Конституционный строй: понятие и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право – основополагающая отрасль права, регули-рующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные черты конституционного строя……………………….…………5
2. Экономические основы конституционного строя………………….………8
3. Политические основы конституционного строя……………………….…..12
3.1 Суверенитет Республики Беларусь………………………………………...16
3.2 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.3 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь……………………………………………………………..…………………19
3.4 Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь……………………………………………………..…………………………22
4. Социальные основы конституционного строя……………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая КП.docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

Конституция Республики Беларусь закрепляет юридическое равенство  всех форм собственности, которое включает их равную защиту. [7, c.32].

В Гражданском Кодексе  имеется ряд статей, посвященных  производственным кооперативам, под которыми понимают коммерческие организации, участники которых обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в их деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе (ст. 107 Гражданского кодекса).

Наряду с производственными могут создаваться потребительские кооперативы. Согласно Гражданскому кодексу потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116). [5, c.269-270].

Государство осуществляет регулирование  экономической деятельности в интересах  человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной  и частной экономической деятельности в социальных целях.


Что касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ч.6 ст.13 Конституции Республики Беларусь).

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся  только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. [8, c.84].

Земельные участки могут  передаваться в собственность иностранным  государствам в порядке и на условиях, установленных актами земельного законодательства Республики Беларусь. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, дачного строительства. [9, c.58].

Важной особенностью является закрепление на конституционном  уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч. 6 ст. 44 Конституции Республики Беларусь).

Конституция Республики Беларусь закрепляет возможность перевода имущества  из частной собственности в государственную, т.е. национализации: «принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» (ч. 5 ст. 44 Конституции Республики Беларусь).

Следующим элементом экономической  системы является труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь). Конституция устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном или военном положении (ч. 4 ст. 41 Конституции Республики Беларусь). Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч. 2 ст. 42 Конституции Республики Беларусь). [7, c.33].


Основная задача государственных  органов – создать условия  для полной занятости населения  и реализации каждым гражданином  своего права на труд. Между государством и гражданином складываются взаимоотношения, исключающие традиционный стереотип  одностороннего требования со стороны индивида обязательного предоставления по его выбору и желанию рабочего места. Переподготовка и переобучение, что является одним из самых реальных способов борьбы с безработицей и финансируется государством, должны полностью исходить из общественных потребностей. [10, c.20].

Важным элементом экономической  системы являются финансы. Конституция Республики Беларусь содержит раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В него включены основополагающие положения о республиканских и местных бюджетах, о банковской системе Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики – свобода экономической деятельности (ч. 4 ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.

Основной Закон исходит  из принципа социально ориентированной  рыночной экономики, хотя он не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свидетельствует ч. 5 ст. 13 Конституции, которая закрепляет следующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях».  Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип современной белорусской экономики – смешанная экономика, т.е. социально ориентированная рыночная экономика. [7, c.34].


Основой развития государства  как демократического социального  правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования различных форм собственности можно создать эффективную экономику. [8, c.84].

Таким образом, экономическая  система – это строй экономической  жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления экономикой страны. [11, c.21].

Основные принципы, характеризующие  экономическую систему Республики Беларусь:

- государство обеспечивает  всем равные возможности для  осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом;

- государство гарантирует  равную защиту и равные условия  для развития всех форм собственности;

- основу экономической  систему составляет социально  ориентированное рыночное хозяйство,  базирующееся на разнообразии  форм собственности;

- государство участвует  в регулировании экономической  деятельности в интересах человека  и общества. [9, c.59].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.  ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

В действующей Конституции  Республики Беларусь отсутствует глава  о политической системе.

К субъектам политической системы можно отнести:

1) государство;

2) политические партии;

3) иные общественные объединения;

4) их союзы и ассоциации;

5) трудовые коллективы;

6) средства массовой информации.

Конституционные основы политической системы составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования политической власти в стране. [7, c.34].

Государство – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы общества, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. [1, c.58].

Государство выполняет свою роль в политической системе посредством  функций – основных направлений  деятельности государства. В юридической  литературе выделяют следующие основные функции, присущие современному государству:

1) политическая функция;

2) экономическая функция;

3) социальная функция;

4) идеологическая функция.

В понятие конституционного строя входят закрепленные Конституцией Республики Беларусь характеристики государства. Часть 1 статьи 1 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».

Демократическое государство  – это государство, в котором  каждому члену общества гарантируется  участие в управлении делами общества и государства, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим признаком демократического государства является народовластие. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ (ч.1 ст.3 Конституции Республики Беларусь). Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. [7, c.35].


Представительная демократия – осуществление власти народом  через выборных полномочных представителей (главу государства – президента, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ страны; население, проживающее  на территории соответствующей административно-территориальной  единицы. Выборное представительство  образует избираемые народом государственные  органы и органы местного представительства: Президент Республики Беларусь, Национальное Собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов. [11, c.20].

Непосредственная (прямая) демократия – форма прямого осуществления  власти народом. К формам непосредственного  осуществления власти народом Республики Беларусь: выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов; референдум; участие в республиканских и местных собраниях; народную законодательную инициативу и др.

Социальное государство  – данная характеристика государства  означает, что государство служит обществу и отдельному человеку, стремится  минимизировать социальные различия. Именно социальное государство призвано создавать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство принимает на себя обязательства, которые защищают каждого человека от экономических последствий, связанных с возрастом, инвалидностью, болезнью, несчастным случаем, сиротством, беременностью, безработицей.

В юридической литературе выделяются следующие признаки социального государства:

•  Государство ответственно за существование общества;

•  В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;

•  Это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Правовое государство  – это государство, которое во всей своей организации и деятельности подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод человека. К признакам правового государства можно отнести следующие:

а)  Признание прав и  свобод человека:


1) признание, соблюдение и защита всеобщих прав человека и гражданина, их высшей ценности и приоритета («Человек, его права, свободы и гарантии из реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» − ч.1 ст.2 Конституции Республики Беларусь);

2) обеспечение основ механизма гарантирования этих прав и свобод («Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» − ч.1 ст.21; «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах, предусмотренные международными обязанностями государства» − ч.3 ст.21 Конституции Республики Беларусь);

3) независимость суда как основной механизм гарантий прав и свобод (ст. 110 Конституции Республики Беларусь).

б)  Верховенство права (ч.1 ст.7 Конституции Республики Беларусь):

1) конституционное установление обязанности государства, его органов и должностных лиц действовать строго в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ч.2 ст.7 Конституции Республики Беларусь);

Информация о работе Конституционный строй: понятие и его элементы