Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 03:48, курсовая работа

Описание работы

Провозглашенная в Конституции РФ идея правового государства не может быть реализована без создания эффективной упорядоченной и непротиворечивой правовой системы. К сожалению, в действительности правовая система, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации страдает от несогласованности нормативного материала. Это касается, в частности, и избирательного права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность избирательного процесса 6
1.1.Содержание избирательного процесса 6
1.2. Стадии избирательного процесса 10
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию избирательного процесса в Псковской области 15
Глава 2.Анализ организации избирательного процесса в регионе (на примере Псковской области) 17
2.1 Организация избирательного процесса в Псковской области 17
2.2 Избирательные споры в Псковской области: порядок и механизм их разрешения 23
2.3. Проблемы организации избирательного процесса в Псковской области 28
Глава 3. Пути совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области 32
3.1 Основные направления совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области 32
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности реализации избирательного процесса в Псковской области 35
3.3 Ожидаемые результаты предложенных мероприятий 40
Заключение. 45
Литература 49

Файлы: 1 файл

курсовая избирательный процесс.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Стадии избирательного процесса

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", региональных и муниципальных нормативных актах.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:

·                       назначение выборов;

·                       стадия составления списков избирателей;

·                       образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;

·                       выдвижение кандидатов;

·                       предвыборная агитация;

·                       голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование[6].

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответствующего уровня (или уровней) назначаются законодательным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов)[5].

Стадия составления списков избирателей. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований[5].

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования[8].

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов. Выдвижение кандидатов. Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход. Важнейший вопрос здесь — о субъектах права выдвижения кандидатов[8].

Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов[2].

Сбор подписей. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума

Стадия предвыборной агитации. Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации[10].

Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов — завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам[12].

Непосредственно голосованию предшествует утверждение соответствующей избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих комиссий.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Следует отметить, что и после опубликования результатов выборов осуществляются некоторые избирательные действия: представление кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками финансовых отчетов, передача на хранение избирательной документации и другие. Однако данные действия не направлены непосредственно на избрание выборных лиц, а являются служебными (обеспечительными) по отношению к основным избирательно-процессуальным действиям, осуществляемым в рамках обозначенных стадий избирательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что избирательный процесс является разновидностью процессуальной деятельности, касающейся деятельности по проведению выборов с целью формирования представительных органов власти различных уровней. Избирательный процесс является совокупностью юридически значимых стадий, следующих непрерывно одна за другой. Каждая стадия избирательного процесса имеет сугубо индивидуальное юридическое значение, но в тоже время данный процесс невозможен в отсутствии какой-либо его стадии[6].

 

1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию избирательного процесса в Псковской области

Эмпирическую базу исследования избирательного процесса составляют Конституция Российской Федерации, международные нормативные акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, уставы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательная база выборов и референдумов в Российской Федерации являет собой целостную систему, в которой каждый вид источников имеет определенное функциональное назначение и разную юридическую силу. Наивысшей юридической силой обладают нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, составляющей основу всего избирательного законодательства.

Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации ряд вопросов избирательного права относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет избирательную систему, применяемую на выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, а также устанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и институтов в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации (например, правила сбора подписей в поддержку кандидатов и их проверки); определяет круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами Российской Федерации, и устанавливает уровень их нормативного регулирования. К таким органам относятся Президент Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Нормативно-правовая база избирательного процесса в Псковской области представлена следующими основными документами (табл.2.1).

 

Таблица 2.1

Нормативно-правовая база избирательного процесса в Псковской области

03.04.2008

752-оз

ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

26.07.2007

697-оз

О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРАВАМИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (в ред. Закона Псковской области от 04.10.2007 N 708-оз)

01.08.2003

295-оз

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Закона Псковской области от 11.07.2011 N 1091-ОЗ)

01.08.2003

295-оз

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изм., внесенными Законом Псковской области от 17.07.2008 N 785-оз)

12.04.2001

1-У

УСТАВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Устава Псковской области от 17.07.2008 N 10-У)

 

Выборы депутатов областного Собрания, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом области, избирательным кодексом Псковской области, законами области, уставами муниципальных образований.

 

 

Глава 2.Анализ организации избирательного процесса в регионе (на примере Псковской области)

2.1 Организация избирательного процесса в Псковской области

Проводимая с октября 2003 г. в Российской Федерации реформа местного самоуправления периодически вносит значительные коррективы не только в его территориальную организацию, экономическую основу, правовое положение органов и должностных лиц местного самоуправления, но и меняет возможности участия населения в решении вопросов местного значения. Наряду с появлением новых форм непосредственной демократии (опрос, конференция граждан, публичные слушания) муниципальные выборы и местный референдум остаются наиболее востребованными способами самостоятельного разрешения населе­нием вопросов местного значения и в отличие от «молодых» институтов прямой демократии находятся под двойным правовым воздействием — законодательства о местном самоуправлении и специального законодательства о выборах и референдуме[12].

Выборы депутатов областного Собрания, де­путатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом области, Избирательным кодексом Псковской области, законами области, уставами муниципальных образований[3].

Депутаты областного Собрания, депутаты представительных органов муниципальных образований, главы муниципальных образований избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава муниципального образования в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом и уставом муниципального образования может быть избран из состава депутатов представительного органа муниципального образования.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Информация о работе Избирательный процесс