Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное исследование проблем правового регулирования статуса вынужденных переселенцев и статуса беженцев, а также выработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
В ходе ее реализации решались следующие задачи:
- на основе комплексного подхода к рассмотрению проблем вынужденной миграции выделить основные типы и методы осуществления государственной миграционной политики в Российской Федерации;
- путем сравнительного анализа норм международного права, российского и зарубежного законодательства уточнить понятия «вынужденный переселенец» и «беженец», а также основания отграничения данной категории мигрантов от иных лиц, покинувших место жительства;
Введение………………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации……………………………………………………….6
Глава 2. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев……………….…………………………………………………..11
2.1. Порядок признания правового статуса беженца и вынужденного переселенца…..11
2.2. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………..…...…………………………….16
2.3. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……….19
Глава 3. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………………………… 33
Согласно ст. 9 Федерального Закона «О беженцах» лицо утрачивает статус беженца:
1) после получения
разрешения на постоянное
2) если снова
добровольно воспользовалось
3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;
4) если приобрело
гражданство иностранного
5) если добровольно
вновь обосновалось в
6) если не может
более отказываться от
7) если не имеет
определенного гражданства и
может вернуться в государство
своего прежнего обычного
Лицо лишается
федеральным органом
1) осуждено по
вступившему в силу приговору
суда за совершение
2) сообщило заведомо
ложные сведения, либо предъявило
фальшивые документы,
Уведомление об
утрате лицом статуса беженца
или о лишении лица статуса
беженца с указанием причин принятого
решения об утрате статуса беженца
или о лишении статуса беженца
и порядка его обжалования
вручается или направляется данному
лицу федеральным органом
В случае утраты
лицом статуса беженца или
в случае лишения лица статуса
беженца удостоверение сдается
в федеральный орган
Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.
Необходимо принимать
во внимание, что понятия "утрата"
и "лишение" имеют разное значение.
Лишение статуса беженца
Лицу, утратившему статус беженца либо лишенному данного статуса, вручается соответствующее уведомление с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования. Данный документ вручается ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных выше, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации24.
Основания и порядок лишения статуса вынужденного переселенца предусмотрено ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах».
Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.
Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии законом.
Федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.
Уведомление о
лишении лица статуса вынужденного
переселенца с указанием причин
и порядка обжалования
В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы.
В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.
Так, в 2000 г. в Новосибирске Миграционная служба лишила статуса вынужденного переселенца многих граждан в соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (сообщение заведомо ложных сведений о дате выбытия с прежнего места жительства).
Данные действия Миграционной службы были вызваны проверкой поданных ходатайств от граждан о признании вынужденными переселенцами и заявлений на получение компенсации за утраченное жилье и имущество.
В ходатайствах
вынужденные переселенцы
В заявлениях на
получение компенсации, напротив, дата
безвозвратного выезда не могла быть
позже определенного
Сверив эти данные, МС лишила статуса на основании сообщения ложных сведений всех тех, у кого указанные даты выезда не совпадали.
Консультационный
центр провел в судах региона
10 дел, обжалуя решения Миграционной
службы. Все 10 решений - положительные.
Суды посчитали, что именно Миграционная
служба нарушала права граждан, не принимая
от них ходатайства о признании вынужденными
переселенцами без регистрации по месту
жительства25.
Глава 3. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на26:
1) получение услуг
переводчика и получение
2) получение содействия
в оформлении документов для
въезда на территорию
3) получение содействия
в обеспечении проезда и
4) получение питания
и пользование коммунальными
услугами в центре временного
размещения в порядке,
5) охрану представителями
территориального органа
6) пользование
жилым помещением, предоставляемым
в порядке, определяемом
Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую
и лекарственную помощь
8) получение содействия
в направлении на
9) работу по
найму или предпринимательскую
деятельность наравне с
10) социальную
защиту, в том числе социальное
обеспечение, наравне с
11) получение
содействия в устройстве детей
лица, признанного беженцем, в государственные
или муниципальные дошкольные
и общеобразовательные
12) содействие
федерального органа
13) обращение
в территориальный орган
14) обращение
с заявлением о предоставлении
права на постоянное
15) участие в
общественной деятельности
16) добровольное
возвращение в государство