Конституционно - правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное исследование проблем правового регулирования статуса вынужденных переселенцев и статуса беженцев, а также выработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
В ходе ее реализации решались следующие задачи:
- на основе комплексного подхода к рассмотрению проблем вынужденной миграции выделить основные типы и методы осуществления государственной миграционной политики в Российской Федерации;
- путем сравнительного анализа норм международного права, российского и зарубежного законодательства уточнить понятия «вынужденный переселенец» и «беженец», а также основания отграничения данной категории мигрантов от иных лиц, покинувших место жительства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации……………………………………………………….6

Глава 2. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев……………….…………………………………………………..11
2.1. Порядок признания правового статуса беженца и вынужденного переселенца…..11
2.2. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………..…...…………………………….16
2.3. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……….19

Глава 3. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………………………..29

Библиографический список…………………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право России»

 

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА  БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………….…3

 

Глава 1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации……………………………………………………….6

 

Глава 2. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев……………….…………………………………………………..11

2.1. Порядок признания правового статуса беженца и вынужденного переселенца…..11

2.2. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………..…...…………………………….16

2.3. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……….19

 

Глава 3. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………………….24

 

Заключение………………………………………………………………………………………..29

 

Библиографический список…………………………………………………………………… 33

 

Приложения……………………………………………………………………………………… 36

 

Введение

 

Беженцы и вынужденные  переселенцы - это люди, вынужденные  в силу каких-либо обстоятельств  политического, военного, религиозного характера покидать место постоянного  жительства и искать приют на территории другого государства либо на территории своего государства, но в иной его  части. Проблема беженцев и вынужденных  переселенцев имеет международный  характер.

В международном  праве и национальном зарубежном законодательстве термин "вынужденный  переселенец" не применяется - это  исключительно российское определение. Как правило, за рубежом используются понятия "перемещенные лица", "внутренние беженцы" и т. п.

Правовое положение  беженцев и перемещенных лиц в  мире регулируется рядом международно - правовых актов, как общих, так и  специальных1.

24 сентября 1993 года  странами СНГ было подписано  "Соглашение о помощи беженцам  и вынужденным переселенцам", в соответствии с которым сторона,  принявшая беженцев и вынужденных  переселенцев берет на себя  обязательства обеспечивать им  в местах их временного размещения  необходимые социально бытовые  условия; оказывать содействие  в трудоустройстве, содействовать  в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством; содействовать  в получении по месту прежнего  жительства свидетельств о браке,  рождении, трудовых книжек и других  документов, необходимых для решения  вопросов пенсионного обеспечения,  подтверждения трудового стажа,  выезда за границу и т.д.; оказывать  содействие в получении сведений  о родственниках, проживающих  на территории государства, покинутого  беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном  там имуществе. Практическое содействие  в реализации договоренностей  оказывает Консультативный Совет  по труду, миграции и социальной  защите населения государств-участников  Содружества Независимых Государств2.

Актуальность данной темы заключается в том, что прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные  конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан  внутри нее.

Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования  статуса этих лиц3.

Объект исследования – правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, а так же весь спектр общественных отношений, возникающих вокруг данного института.

Предметом исследования выступают нормы конституционного права, закрепляющие критерии и порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца, устанавливающие права и обязанности данной категории лиц, определяющие механизм государственного регулирования вынужденной миграции в Российской Федерации.

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное исследование проблем правового регулирования статуса вынужденных переселенцев и статуса беженцев, а также выработка практических рекомендаций по их совершенствованию.

В ходе ее реализации решались следующие задачи:

- на основе  комплексного подхода к рассмотрению  проблем вынужденной миграции  выделить основные типы и методы  осуществления государственной  миграционной политики в Российской  Федерации;

- путем сравнительного  анализа норм международного  права, российского и зарубежного  законодательства уточнить понятия  «вынужденный переселенец» и  «беженец», а также основания  отграничения данной категории  мигрантов от иных лиц, покинувших  место жительства;

- определить  основные принципы и составные  элементы конституционно-правового  статуса вынужденных переселенцев  и беженцев;

- на основании  исследования понятия «временное  убежище», «безопасная третья страна»  предложить рекомендации по предоставлению  временного убежища, а также  предоставлению временного места  пребывания вынужденным переселенцам;

- исследовать  систему органов государственной  власти и местного самоуправления, осуществляющих обеспечение и  защиту прав и законных интересов вынужденных переселенцев и беженцев, а также исполнение ими юридических обязанностей, и предложить направления ее совершенствования;

- рассмотреть  проблемы юридической ответственности  за нарушение прав вынужденных  переселенцев и беженцев.

Степень научной разработанности темы. Отечественная и зарубежная юридическая наука уделяет серьезное внимание изучению проблем правового регулирования миграции, юридического закрепления прав и обязанностей лиц, изменяющих место жительства под влиянием политических, социально-экономических, природных факторов, в частности, определения и развития конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Существенный  вклад в изучение статуса беженцев и вынужденных переселенцев как  одного из видов конституционно-правового  статуса человека и гражданина, а  также в исследование юридических  механизмов обеспечения и защиты их прав и законных интересов внесли С.А. Авакьян, Э.А. Аметистов, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, Л.И. Котиева, И.А. Ледях, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Т.Я. Хабриева и другие.

 

Глава 1. Понятие и особенности правового  статуса беженцев и вынужденных  переселенцев в Российской Федерации

 

Проблема статуса  как беженцев, так и вынужденных  переселенцев для российского общества и государства большая и сложная4.

Советская доктрина конституционализма не имела положений  о беженцах и вынужденных переселенцах и, более того, даже не содержала  данных терминов. Следует заметить, что и в конституциях других стран также ничего не говорилось о беженцах. Этому имелись определенные причины: «беженцами могли быть лишь иностранцы»5. Никто иной не мог попасть в тот период в данную категорию лиц.

Ныне действующая в России Конституция разрабатывалась и утверждалась в год, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего Советского Союза. Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался6.

Несмотря на то, что проблема беженцев имеет общемировой  характер и в реальности возникает  во многих государствах и в наши дни, на территории бывшего СССР она  имеет ряд специфических особенностей.

Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных  переселенцев образуют Конституция  РФ, федеральные законы: «О беженцах»  от 28 июня 1997 г. и «О вынужденных переселенцах». Оба закона основаны на международных договорах и, в первую очередь, на Законе Российской Федерации о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 года.

Для раскрытия  основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, кого следует понимать под указанными лицами.

В ст. 1 Закона «О беженцах» зафиксировано: «Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений»7.

Определение понятия "беженец" в международном праве  содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года "О статусе  беженцев" и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает  временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении  стран, расположенных в Европе, и  в отношении тех беженцев, которые  стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что  касается Протокола 1967 года, то он устраняет  вышеназванные ограничения и  применяется без таковых в  отношении государств и в отношении  любых событий как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет  проблема беженцев. В связи с этим необходимо учитывать участие государства  в вышеуказанных документах. Поскольку  Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также п. 3 ст. 18 Закона, эти акты обладают прямым действием  на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных  договоров, а не внутренних федеральных законов8.

Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о  признании беженцем;

2) предварительное  рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения  о выдаче свидетельства о рассмотрении  ходатайства по существу либо  об отказе в рассмотрении ходатайства  по существу;

4) выдачу свидетельства  либо уведомления об отказе  в рассмотрении ходатайства по                                              существу;

5) рассмотрение  ходатайства по существу;

6) принятие решения  о признании беженцем либо  об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения  беженца либо уведомления об  отказе в признании беженцем.

При легальном  пересечении границы срок обращения  с ходатайством о признании беженцем закон не устанавливает.

На содержание правового статуса беженца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов  общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом9.

Говоря о правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус включает в себя следующие права:

а) права, характеризующие общий правовой статус человека;

б) права, характеризующие правовой статус иностранного гражданина (лица без гражданства);

в) специальные права и специальные гарантии.

Вынужденный переселенец  — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его  или членов его семьи насилия  или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности  подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или  политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка10.

Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации  либо, что встречается гораздо  реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным  переселенцем признается гражданин  Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства  и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным  переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин  или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место  жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.

Информация о работе Конституционно - правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России