Конституционный строй: понятие и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право – основополагающая отрасль права, регули-рующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные черты конституционного строя……………………….…………5
2. Экономические основы конституционного строя………………….………8
3. Политические основы конституционного строя……………………….…..12
3.1 Суверенитет Республики Беларусь………………………………………...16
3.2 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.3 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь……………………………………………………………..…………………19
3.4 Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь……………………………………………………..…………………………22
4. Социальные основы конституционного строя……………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая КП.docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

г) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

д) развитие системы социальных служб;

е) установление государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты. [9, c.60].

Социальная система общества Республики Беларусь регулируется как  международным правом, так и рядом  национальных законов. [2, c.44].

Социальная основа общества – это совокупность тех социальных слоев общества, которым служит данное государство и на которое оно  опирается в процессе реализации своих внутренних и внешних функций. [11, c.22].

Социальная структура  общества характеризуется его социальным, национальным, конфессиональным составом. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципа равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон. [9, c.60].

В соответствии с частью 1 статьи 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и  гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Конституционный статус личности представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, гарантий их реализации и ответственности граждан Республики Беларусь, которые закреплены в Конституции. [3, c.95-96].


Права и свободы человека – это по своей сути потенциальные  возможности человека пользоваться определенными жизненными благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида. [5, c.278].

Нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, закреплены в разделе II Конституции «Личность, общество, государство». Эти первоначальные положения свидетельствуют о том значении, которое придается правам и свободам человека и гражданина. Они являются одним из элементов конституционного строя Республики Беларусь. Закрепление прав и свобод человека и гражданина в Конституции является одним из важнейших показателей наличия демократии в государстве. [12, c. 141].

Принципы правового статуса  человека и гражданина – признаваемые государством и закрепленные правом основные положения, в соответствии с которыми осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение его обязанностей. [3, c.96].

В основе правового статуса  личности находится общий или  конституционный статус человека и гражданина, который устанавливается только нормами Конституции. Это совокупность конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в государстве и обществе, определяющих меру возможного поведения личности, определяемое достигнутым уровнем экономического, социального, политического развития конкретного государства.

Содержание системы конституционных  принципов правового статуса  личности:

1) всеобщность и неотчуждаемость прав и свобод. Конституция Республики Беларусь отрицает наделение человека и гражданина правами и свободами по воли государства. Всеобщность прав можно рассматривать как обладание ими человека с момента его рождения независимо от того, записаны в Конституции или нет. Неотчуждаемость означает, что, будучи определенными самой природой человека, эти права не зависят от формы политического устройства, и государство не вправе изъять их у человека.

2) непосредственное действие прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, т.е. независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих это права, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их соблюдать.

3) единство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Обязанности представляют собой неотъемлемый элемент правового статуса личности, неотделимый от прав и свобод человека. В Конституции закрепляются только основные обязанности, призванные обеспечить нормальное функционирование общества и государства. Конституционных обязанностей, если сравнивать с правами и свободами относительно немного. Это связано с тем, что обязанности являются следствием предоставления прав и свобод, закрепленных в иных статьях Конституции.


4) гарантированность, защищенность государством прав, свобод и обязанностей. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина занимает центральное место в ныне действующей Конституции Республики Беларусь. Но самое главное заключается не в том, чтобы дать перечень основных прав и свобод, а обеспечить их гарантии. На гарантированность и защиту прав и свобод человека и гражданина направлена вся деятельность органов государства.

5) равенство прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Сущность данного принципа правового статуса личности состоит в наделении каждого из членов общества всей полнотой прав и свобод на равных основаниях. Кроме того, каждый человек должен быть не только формально наделен соответствующими правами и свободами, но и иметь реальные возможности для их реализации.

6) запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод. Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. В статье 23 Конституции Республики Беларусь также установлены основания ограничений прав и свобод: конституционные права и свободы личности не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. [12, c.142-144].

Одним из краеугольных камней социальной политики является право  на социальное обеспечение, закрепленное статьей 47 Основного Закона. Конституционное требование о необходимости социального обеспечения человека на достойном уровне выражает сущность стратегии государства в развитии этой сферы и соответствующего законодательства. Полноценная социальная защита разнообразных социальных групп в условиях трансформации общества может быть обеспечена только существенно различающимся набором предоставляемых им прав.

Право на жилище – одно из конституционных прав. Законодательно закреплено право на социальное жилье, которое свидетельствует о социальной направленности жилищной политики государства. Широко распространено льготное кредитование строительства жилья (для молодых семей, в аграрном секторе).


Статья 2 Конституции закрепляет ответственность гражданина перед  государством за невыполнение возложенных на него обязанностей. Право на труд, на образование не позиционируется в современных государствах как обязанность. Но нежелание трудиться, учиться, обеспечивать себя и своих детей вызывает справедливое общественное возмущение и осуждение. [10, c.21-22].

Таким образом, под социальной системой понимается система социальных отношений, сложившаяся и развивающаяся в обществе. К социальным относятся отношения в сфере трудовой деятельности; межнациональные отношения; отношения семьи и государства; отношения, связанные с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, экологией, развитием науки, культуры, искусства и т.д.

Социальная основа государства  – совокупность тех социальных групп (слоев) общества, которым служит данное государство и на которые оно  опирается в процессе реализации своих внутренних и внешних функций. [9, c.59,61].

Конституционные принципы правового  статуса личности отражают социально-экономические, политические и правовые закономерности развития государства и гражданского общества, отношение государства к человеку и его правам; определяют мировоззренческое содержание и уровень гуманизма белорусского законодательства; обеспечивают внутреннюю согласованность и взаимосвязь норм и институтов в сфере прав человека; способствуют более полной реализации прав и свобод человека и гражданина; гарантируют защищенность государством основных прав и свобод от нарушений. [12, c.144]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждое государство характеризуется  только ему свойственными чертами. Оно может быть республикой или монархией, демократическим или тоталитарным, федеративным или унитарным и т.д. Совокупность данных черт позволяет говорить о государственном строе, а будучи закрепленным в конституции, он становится конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это форма (способ) существования государства. [3, c,36].

Конституционный строй –  это такой способ организации  государства, установленный в нем  порядок, при котором гарантируется  соблюдение прав и свобод человека и гражданина, который соответствует  общепризнанным международным стандартам, а государство действует в  соответствии с конституцией и принятым в соответствии с ней законодательством. [11, c.18].

Новая Конституция Республики Беларусь восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных положений конституции, так и иных нормативно-правовых актов.

К основам конституционного строя можно отнести:

1) гуманизм («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» − ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Беларусь);

2) демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, политическом, экономическом и идеологическом многообразии;

3) социально ориентированная рыночная экономика;

4) унитаризм;

5) провозглашение Республики Беларусь правовым государством;

6) республиканская форма правления;

7) государственный суверенитет Республики Беларусь. [7, c.29].

В структуру конституционного строя входят экономические, политические и социальные основы конституционного строя.

Экономическая система –  это строй экономической жизни  страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления экономикой страны. [6,c.50].

Основные принципы, характеризующие  экономическую систему Республики Беларусь:

- государство обеспечивает  всем равные возможности для  осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом;


- государство гарантирует  равную защиту и равные условия  для развития всех форм собственности;

- основу экономической  систему составляет социально  ориентированное рыночное хозяйство,  базирующееся на разнообразии  форм собственности;

- государство участвует  в регулировании экономической  деятельности в интересах человека  и общества. [9, c.59].

Политическая система  – это организационно-правовой механизм, включающий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, формы непосредственно (прямой) демократии, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по конституции власть, участвует в управлении государством и обществом. [6, c.50]

Статья 1 Конституции определяет Республику Беларусь как унитарное  демократическое социальное правовое государство.

К основным направлениям развития политической системы белорусского общества относятся: углубление и развитие демократии; совершенствование деятельности государственного аппарата; расширение гласности; повышение роли и активности политических партий; учет общественного мнения. [11, c.21].

Социальная система –  это совокупность социальных отношений, сложившихся и развивающихся в обществе. К ним относятся отношения в сфере трудовой деятельности, межнациональные, семьи и государства, связанные с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, экологией, развитием науки, культуры, искусства. [6, c.51].

Основу конституционного строя составляет признание приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст. 8 Конституции Республики Беларусь).

Все перечисленные выше основы конституционного строя находятся  во взаимодействии, они дополняют  друг друга и, таким образом, усиливают  свое влияние.

Основы конституционного строя, в целом конституционный  строй утверждены народом, что обусловливает юридическую силу конституционных норм, их верховенство и обязательность для органов государства и граждан. [5, c.133].

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Краткий юридический  словарь/М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.П. Панов; под общ. ред. проф. С.П. Щербы. – 2-е изд. – М.: ИНФА-М, 2009. – 380 с. (Б-ка малых словарей «ИНФА-М»).

2. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь – Могилев.; «Могилевская областная типография», 2000. – 164 с.

13. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие для вузов/В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Мн.: Амалфея, 2007. – 528 с.

4. Козыревская Л. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч./Л.А. Козыревская. – Мн.: БГЭУ, 2004. Ч. 1. – 63 с.

5. Василевич, Г.А. Конституционное  право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.

6. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь/А.В. Ясинская-Казаченко. – Минск: Амалфея, 2008. – 408 с.

7. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. Вопр./Т.С. Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 208 с.

8. Василевич Г.А. Конституционное  право Республики Беларусь: Учебник/Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 320 с.

Информация о работе Конституционный строй: понятие и его элементы