово persona, «лицо», имело некогда значение «маска актёра». Позднее им обозначалась роль, которую человек играет в жизни.

     Главным лицом в римском праве был  гражданин. Таковым считался всякий, кто принадлежал к римскому народу по рождению, в силу усыновления, эмансипации или правительственного пожалования. Существовали три степени гражданства: 1) полноправные граждане пользовались четверояким правом – правом голоса (jus suffragii), замещения государственной должности (jus honorum), вступления в брак со свободнорождённым лицом (jus connubii) и заключения коммерческих сделок, находившихся под защитой римского законодательства (jus commercii); 2) «граждане без права голоса» могли заключать брак или заниматься коммерцией, но не принимали участия в голосовании и не могли занимать государственных должностей; 3) вольноотпущенники могли заключать сделки и голосовать, но не имели права на брак и занятие должностей [4, с. 264].

     Право собственности  являлось еще в древнеримские времена наиболее полным правом на вещь. Собственник обладает самыми широкими распорядительными полномочиями: он может отчуждать вещь, менять её хозяйственное назначение, ухудшать свойства вещи, даже уничтожать её.

     Определение права собственности, заимствованное многими буржуазными кодификациями, было дано римскими юристами. Они понимали под собственностью наиболее полное, наиболее абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором или правом. Пользоваться – значит извлекать выгоду, приносимую вещью, распоряжаться – значит определять судьбу. Некоторые ограничения права земельной собственности были установлены ещё Законами XII таблиц: «...если сажают маслину или смоковницу – отступить от соседнего участка на 9 футов, если прочие деревья – на 5 футов»[11, с. 211-212].

     Особой  формой ограничения права собственности  является сервитут –право на чужую вещь. Различались вещные и личные сервитут. Право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью, есть пример вещного сервитута, которым римское право обременяло одного собственника в пользу другого. Под личным сервитутом понималось право пожизненного пользования чужой вещью при сохранности самой той вещи. Так, наследователь может предоставить старой служанке, кормилице в пожизненное пользование комнату в доме [2, с. 105-106].

     В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые  (res пес macipi) вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, то есть экономически наиболее важные объекты вещного права; ко второй - все остальные вещи, обладание которых могло быть индивидуализировано.

     Согласно  традиционной точке зрения, восходящей к римскому юристу Гаю, отчуждение вещей, составляющих первую группу, могло осуществляться только путём манципации – процедуры, требовавшей особо сложной и торжественной обрядности. Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых «посредством меди и весов».

     Древнейшему праву был известен ещё один формальный способ передачи права собственности путём сложного обряда, который мог применятся как к манципируемым, так и неманципируемым вещам. Данная процедура представляла собой фиктивный спор, который разыгрывался в присутствии претора.

     Наряду  с манципацией, которая использовалась всё реже, а в период домината практически вышла из употребления, решающее значение как способ переуступки права собственности приобрела «традиция» (traditio). Удобство этого способа заключалось в его простоте и неформальном характере. По традиции право собственности приобреталось в силу самой фактической передачи вещи лишь при условии наличия «справедливого», то есть законного основания (justa causa).

     К числу особых способов приобретения права собственности относилось создание новой вещи из чужого материала (спецификация). Право собственности могло возникнуть также путём соединения вещей. Так, если на участке, принадлежавшем одному лицу, был выстроен дом из материалов, собственником которых являлось другое лицо, земельный собственник приобретал право собственности на выстроенный на его участке дом. Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность (usucapio) [5, с. 216-217, 228].

     Определяя содержание обязательства, римский  юрист Павел писал: «Сущность обязательства состоит в том, чтобы связать другого перед нами, дабы он что-нибудь дал, сделал или предоставил». Таким образом, в обязательстве заключалось, с одной стороны, «право требовать», с другой стороны, соответствующая этому праву «обязанность исполнить требование», или «долг» [9, с. 92, 128- 158].

     Обязательством  являлось любое юридическое оформленное требование совершить определённое действие. Его источником мог являться проступок или контракт. Проступок или правонарушение, или не оговоренный заранее ущерб личности или имуществу человека, во многих случаях наказывались обязательством заплатить определённую сумму в качестве компенсации. Контракт представлял собой соглашение, которое приобретало принудительную силу на основании решения суда.

     Одним из наиболее целесообразных отправных  моментов при осуществлении классификации всех возникших в тот оживлённый экономический период типов римских договоров явилось прежде всего разделение всех существовавших тогда договоров на две основные группы: 1 – группу не по форме составленных контрактов и 2 – группу контрактов, составленных в полном соответствии с предусмотренной формой. В первую группу контрактов вошли так называемые реальные и концессуальные договоры.

     Реальные  договоры охватывали такие виды договоров, как mutuum – ссуда; commodatum – вещь взаймы; depositurn – депозит; pignus – вещь под залог.

     Договор в виде ссуды представлял собой обычный способ одалживания денег или каких-либо иных вещей. Лицо, бравшее в долг деньги или вещи, обязано было вернуть долг владельцу в той же сумме и того же качества.

     В отличие от договора о ссуде договор  а даче вещей взаймы означал, что    только   лишь   право   на   временное   использование   взятой   вещи   могло предоставляться без всякого вознаграждения (например, взятой на время книги). После использования вещи она подлежала возврату её владельцу.

     Депозит, или сдача денег на хранение, представляла собой договор о хранении денег. В соответствии с договором лицо, которому вверялся на хранение денежный вклад, принимало их без расчёта на какое-либо вознаграждение в будущем и должно было бережно относиться к доверенной ему чужой собственности. В случае обмана, или неполного возврата доверенной ему на хранение денежной суммы это лицо несло ответственность перед законом.

     Согласно  с договором pignus в качестве залога могла использоваться как движимая, так и недвижимая собственность. Кредитор после выплаты бравшихся у него под залог денег был обязан немедленно вернуть залог владельцу.

     Конценссуальные договоры охватывали такие виды договоров как emptio et venditio – купля-продажа; mandatum – поручение без вознаграждения; societas – товарищество; locatio conductio – найм.

     Договор emptio et venditio   возникал тогда, когда какое-либо лицо 
связывало себя обязательством продать (vendere), а другое – купить (emere) какую-либо вещь за определённую цену. Договор приобретал законную силу сразу же после установления стоимости вещи в денежном выражении. Предметом сделки могла быть как движимая, так и недвижимая собственность.

     Mandatum – процессуальный договор, в соответствии с которым какое-либо лицо брало на себя обязательство без какого-либо вознаграждения выполнить распоряжение другого лица, например, в области коммерческой деятельности.

     Societas – процессуальный договор, означающий что, например, два или несколько человек договаривались о том, чтобы вложить деньги или какое-либо иное имущество в какое-нибудь определённое дело, которое могло относиться к какому-либо общему для них мероприятию или, например, совместной поездке.

     Locatio conductio представлял собой договор о найме и охватывал три различные формы: locatio conductio rei (найм вообще), locatio conduction operarum (найм служащих или рабочей силы) и locatio conduction opens (работа по соглашению).

Информация о работе История государства и права Древнего Рима