Конституционно - правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное исследование проблем правового регулирования статуса вынужденных переселенцев и статуса беженцев, а также выработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
В ходе ее реализации решались следующие задачи:
- на основе комплексного подхода к рассмотрению проблем вынужденной миграции выделить основные типы и методы осуществления государственной миграционной политики в Российской Федерации;
- путем сравнительного анализа норм международного права, российского и зарубежного законодательства уточнить понятия «вынужденный переселенец» и «беженец», а также основания отграничения данной категории мигрантов от иных лиц, покинувших место жительства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации……………………………………………………….6

Глава 2. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев……………….…………………………………………………..11
2.1. Порядок признания правового статуса беженца и вынужденного переселенца…..11
2.2. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………..…...…………………………….16
2.3. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……….19

Глава 3. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………………………..29

Библиографический список…………………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 9 Федерального Закона «О беженцах» лицо утрачивает статус беженца:

1) после получения  разрешения на постоянное проживание  на территории Российской Федерации  либо при приобретении гражданства Российской Федерации;

2) если снова  добровольно воспользовалось защитой  государства своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись  гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело  гражданство иностранного государства  и пользуется защитой государства  своей новой гражданской принадлежности;

5) если добровольно  вновь обосновалось в государстве,  которое покинуло или вне пределов  которого пребывало вследствие  опасений преследований по обстоятельствам,  предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального Закона «О беженцах»;

6) если не может  более отказываться от пользования  защитой государства своей гражданской  принадлежности, территорию которого  вынуждено было покинуть по  обстоятельствам, предусмотренным  подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального Закона «О беженцах», в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

7) если не имеет  определенного гражданства и  может вернуться в государство  своего прежнего обычного местожительства  в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального Закона «О беженцах» в данном государстве более не существуют.

Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его  территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по  вступившему в силу приговору  суда за совершение преступления  на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо  ложные сведения, либо предъявило  фальшивые документы, послужившие  основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений закона.

Уведомление об утрате лицом статуса беженца  или о лишении лица статуса  беженца с указанием причин принятого  решения об утрате статуса беженца  или о лишении статуса беженца  и порядка его обжалования  вручается или направляется данному  лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его  территориальным органом в течение  трех рабочих дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса беженца или  в случае лишения лица статуса  беженца удостоверение сдается  в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в  его территориальный орган и  признается федеральным органом  исполнительной власти по миграционной службе недействительным.

Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса  беженца и не использующее право  на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении  статуса беженца, а также не имеющее  иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано  по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе покинуть территорию Российской Федерации совместно  с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления  об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

Необходимо принимать  во внимание, что понятия "утрата" и "лишение" имеют разное значение. Лишение статуса беженца следует  рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное  поведение. Что касается утраты статуса  беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением  самого лица. К их числу относится  получение лицом разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, приобретение российского  гражданства либо гражданства иного  государства, добровольное возвращение  в государство своей гражданской  принадлежности и другие условия.

Лицу, утратившему  статус беженца либо лишенному данного  статуса, вручается соответствующее  уведомление с указанием причин принятого решения и порядка  его обжалования. Данный документ вручается  ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой  России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено  не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных выше, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации24.

Основания и порядок  лишения статуса вынужденного переселенца  предусмотрено ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах».

Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при  прекращении гражданства Российской Федерации.

Лицо также  утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока  предоставления статуса в соответствии законом.

Федеральный орган  миграционной службы или территориальный  орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца  в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие  основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Уведомление о  лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца  или в случае лишения лица статуса  вынужденного переселенца удостоверение  вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца  или в случае лишения лица статуса  вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда  жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лишение лица статуса  вынужденного переселенца в связи  с сообщением им ложных сведений или  в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.

Так, в 2000 г. в  Новосибирске Миграционная служба лишила статуса вынужденного переселенца  многих граждан в соответствии с  подпунктом 2 п. 3 ст. 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (сообщение заведомо ложных сведений о дате выбытия с прежнего места жительства).

Данные действия Миграционной службы были вызваны проверкой поданных ходатайств от граждан о признании вынужденными переселенцами и заявлений на получение компенсации за утраченное жилье и имущество.

В ходатайствах вынужденные переселенцы указывали  дату безвозвратного выезда по данным паспорта о регистрации по месту  жительства. Зачастую дата фактического выезда из Чеченской Республики и  дата регистрации не совпадала, так  как не всем удавалось быстро найти, где зарегистрироваться, а также  получить разрешение от комиссий по прописке. Но сотрудники Миграционной службы рекомендовали указывать дату именно по паспорту, так как у многих разница между датой фактического выезда и датой регистрации значительно превышала 12 месяцев - срок, определенный Законом для обращения с ходатайством.

В заявлениях на получение компенсации, напротив, дата безвозвратного выезда не могла быть позже определенного постановлением Правительства РФ № 510 коридора, с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г.

Сверив эти  данные, МС лишила статуса на основании  сообщения ложных сведений всех тех, у кого указанные даты выезда не совпадали.

Консультационный  центр провел в судах региона 10 дел, обжалуя решения Миграционной службы. Все 10 решений - положительные. Суды посчитали, что именно Миграционная служба нарушала права граждан, не принимая от них ходатайства о признании вынужденными переселенцами без регистрации по месту жительства25

Глава 3. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев

 

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним  члены его семьи имеют право на26:

1) получение услуг  переводчика и получение информации  о своих правах и обязанностях, а также иной информации;

2) получение содействия  в оформлении документов для  въезда на территорию Российской  Федерации в случае, если данные  лица находятся вне пределов  территории Российской Федерации;

3) получение содействия  в обеспечении проезда и провоза  багажа к месту пребывания  в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания  и пользование коммунальными  услугами в центре временного  размещения в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации,  до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями  территориального органа федерального  органа исполнительной власти  по внутренним делам в центре  временного размещения в целях  обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование  жилым помещением, предоставляемым  в порядке, определяемом Правительством  Российской Федерации, из фонда  жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи  утрачивают право на пользование  жилым помещением из фонда жилья  для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую  и лекарственную помощь наравне  с гражданами Российской Федерации  в соответствии ФЗ «О беженцах»,  другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации,  законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  международными договорами Российской Федерации;

8) получение содействия  в направлении на профессиональное  обучение или в трудоустройстве  наравне с гражданами Российской  Федерации в соответствии с  настоящим Федеральным законом,  другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации,  законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов Российской  Федерации, за исключением случаев,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации и международными  договорами Российской Федерации;

9) работу по  найму или предпринимательскую  деятельность наравне с гражданами  Российской Федерации в соответствии  с настоящим Федеральным законом,  другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации,  законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов Российской  Федерации, за исключением случаев,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации и международными  договорами Российской Федерации;

10) социальную  защиту, в том числе социальное  обеспечение, наравне с гражданами  Российской Федерации в соответствии  ФЗ «О беженцах», другими федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, законами и иными  нормативными правовыми актами  субъектов Российской Федерации,  за исключением случаев, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  и международными договорами  Российской Федерации;

11) получение  содействия в устройстве детей  лица, признанного беженцем, в государственные  или муниципальные дошкольные  и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального  профессионального образования,  а также в переводе их в  образовательные учреждения среднего  профессионального и высшего  профессионального образования  наравне с гражданами Российской  Федерации в соответствии с  настоящим Федеральным законом,  другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации,  законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  международными договорами Российской Федерации;

12) содействие  федерального органа исполнительной  власти по миграционной службе  в получении сведений о родственниках  лица, признанного беженцем, проживающих  в государстве его гражданской  принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

13) обращение  в территориальный орган федерального  органа исполнительной власти  по миграционной службе по  месту пребывания лица и членов  его семьи в целях оформления  проездного документа для выезда  за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

14) обращение  с заявлением о предоставлении  права на постоянное проживание  на территории Российской Федерации  или на приобретение гражданства  Российской Федерации в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и международными договорами Российской Федерации;

15) участие в  общественной деятельности наравне  с гражданами Российской Федерации,  за исключением случаев, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  и международными договорами Российской Федерации;

16) добровольное  возвращение в государство своей  гражданской принадлежности (своего  прежнего обычного местожительства);

Информация о работе Конституционно - правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России