Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 03:48, курсовая работа

Описание работы

Провозглашенная в Конституции РФ идея правового государства не может быть реализована без создания эффективной упорядоченной и непротиворечивой правовой системы. К сожалению, в действительности правовая система, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации страдает от несогласованности нормативного материала. Это касается, в частности, и избирательного права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность избирательного процесса 6
1.1.Содержание избирательного процесса 6
1.2. Стадии избирательного процесса 10
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию избирательного процесса в Псковской области 15
Глава 2.Анализ организации избирательного процесса в регионе (на примере Псковской области) 17
2.1 Организация избирательного процесса в Псковской области 17
2.2 Избирательные споры в Псковской области: порядок и механизм их разрешения 23
2.3. Проблемы организации избирательного процесса в Псковской области 28
Глава 3. Пути совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области 32
3.1 Основные направления совершенствования организации избирательного процесса в Псковской области 32
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности реализации избирательного процесса в Псковской области 35
3.3 Ожидаемые результаты предложенных мероприятий 40
Заключение. 45
Литература 49

Файлы: 1 файл

курсовая избирательный процесс.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны областного Собрания, исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и иных граждан не допускается[3].

Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

В области подготовку и проведение выборов осуществляют:

                  избирательная комиссия области;

                  избирательные комиссии муниципальных образований;

                  окружные избирательные комиссии;

                  территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;

                  участковые избирательные комиссии.

Проведение выборов и референдумов на территории Псковской области организует избирательная комиссия области (государственный орган области), формируемая в соответствии с федеральным законом и законом области. Избирательная комиссия Псковской области состоит из 14 членов, половина из которых назначается областным Собранием, а другая половина – Администрацией области[13].

Компетенция, полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии Псковской области при подготовке и проведении выборов в областное Собрание депутатов, органы местного самоуправления, а также референдума области, местного референдума устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом Псковской области, Законами Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области», «Об избирательной комиссии Псковской области», иными законами области.

(Пункты 10,11 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами»)

Закон "О выборах депутатов Псковского областного собрания", принятый на 53-сессии, ликвидировал многие пробелы избирательного законодательства и стал соответствовать эпохе (предшествующий закон был принят 08.12.1994)[4].

Закон "О выборах депутатов Псковского областного собрания" разрабатывался в первом полугодии 2001 года, в то время, как Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" находился в стадии подготовки к первому чтению, поэтому трудно было делать региональную версию, ориентируясь на не принятый федеральный закон.

Один из авторов закона. "О выборах депутатов Псковского областного собрания" Гагич Игорь Николаевич сказал, что псковская версия закона делалась по образу и подобию калининградской (лучшей из рассмотренных региональных версий закона).

Закон регулирует основание и сроки проведения выборов, требования к лицам, выдвигаемых для выборов на высшие должности органов власти, порядок выдвижения кандидатов, порядок регистрации, проведения предвыборной кампании, порядок проведения выборов и подсчета голосов.

При подготовке законопроекта учитывалось, что схема выборов депутатов по одномандатным округам и по единому округу действует при организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Близкая схема действует и в некоторых субъектах Российской Федерации, в частности, в Красноярском крае, Калининградской и Свердловской областях[10].

При такой избирательной системе избиратель имеет возможность отдать свой голос не только за конкретного кандидата, но и той политической партии, программа которой отвечает его интересам. Политические общественные объединения имеют возможность выдвинуть своих кандидатов как в одномандатных избирательных округах, так и предложить областной список кандидатов по выборам в Псковское областное Собрание депутатов для баллотировки на выборах по областному избирательному округу.

Сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательных систем способствует росту политической активности граждан, активности политических общественных объединений. Общество заинтересовано в реформировании государственной системы, становлении демократических институтов, защите и укреплении гражданских прав и обязанностей.

То, что уже реализуется на федеральном уровне, отсутствует на уровне Псковской области. Выборы в Псковское областное Собрание депутатов происходят исключительно по мажоритарной системе[3].

Единого областного округа, образованного за счет всей территории Псковской области, нет, поскольку выборы по пропорциональной системе не предусмотрены Законом Псковской области "О выборах депутатов Псковского областного собрания депутатов" от 08.12.1997 г. № 44-ОЗ. Для политических общественных объединений исключена сама возможность участвовать в выборах в областное Собрание депутатов посредством выдвижения списков своих кандидатов[4].

С некоторой степенью условности можно утверждать, что данным обстоятельством ограничиваются конституционные права граждан и политических общественных объединений на участие в делах государства.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом области «Избирательный кодекс Псковской области» одной из главных задач избирательной комиссии Псковской области является повышение правовой культуры организаторов выборов и избирателей.

Повышение правовой культуры избирателей, от уровня которой во многом зависят характер, ход и итоги избирательных мероприятий, подразумевает в первую очередь необходимость формирования у граждан Российской Федерации активного осознанного выбора в период избирательных кампаний и референдума. Эта цель достигается в результате общего правового просвещения населения и специального обучения избирателей.

Правовое просвещение населения направлено на формирование интереса граждан к политико-правовой сфере жизни общества, активности в период организации, подготовки и проведения выборов и референдума.

В ходе специального обучения избирателей решается задача юридической подготовки в сфере избирательного права и избирательного процесса.

Организационные мероприятия, направленные на общее правовое просвещение избирателей, включают разъяснение актов избирательного законодательства, издание научно-популярной литературы, создание радио- и телепередач, проведение лекций, круглых столов, конкурсов, выпуск тематических кинофильмов.

Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Срок, на который избираются областное Собрание, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается Уставом области, законами области, уставами муниципальных образований.

Выборы депутатов областного Собрания нового созыва назначает областное Собрание. Выборы главы муниципального образования, депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва назначает представительный орган муниципального образования.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем[3].

Решение о назначении выборов в областное Собрание должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной избирательной комиссией области.

Участковая избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. Для проведения выборов образуются одномандатные, многомандатные избирательные округа, определяется единый избирательный округ.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с избирательным кодексом Псковской области. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях [3].

. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня на территории области, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из областного бюджета или местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов областного или местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (областном, местном) на проведение выборов, являются избирательная комиссия Псковской области, избирательная комиссия муниципального образования.

При проведении выборов в областное Собрание и органы местного самоуправления, в том числе при проведении регистрации (учета) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только ГАС "Выборы" [9].

2.2  Избирательные споры в Псковской области: порядок и механизм их разрешения

За последние годы избирательными комиссиями и судебными органами накоплен обширный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов.

Избирательные споры характерны для любой избирательной кампании, поскольку в ходе подготовки и проведения выборов сталкиваются интересы участников избирательного процесса - политических партий и общественных движений, граждан, представителей властных структур и тех, кто стремится прийти им на смену. Избирательные споры - следствие разногласий, возникающих в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов. Практика применения действующего законодательства свидетельствует, что избирательные споры - это конфликтные ситуации по поводу применения избирательного законодательства, возникающие при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления либо в ходе референдума, которые разрешаются как избирательными комиссиями различных уровней, так и в судебных инстанциях. Более точному пониманию избирательных споров помогает их классификация: по уровню проводимых выборов, предмету спора, оспаривающей стороне, порядку разрешения и причине возникновения спора.

Наиболее характерные, типичные причины возникновения споров представлены следующим перечнем.

- несоответствие регионального избирательного законодательства федеральному;

- неадекватное применение избирательного законодательства избирательными комиссиями разных уровней;

- нарушение избирательного законодательства избирателями, инициативными группами, избирательными объединениями и блоками;

- неправильное толкование норм избирательного законодательства членами избирательных комиссий с правом решающего голоса;

- нарушение требований избирательного законодательства органами исполнительной и законодательной власти;

- нарушение требований избирательного законодательства средствами массовой информации и их должностными лицами;

- нарушение требований избирательного законодательства кандидатами на выборные должности, их представителями, доверенными лицами, наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

- неоднозначное толкование норм избирательного законодательства судебными органами (различная и порой противоречивая судебная практика разрешения избирательных споров).

Таблица 2.1

Классификацию по предмету спора

Стадия избирательного процесса

Предметы избирательного спора

Назначение выборов

· Перенос даты голосования

Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей

· Ненадлежащее формирование избирательных округов и участков

· Неправомерное финансирование избирательных комиссий

· Неправильное включение (невключение) в список избирателей

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация

· Отказ общественному объединению в праве участвовать в выборах в качестве избирательного объединения

· Нарушение порядка сбора подписей

· Отказ в регистрации кандидата

· Безальтернативные выборы

Предвыборная агитация

· Неправомерное использование возможностей СМИ

· Неправомерное использование служебного положения

· Нарушение порядка финансирования выборов

· Отмена решения о регистрации кандидата

Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование

· Нарушение порядка и процедуры голосования

· (в т.ч. досрочного)

· Нарушение правил подсчета голосов

· Неправильное установление итогов выборов

· Признание выборов недействительными или несостоявшимися

· Повторное голосование, повторные выборы

· Отзыв выборного должностного лица, отзыв документа

Информация о работе Избирательный процесс