Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 03:48, курсовая работа
Провозглашенная в Конституции РФ идея правового государства не может быть реализована без создания эффективной упорядоченной и непротиворечивой правовой системы. К сожалению, в действительности правовая система, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации страдает от несогласованности нормативного материала. Это касается, в частности, и избирательного права.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность избирательного процесса 6
1.1.Содержание избирательного процесса 6
1.2. Стадии избирательного процесса 10
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию избирательного процесса в Псковской области 15
Глава 2.Анализ организации избирательного процесса в регионе (на примере Псковской области) 17
2.1 Организация избирательного процесса в Псковской области 17
2.2 Избирательные споры в Псковской области: порядок и механизм их разрешения 23
2.3. Проблемы организации избирательного процесса в Псковской области 28
Глава 3. Пути совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области 32
3.1 Основные направления совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области 32
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности реализации избирательного процесса в Псковской области 35
3.3 Ожидаемые результаты предложенных мероприятий 40
Заключение. 45
Литература 49
2
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и сущность избирательного процесса
1.1.Содержание избирательного процесса
1.2. Стадии избирательного процесса
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию избирательного процесса в Псковской области
Глава 2.Анализ организации избирательного процесса в регионе (на примере Псковской области)
2.1 Организация избирательного процесса в Псковской области
2.2 Избирательные споры в Псковской области: порядок и механизм их разрешения
2.3. Проблемы организации избирательного процесса в Псковской области
Глава 3. Пути совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области
3.1 Основные направления совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности реализации избирательного процесса в Псковской области
3.3 Ожидаемые результаты предложенных мероприятий
Заключение.
Литература
Провозглашенная в Конституции РФ идея правового государства не может быть реализована без создания эффективной упорядоченной и непротиворечивой правовой системы. К сожалению, в действительности правовая система, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации страдает от несогласованности нормативного материала. Это касается, в частности, и избирательного права.
Выборы являются институтом прямой демократии, позволяющим гражданам непосредственно участвовать в осуществлении народовластия. Роль и значение выборов не ограничивается сферой формирования представительных
Практика применения избирательного законодательства свидетельствует о его несовершенстве, что в свою очередь предполагает необходимость устранения существующих пробелов.
Исследуемая проблема является одной из актуальных в науке. Бесспорна значимость гарантированного Конституцией РФ права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления являются важнейшим шагом в развитии и укреплении народовластия, так как народ, выразив в процессе голосования свою волю, формирует независимую (в пределах своей компетенции) от центра власть. Путем выборов формируются законодательные (
Вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы и позволяет говорить о необходимости проведения теоретических и практических исследований особенностей избирательного процесса в субъектах Российской Федерации (на примере Псковской области).
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе проведения выборов законодательных (представительных)органов Псковской области, а также выборных должностных лиц и органов местного самоуправления, в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Предметом курсовой работы являются содержащиеся в Конституции РФ, федеральных законах и законах Псковской области правовые нормы, регулирующие избирательный процесс, а также практика проведения выборов на территории субъектов Федерации.
Цель курсовой работы состоит в теоретико-правовом анализе нормативного регулирования избирательного процесса федеральным и региональным законодательством и выработке предложений по его совершенствованию. Учитывая высокий темп развития избирательного законодательства в Российской Федерации, исследование нормативно-правового регулирования избирательного процесса проводилось в динамике, то есть анализировались не только действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения выборов, но и акты, утратившие юридическую силу.
Достижение указанной цели обусловило необходимость решения ряда задач:
Исследовать структуру и содержание избирательного процесса;
Рассмотреть порядок организации избирательного процесса и его стадии;
Выявить особенности реализации избирательного процесса в Псковской области;
Изучить проблемы организации избирательного процесса в Псковской области;
Выделить основные направления совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области;
Разработать план мероприятий по повышению эффективности избирательного процесса в Псковской области.
Теоретической основой курсовой работы явились труды видных российских ученых и практиков Вешняков А.А.; Матейкович М.С.; Дмитриев Ю.А; Кашанина Т.В.; Лисицын А.В и др.
Процессуальное осуществление субъектами своих прав и обязанностей является основным содержанием норм избирательного права, подавляющее большинство которых являются процессуальными.
Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий [7].
Данное определение содержит следующие признаки избирательного процесса:
избирательный процесс - это деятельность субъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;
избирательный процесс - деятельность прямо предусмотренных правовыми нормами субъектов процесса, т.е. лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;
избирательный процесс это деятельность, направленная на избрание выборных лиц. Избирательный процесс имеет строго целевое назначение, юридическим результатом которого является формирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, и избрание должностных лиц государственной власти местного самоуправления;
избирательный процесс - это деятельность, урегулированная процессуально-правовыми нормами. Эго означает, что избирательный процесс может начаться только на основании и в соответствии с законом. Избирательный процесс осуществляется и определенной правовыми нормами процессуальной форме;
избирательный процесс - это осуществление и избирательных действий в определенной последовательности. Поступательное движение избирательного процесса его необходимая характеристика. Избирательные действия осуществляются последовательно. Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, и избирательного объединения[5].
По временным рамкам избирательный процесс совпадает с понятием "избирательная кампания" - периоду со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
Основными принципами и избирательного процесса являются следующие принципы:
1.Принцип осуществления организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами избирательными комиссиями.
Для проведения выборов создаются специальные органы - избирательные комиссии. Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, - единственной функцией. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений(блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
2.Принцип непрерывности и поступательности избирательного процесса.
Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов. Это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными. Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса.
Поступательность процесса означает заранее заданную законом последовательность смены стадий избирательного процесса [9]. Невозможна иная последовательность стадий, чем это предусмотрено законом, например, предвыборная агитация недопустима до выдвижения и регистрации кандидата.
3.Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования, установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами.
Избирательное законодательство предусматривает различные формы реагирования на случаи несоблюдения своих норм. Основной из этих форм является ответственность участников процесса за нарушения избирательного законодательства, предусмотренная в трех видах: избирательно-правовая ответственность, административная ответственность и уголовная ответственность.
4.Принцип гласности (открытости). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость. Этот принцип не является абсолютным, так как не ко всем действиям субъектов процесса закон предъявляет требование публичного совершения. Например, процесс подбора кандидатур для выдвижения избирательным объединением, блоком, их расположения в списке кандидатов, договорный процесс избирательных объединений по вопросу формирования избирательного блока остаются «в тени» процесса. Доведение такого рода информации до сведения избирателей — дело соответствующих избирательных объединений.
Основное значение принцип открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно. Это обеспечивается закреплением права зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения в средствах массовой информации; права наблюдателей присутствовать на избирательных участках в день голосования и других прав.
Однако действие указанного принципа не ограничивается указанной сферой. Все действия иных субъектов процесса, имеющие важное значение для полноценной реализации избирательных прав граждан и для совершения которых требуется контроль со стороны государства, должны осуществляться публично. Наиболее наглядно это проявляется в регулировании отношений по финансированию выборов. В данном аспекте избирательное законодательство нацелено на достижение максимальной прозрачности;
5.Принцип равноправия однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие возможно только между одинаковыми по статусу субъектами. Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения — у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе. Равноправие означает равенство между собой избирателей, равенство между собой избирательных объединений (блоков), равенство между собой кандидатов[7].
Данный принцип означает также равноправие однопорядковых субъектов во взаимоотношениях с избирательными комиссиями. Недопустимо различное отношение комиссий, например, к разным кандидатам;
6.Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требование к их форме и содержанию.
Особое место среди избирательных документов занимают так называемые избирательные документы «строгой отчетности» (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных комиссий об итогах голосования[11].
Приведенный перечень принципов не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса. Помимо них можно выделять принципы, отражающие содержание отдельных стадий избирательного процесса, например: принцип равенства избирательных округов, принцип свободы в выборе форм и методов ведения предвыборной агитации, принцип равного доступа к средствам массовой информации, принцип смешанного финансирования выборов, принцип единого порядка установления итогов голосования и определения результатов выборов и другие.