Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 03:48, курсовая работа
Провозглашенная в Конституции РФ идея правового государства не может быть реализована без создания эффективной упорядоченной и непротиворечивой правовой системы. К сожалению, в действительности правовая система, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации страдает от несогласованности нормативного материала. Это касается, в частности, и избирательного права.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность избирательного процесса 6
1.1.Содержание избирательного процесса 6
1.2. Стадии избирательного процесса 10
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию избирательного процесса в Псковской области 15
Глава 2.Анализ организации избирательного процесса в регионе (на примере Псковской области) 17
2.1 Организация избирательного процесса в Псковской области 17
2.2 Избирательные споры в Псковской области: порядок и механизм их разрешения 23
2.3. Проблемы организации избирательного процесса в Псковской области 28
Глава 3. Пути совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области 32
3.1 Основные направления совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области 32
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности реализации избирательного процесса в Псковской области 35
3.3 Ожидаемые результаты предложенных мероприятий 40
Заключение. 45
Литература 49
Оспаривающей стороной могут быть: инициаторы или организаторы избирательного процесса, избиратели, кандидаты на выборные должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные, но чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которых по той или иной причине не зарегистрировали в качестве кандидатов, а также кандидаты, проигравшие на выборах.
В зависимости от уровня проводящихся выборов и предмета спора, заинтересованная сторона обычно сама выбирает порядок его разрешения (таблица 2).
Таблица 2.2
Порядок разрешения избирательных споров
Отмеченные причины избирательных споров проявляются на всех стадиях избирательного процесса с учетом особенностей правоотношений, складывающихся на каждой стадии.
Хотя в законодательстве порой отсутствуют специальные правовые нормы, регламентирующие процедурные правила рассмотрения избирательных споров избирательными комиссиями, последними найдены достаточно рациональные формы разрешения конфликтных ситуаций: создание рабочих групп, рассмотрение жалобы в присутствии заявителя и других заинтересованных лиц, привлечение специалистов и экспертов, выезд в необходимых случаях на место возникновения конфликта, взаимодействие с правоохранительными органами, а также гласность и открытость при рассмотрении избирательных споров.
Избирательный процесс в правовом демократическом государстве является важнейшей формой трансформации социальных противоречий в фактор социального прогресса. Современная Россия находится на стадии формирования гражданского общества — общества, в котором социальный прогресс осуществляется в обстановке социального (гражданского) мира. Важнейшим фактором успешного решения этой исторической задачи является освоение политико-правовой технологии, обеспечивающей преодоление социальных конфликтов посредством выборов.
В то же время избирательный процесс всегда был и будет одним из видов политической борьбы, и, следовательно, любой его этап изначально является конфликтогенной средой. Статистический анализ материалов, обобщенных Избирательной комиссией Псковской области, свидетельствует о том, что количество претензий, связанных с различными вопросами реализации избирательного права, кратно увеличивается от выборов к выборам. Любая из этих претензий может послужить поводом для острого либо затяжного конфликта. Члены и сотрудники избирательных комиссий, рассматривая те или иные претензии, безусловно, понимают, что такой конфликт сопряжен с риском нанесения ущерба как интересам общества, так и их личным интересам[13].
Одной из важнейших проблем реализации избирательного процесса в Псковской области является коррупция. Если говорить о коррупции в представительных органах власти как о явлении многообразном, как о системе, если ставить реальную задачу борьбы с ней, то совершенно очевидно, что без соответствующей профилактики не может быть и успешной борьбы.
Так же как эффективная борьба с любым видом правонарушений невозможна без их профилактики, так и борьба с коррупцией во власти невозможна без противодействия этому явлению, в том числе еще на стадии выборного процесса.
Коррупция в избирательном процессе является одним из самых опасных видов коррупции, так как дает право в дальнейшем распоряжаться значительными публичными ресурсами. Именно этот вид коррупции порождает многообразие ее проявлений и форм в органах власти.
Исследуя коррупцию в избирательном процессе, ряд авторов (например, известный политолог и журналист Б.Л. Вишневский) определяет данное явление термином «электоральная коррупция». При этом определяются четыре ключевые ее формы:
Использование кандидатом административного ресурса;
Коррупция, связанная с использованием средств информации;
Коррупция, связанная с действием или бездействием органов, отвечающих за организацию избирательного процесса и соблюдение законности.
Коррупция, связанная с использованием самими кандидатами «грязных» технологий, технологий подкупа избирателей
Особую тревогу вызывает привлечение правоохранительных органов для явной или скрытой поддержки кандидатов в ходе предвыборной кампании. Как следствие из этой проблемы вытекает возможность фальсификации.
Важной проблемой также является фактическая отстраненность граждан от участия в управлении делами государства; слабая информированность общества о деятельности избирательных объединений, кандидатов на выборные должности, в том числе на предмет соответствия ее действующему законодательству; о типичных правонарушениях в процессе организации и проведения выборов; о предпринимаемых избирательными комиссиями и правоохранительными органами мерах по выявлению, предупреждению и пресечению противоправных посягательств, что прямо сказывается на реализации и защите политических прав граждан.
Проблема абсентеизма (низкой явки избирателей). Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и другие), в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление абсентеизма, то есть массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы - показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе, ослабляет и деформирует связь государства с народом.
Проблема миграционного голосования (проблема двойного счета) также актуальна. “Двойной счет” - это первичное включение избирателя в списки для голосования по месту его постоянного или преимущественного проживания, и вторичное включение избирателя в списки по месту временного пребывания. Без решения этой проблемы всегда будет нарушаться основной принцип демократического голосования: один человек – один голос. Например, сейчас в России десятки, а может и сотни тысяч сотрудников многочисленных силовых ведомств имеют два или более документа удостоверяющих личность (иногда на разные фамилии), по которым они на законных основаниях имеют возможность голосовать несколько раз в разных местах.
Проблема нарушения тайны голосования. Хотя в законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в статье 7 декларируется, что ”голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого- либо контроля за волеизъявлением гражданина”, на практике при желании всегда можно организовать процедуру выдачи бюллетеней таким образом, что анонимность избирателя не будет гарантироваться. Из-за того, что процедура тайного голосования в законах о выборах детально не описана, анонимность голосования может быть нарушена как в случае использования классической технологии голосования (бумажный бюллетень плюс ящик для сбора бюллетеней), так и в случае использования технических средств для подсчета голосов, в том числе программно технических комплексов обработки бюллетеней. Например, сканеров избирательных бюллетеней. В самом простейшем случае избирательные бюллетени могут быть пронумерованы невидимыми “симпатическими” чернилами, сложены в стопку по порядку номеров и выданы избирателю после регистрации с отметкой в отдельном списке: кому какой номер бюллетеня выдан. Аналогично, при использовании сканеров избирательных бюллетеней может быть установлена миниатюрная фото- или видеокамера, которая во время загрузки избирательного бюллетеня на вход устройства для автоматического голосования будет осуществлять фото- или видео- съемку избирателей с последующим достоверным раскрытием анонимности голосования. На практике, применяемые на выборах в России технологии тайное голосование не позволяют гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор.
Считается необходимым проведение программы, которая представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач по повышению эффективности избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей, обучению организаторов выборов и других участников избирательного процесса в Псковской области.
Реализация Программы предполагает совместную деятельность Псковской областной избирательной комиссии, органов местного самоуправления, общественных объединений, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, других органов и организаций [15].
Основной целью программы является повышение уровня доверия граждан к институту выборов, обеспечение активного и осознанного участия избирателей в выборах, повышение квалификации организаторов выборов и референдумов, содействие деятельности Псковской областной избирательной комиссии ориентированной на обеспечение реализации прав и свобод граждан, отвечающей требованиям законодательства.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
повышение уровня информированности граждан об избирательном праве и избирательном процессе в Псковской области;
подготовка квалифицированных специалистов в области избирательного права и избирательного процесса для работы в системе избирательных комиссий;
методическое обеспечение деятельности организаторов выборов, иных участников избирательного процесса;
создание эффективной информационно-аналитической инфраструктуры в рамках избирательной системы Псковской области;
исследование и совершенствование избирательных технологий в практике избирательных комиссий с учетом внедрения электронной формы голосования.
Для противостояния таким явлениям, как коррупция,предлагается предпринять следующее:
Первое. Внесение значительных изменений в избирательное законодательство, с целью обеспечения более оперативного реагирования на вновь возникающие технологии нечестной предвыборной борьбы.
Второе. Законодательное решение вопроса об ответственности избирательных комиссий и должностных лиц за бездействие при нарушении законодательства со стороны участников выборного процесса.
Третье. Внесение в действующее законодательство поправок, согласно которым избирательная комиссия определяла бы на конкурсной основе уполномоченный орган печати и организацию, осуществляющую печать агитационного материала, установив обязательным условием для кандидатов использование уполномоченного органа.
Четвертое. Введение ограничения на число оплачиваемых сотрудников избирательных штабов кандидатов в зависимости от ранга выборов по аналогии с ограничением размеров избирательного фонда. Поскольку в финансовом отчете кандидата должны фиксироваться все договорные отношения участника избирательной кампании, возможностей для сбора доказательств о подкупе будет значительно больше.
Пятое. Широкая пропаганда положительного опыта борьбы с нечестными методами ведения избирательных кампаний с выпуском методических пособий.
И последнее. Очевидно, что в борьбе с электоральной коррупцией роль политических партий должна быть более значительной, именно политические партии должны изучать и активно распространять положительный опыт такой борьбы.
Исходя из поставленных задач, программа включает следующие основные направления:
1.организационно-методическое обеспечение реализации программы, исследование состояния, проблем и тенденций правового просвещения граждан в Псковской области;
2.повышение квалификации организаторов выборов, обучение других участников избирательного процесса;
3. правовое просвещение избирателей, в том числе молодых и будущих избирателей;
4. информационно-разъяснительная деятельность;
5.издательская деятельность и деятельность по формированию электронных ресурсов.
6.Ужесточение контроля за порядком проведения избирательного процесса.
Таблица 3.1
Смета затрат
№ п/п | затраты | Сумма,тыс.руб |
1. | Организация правового обучения представителей политических партий, представителей СМИ (по особому плану). |
340 (обл.бюджет) |
2. | Проведение семинаров с представителями органов местного самоуправления, участвующих в подготовке и проведении выборов (по особому плану) | 226 (обл.бюджет) |
3. | Внесение значительных изменений в избирательное законодательство | 1500 (Фед.бюджет) |
| Начисления на з/п | 900 |
| итого | 3966 |