Конституционный строй: понятие и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право – основополагающая отрасль права, регули-рующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные черты конституционного строя……………………….…………5
2. Экономические основы конституционного строя………………….………8
3. Политические основы конституционного строя……………………….…..12
3.1 Суверенитет Республики Беларусь………………………………………...16
3.2 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.3 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь……………………………………………………………..…………………19
3.4 Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь……………………………………………………..…………………………22
4. Социальные основы конституционного строя……………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая КП.docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

В качестве учредителей политической партии имеют право выступать  граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Для воздания и деятельности союза необходимо не мене двух политических партий, выступающих в качестве его учредителей (членов).

Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую  городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь, создаваемые в порядке, установленном законодательством и уставом политической партии, в шестимесячный срок со дня государственной регистрации политической партии.

Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимают решение  о создании политической партии, утверждают ее название и устав, принимают программу  и избирают органы политической партии. Учредители союза созывают учредительный  съезд, или конференцию, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании союза, утверждают его название и устав, избирают органы союза и заключают учредительный договор.

В названии политической партии не допускается использование:

- слов «Республика Беларусь»,  «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- официальных названий (как  полных, так и сокращенных) иностранных  государств либо ранее существовавших  государств;

- имени гражданина –  при отсутствии заявления такого  гражданина (в случае его смерти  – заявление его наследников)  о даче согласия на использование в названии политической партии, союза имени этого гражданина;

- указания на превосходство  какой-либо расы, национальности, религии  или социальной группы. [7, c.40-41].

Политические партии имеют  фиксированное членство. Членами  политических партий могут быть только дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Гражданин Республики Беларусь может быть членом только одной политической партии. Членами союза являются политические партии, входящие в этот союз (ст.13 Закона).


Не могут быть членами  политических партий;

1) судьи;

2) прокурорские работники;

3) сотрудники органов внутренних дел;

4) сотрудники Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

5) сотрудники органов безопасности;

6) военнослужащие.

Приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии по выборам и поведению республиканских  референдумов.

Государственная регистрация  политической партии осуществляется Министерством  юстиции Республики Беларусь.

Политические партии преследуют цели борьбы за власть или участия  в ней. Они достигают своих  целей и задач посредством  разработки и пропаганды политических программ, обращений и иных собраний; участия в выборах; активизации участия граждан в управлении государственными и общественными делами, в формировании представительных органов и др. [7, c.42].

В отношении политических партий могут быть применены следующие  меры ответственности:

- письменное предупреждение;

- приостановление деятельности  политической партии, союза;

- ликвидация политической  партии, союза.

Политиче6ская партия, союз, причинившие вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, обязаны возместить его в порядке, установленном законодательством. [6, c.71-72].

Ликвидация политической партии, союза осуществляется:

1) по решению высшего органа политической партии, союза;

2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:

- совершения политической  партией, союзом действий, направленных  на насильственное изменение  конституционного строя либо  пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

- нарушения политической  партией, союзом законодательства  и (или) их учредительных документов  в течение одного года после  вынесения письменного предупреждения;

- если при государственной  регистрации политической партии, союза со стороны их учредителей  были допущены нарушения Закона  и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;


- если численность политической  партии не соответствует требованиям  Закона;

- не устранения нарушений,  послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь;

- за однократное нарушение  законодательства о массовых  мероприятиях в случаях, предусмотренных  законодательными актами;

- за получение политической  партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной  помощи.

Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь. [7, c.42-43].

В настоящее время в  Республике Беларусь действует 15 политических партий, среди которых Либерально-демократическая  партия, Белорусская партия «Зеленых», Белорусская аграрная партия, Республиканская  партия, Партия БНФ, Белорусская социал-демократическая  партия, Коммунистическая партия Беларуси и др.

3.4  Правовой статус общественных  объединений в Республике Беларусь

В современном обществе различные  запросы и интересы людей не ограничиваются только политической сферой. Часть из них реализуется в социально-экономической и социально-культурной сферах. Для выражения этих запросов и интересов создаются различные общественные объединения. [6, c.66].

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на свободу объединений (ст. 36). Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь определяется Законом от 4 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. с изменениями и дополнениями. [7, c.43].

Общественным объединением является добровольное объединение  граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее – союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Общественные объединения, союзы являются некоммерческими  организациями (ст. 1 Закона «Об общественных объединениях»).


 На территории Республики  Беларусь создаются и действуют  общественные объединения:

1) международные – их деятельность распространяются на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств;

2) республиканские – их деятельность распространяется на всю территорию Республики Беларусь;

3) местные – их деятельность распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь. [7, c.44].

Общественные объединения  создаются по инициативе не менее 10 граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет. Молодежные и детские объединения могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16 лет. В действующие общественные объединения имеют право вступать иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено в уставах объединений. [6, c.68].

Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа  членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до 18 лет (не менее 2/3 от общего числа  членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей. [7, c.44-45].

Профессиональный союз –  добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе  обучающихся в высших, средних  специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права.

Существуют также республиканские  государственно-общественные объединения  – это основанные на членстве некоммерческие организации, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач. [4, c.57-58].

Принципами создания и  деятельности общественных объединений  являются: законность, добровольность, самостоятельность, гласность.

Им свойственны следующие  особенности:


1) отсутствие целей извлечения и распределения прибыли;

2) отсутствие активной политической борьбы для достижения своих целей;

3) формирование системы взглядов по актуальным общественным проблемам. [6, c.66-67].

Общественные объединения  являются необходимым элементом  демократической общественно-политической системы, институтом гражданского общества. Чем разнообразнее спектр общественных объединений, тем устойчивее конституционный строй данного государства.

В Республике Беларусь не допускается  создание общественных объединений, деятельность которых направлена:

-  на насильственное  изменение конституционного строя;

-  нарушение целостности  и безопасности государства;

-  пропаганду войны,  насилия, разжигание национальной  и расовой вражды;

-  негативное влияние,  связанное с физическим и психическим  здоровьем граждан. [4, c.58-59].

Правоспособность общественного  объединения как юридического лица возникает с момента его государственной  регистрации в органах юстиции. Государственная регистрация международных  и республиканских общественных объединений, союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, местных – управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета.

На сегодняшний день в  Республике Беларусь насчитывается  более 2000 общественных объединений. [7, c.45].

Таким образом, политическая система общества – организационно-правовой механизм, включающий государство, политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

Признаки, характеризующие  белорусское государство: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское (термин «светское государство» в Конституции Республики Беларусь прямо не предусмотрен).

Основные направления  развития политической системы белорусского общества:

1) углубление и развитие демократии;

2) совершенствование деятельности государственного аппарата;

3) расширение гласности;

4) повышение роли и активности политических партий;

5) учет общественного мнения. [11, c.18,21]. 


4.  СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Социальная система – это система отношений, сложившаяся и развивающаяся в обществе (отношения, связанные со здравоохранением, социальным обеспечением, отношения семьи и государства и др.). [11, c.21].

Статья 1 Конституции определяет Республику Беларусь как социальное государство.

Социальное государство  призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости, в целях обеспечения каждому человеку достойного существования.

Основные направления  социальной политики государства:

а) создание условий, дающих возможность личности обеспечить себе достойный уровень существования;

б) охрана труда и здоровья людей;

в) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Информация о работе Конституционный строй: понятие и его элементы