Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа
Конституционное право – основополагающая отрасль права, регули-рующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные черты конституционного строя……………………….…………5
2. Экономические основы конституционного строя………………….………8
3. Политические основы конституционного строя……………………….…..12
3.1 Суверенитет Республики Беларусь………………………………………...16
3.2 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.3 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь……………………………………………………………..…………………19
3.4 Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь……………………………………………………..…………………………22
4. Социальные основы конституционного строя……………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31
Конституция Республики Беларусь закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту. [7, c.32].
В Гражданском Кодексе имеется ряд статей, посвященных производственным кооперативам, под которыми понимают коммерческие организации, участники которых обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в их деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе (ст. 107 Гражданского кодекса).
Наряду с производственными могут создаваться потребительские кооперативы. Согласно Гражданскому кодексу потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116). [5, c.269-270].
Государство осуществляет регулирование
экономической деятельности в интересах
человека и общества; обеспечивает
направление и координацию
Что касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ч.6 ст.13 Конституции Республики Беларусь).
Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. [8, c.84].
Земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, установленных актами земельного законодательства Республики Беларусь. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, дачного строительства. [9, c.58].
Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч. 6 ст. 44 Конституции Республики Беларусь).
Конституция Республики Беларусь
закрепляет возможность перевода имущества
из частной собственности в
Следующим элементом экономической системы является труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь). Конституция устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном или военном положении (ч. 4 ст. 41 Конституции Республики Беларусь). Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч. 2 ст. 42 Конституции Республики Беларусь). [7, c.33].
Основная задача государственных органов – создать условия для полной занятости населения и реализации каждым гражданином своего права на труд. Между государством и гражданином складываются взаимоотношения, исключающие традиционный стереотип одностороннего требования со стороны индивида обязательного предоставления по его выбору и желанию рабочего места. Переподготовка и переобучение, что является одним из самых реальных способов борьбы с безработицей и финансируется государством, должны полностью исходить из общественных потребностей. [10, c.20].
Важным элементом
Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики – свобода экономической деятельности (ч. 4 ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.
Основной Закон исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, хотя он не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свидетельствует ч. 5 ст. 13 Конституции, которая закрепляет следующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях». Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип современной белорусской экономики – смешанная экономика, т.е. социально ориентированная рыночная экономика. [7, c.34].
Основой развития государства как демократического социального правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования различных форм собственности можно создать эффективную экономику. [8, c.84].
Таким образом, экономическая
система – это строй
Основные принципы, характеризующие
экономическую систему
- государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом;
- государство гарантирует
равную защиту и равные
- основу экономической
систему составляет социально
ориентированное рыночное
- государство участвует
в регулировании экономической
деятельности в интересах
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
В действующей Конституции Республики Беларусь отсутствует глава о политической системе.
К субъектам политической системы можно отнести:
1) государство;
2) политические партии;
3) иные общественные объединения;
4) их союзы и ассоциации;
5) трудовые коллективы;
6) средства массовой информации.
Конституционные основы политической системы составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования политической власти в стране. [7, c.34].
Государство – определенный
способ организации общества, основной
элемент политической системы общества,
организация публичной
Государство выполняет свою роль в политической системе посредством функций – основных направлений деятельности государства. В юридической литературе выделяют следующие основные функции, присущие современному государству:
1) политическая функция;
2) экономическая функция;
3) социальная функция;
4) идеологическая функция.
В понятие конституционного строя входят закрепленные Конституцией Республики Беларусь характеристики государства. Часть 1 статьи 1 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».
Демократическое государство – это государство, в котором каждому члену общества гарантируется участие в управлении делами общества и государства, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим признаком демократического государства является народовластие. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ (ч.1 ст.3 Конституции Республики Беларусь). Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. [7, c.35].
Представительная демократия
– осуществление власти народом
через выборных полномочных представителей
(главу государства –
Непосредственная (прямая) демократия – форма прямого осуществления власти народом. К формам непосредственного осуществления власти народом Республики Беларусь: выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов; референдум; участие в республиканских и местных собраниях; народную законодательную инициативу и др.
Социальное государство – данная характеристика государства означает, что государство служит обществу и отдельному человеку, стремится минимизировать социальные различия. Именно социальное государство призвано создавать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство принимает на себя обязательства, которые защищают каждого человека от экономических последствий, связанных с возрастом, инвалидностью, болезнью, несчастным случаем, сиротством, беременностью, безработицей.
В юридической литературе выделяются следующие признаки социального государства:
• Государство ответственно за существование общества;
• В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;
• Это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
Правовое государство – это государство, которое во всей своей организации и деятельности подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод человека. К признакам правового государства можно отнести следующие:
а) Признание прав и свобод человека:
1) признание, соблюдение и защита всеобщих прав человека и гражданина, их высшей ценности и приоритета («Человек, его права, свободы и гарантии из реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» − ч.1 ст.2 Конституции Республики Беларусь);
2) обеспечение основ механизма гарантирования этих прав и свобод («Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» − ч.1 ст.21; «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах, предусмотренные международными обязанностями государства» − ч.3 ст.21 Конституции Республики Беларусь);
3) независимость суда как основной механизм гарантий прав и свобод (ст. 110 Конституции Республики Беларусь).
б) Верховенство права (ч.1 ст.7 Конституции Республики Беларусь):
1) конституционное установление обязанности государства, его органов и должностных лиц действовать строго в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ч.2 ст.7 Конституции Республики Беларусь);
Информация о работе Конституционный строй: понятие и его элементы