Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное исследование проблем правового регулирования статуса вынужденных переселенцев и статуса беженцев, а также выработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
В ходе ее реализации решались следующие задачи:
- на основе комплексного подхода к рассмотрению проблем вынужденной миграции выделить основные типы и методы осуществления государственной миграционной политики в Российской Федерации;
- путем сравнительного анализа норм международного права, российского и зарубежного законодательства уточнить понятия «вынужденный переселенец» и «беженец», а также основания отграничения данной категории мигрантов от иных лиц, покинувших место жительства;
Введение………………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации……………………………………………………….6
Глава 2. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев……………….…………………………………………………..11
2.1. Порядок признания правового статуса беженца и вынужденного переселенца…..11
2.2. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………..…...…………………………….16
2.3. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……….19
Глава 3. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………………………… 33
И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
Следует отметить,
что лицо не может быть признано
вынужденным переселенцем по иным причинам.
В качестве примера можно привести
дело, рассмотренное Курганским городским
судом по заявлению П. о предоставлении
статуса вынужденного переселенца.
Так, Курганский городской суд признал
правомерным отказ Миграционной
службы Курганской области предоставить
П. с семьей статус вынужденного переселенца.
Суд установил, что П. зарегистрирована
на территории России 30 июня 1997 г. и
впервые в миграционную службу обратилась
3 марта 1999 г. В судебном заседании
она пояснила, что пропустила установленный
срок на обращение с ходатайством
о признании вынужденным
Наряду с этим
следует различать правовой статус
беженца и правовой статус вынужденного
переселенца. Они совпадают с
точки зрения оснований миграции,
предоставления и создания благоприятных
условий жизнедеятельности
Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям12.
Глава 2. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев
2.1. Порядок признания правового
статуса беженца и
Статус беженца
и вынужденного переселенца предоставляется
по ходатайству лица. После проверки
принимается решение о
Статья 3 Федерального
Закона «О беженцах» устанавливает
порядок признания лица беженцем.
Он включает в себя несколько стадий,
каждая из которых подробно регламентируется
в статьях закона. Так, обращение
с ходатайством о признании лица
беженцем, предварительное рассмотрение
ходатайства, а также принятие решения
о выдаче свидетельства о рассмотрении
ходатайства по существу регулируются
в ст.4 Федерального Закона «О беженцах»;
основания для отказа в рассмотрении
ходатайства по существу - в ст.5 названного
закона; ст.6 закрепляет права и обязанности
лица, получившего свидетельство
о рассмотрении ходатайства по существу;
непосредственная процедура рассмотрения
ходатайства по существу и выдачи
свидетельства о признании
Процедура признания
лица беженцем предваряется анкетированием
данного лица и оформлением на
него опросного листа на основе проведения
индивидуального собеседования. При
этом органы миграционной службы при
необходимости могут
Орган миграционной службы, проведя предварительное всестороннее исследование причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве, а также в опросном листе, убедившись в их достоверности и сопоставив их с перечнем причин, по которым лицо может быть признано беженцем, принимает решение о рассмотрении ходатайства по существу о признании лица беженцем и о выдаче соответствующего свидетельства.
На период предварительного рассмотрения ходатайства лица, в отношении которых проводится изучение материалов дела, помещаются в места временного содержания, являющиеся федеральными государственными учреждениями Федеральной Миграционной Службы России. Статус и полномочия этих учреждений определены в положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 679 "Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами"14.
Признание беженцами
лиц, являющихся членами одной семьи,
осуществляется в отношении каждого
члена семьи, достигшего восемнадцатилетнего
возраста. Членами семьи считаются,
как правило, супруги и их дети.
Бабушки и дедушки могут
Поскольку российское законодательство по-разному толкует определение "семья", миграционная служба склоняется к тому, чтобы членами семьи считать всех близких родственников, если они живут вместе (имеют один и тот же адрес и общий финансово-лицевой счет). Поэтому родителям или детям, проживающим отдельно от лиц, ходатайствующих о статусе беженца, необходимо подавать свое собственное ходатайство.
Лицо, заявившее
о желании быть признанным беженцем,
лично или через
Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении ходатайства по существу (ст. 5 Федерального Закона о беженцах). В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем и находящемуся вне пределов территории Российской Федерации, отказано в рассмотрении ходатайства по существу, федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.
В случае, если лицу,
ходатайствующему о признании беженцем,
отказано в рассмотрении ходатайства
по существу в связи с наличием
обстоятельств, предусмотренных в
законе, дипломатическое
Лицо, подавшее ходатайство
в пост иммиграционного контроля,
а при его отсутствии в орган
пограничного контроля и получившее
уведомление об отказе в рассмотрении
ходатайства по существу, обязано
по предложению поста
Статья 7 Федерального Закона «О беженцах» регламентирует процедуру рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем по существу. Она включает в себя сроки рассмотрения ходатайства, орган, полномочный принимать решение, а также выдачу соответствующего документа о признании лица беженцем либо решение об отказе.
Сроки рассмотрения
ходатайства и выбор органа, занимающегося
этим вопросом, зависят от места
нахождения заинтересованного лица.
Так, если оно находится вне пределов
территории Российской Федерации, то срок
рассмотрения ходатайства составляет
до двух месяцев со дня принятия
решения о выдаче свидетельства
о регистрации ходатайства. Органом,
полномочным принимать решение
в данном случае, выступает Федеральная
миграционная служба России в лице
ее руководителя. В Федеральную миграционную
службу России ходатайство вместе с
заполненной анкетой
Если лицо находится
на территории Российской Федерации, то
срок рассмотрения составляет 3 месяца,
а органом, полномочным принимать
соответствующее решение, является
территориальный орган
Решение принимается
на основании ходатайства
Итогом рассмотрения
ходатайства по существу является принятие
решения о признании либо об отказе
в признании беженцем, о чем
информируется заинтересованное лицо.
Решение о признании его