Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа
Конституционное право – основополагающая отрасль права, регули-рующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные черты конституционного строя……………………….…………5
2. Экономические основы конституционного строя………………….………8
3. Политические основы конституционного строя……………………….…..12
3.1 Суверенитет Республики Беларусь………………………………………...16
3.2 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.3 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь……………………………………………………………..…………………19
3.4 Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь……………………………………………………..…………………………22
4. Социальные основы конституционного строя……………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31
2) обеспечение верховенства Конституции по отношению к иным нормативным правовым актам («Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы» − ч.3 ст.7 Конституции Республики Беларусь);
3) признание приоритета общепризнанных принципов международного права по отношению к нормам национального законодательства (ч.1 ст.8 Конституции Республики Беларусь). Вместе с тем, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (ч.3 ст. 8 Конституции Республики Беларусь).
в) Разделение властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь).
Разделение властей в общем виде означает разграничение законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти. Органическое разделение государственной власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительно цельной и единой. Статья 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Подобное разделение единой государственной власти по видам деятельности на одном уровне в юридической литературе называется горизонтальное разделение властей. [7, c.36-37].
Унитарное государство –
это форма организации
1) единая конституция;
2) единая правовая система;
3) единая система высших органов государственной власти и управления;
4) единая судебная система;
5) единое гражданство.
В политико-юридическом плане особенностью унитарного государства является отсутствие права сецессии (отделения) у составляющих его административных единиц. [4, c.23].
Светское государство – это государство, в котором церковь отделена от государства, не существует государственной религии и не одно из религиозных вероучений не признается обязательным. Следует отметить, что в Конституции Республики Беларусь государство прямо и определенно не именуется светским в ст.1. Вместе с тем ст.16 Основного Закона содержит положение о равенстве всех религий перед законом, ст.31 – о свободе совести. Содержание данных статей Конституции раскрывается в Законе от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции Закона от 31 октября 2002 г. с изменениями и дополнениями. Исходя из анализа данного Закона можно сделать вывод, что Республика Беларусь – это светское государство, поскольку устанавливается, что:
1) религии и вероисповедания равны перед законом (ч.1 ст.6 указанного Закона);
2) идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан (ч.2 ст.6 указанного Закона);
3) государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций (ч.2 ст.8 указанного Закона);
4) национальная система образования в Республики Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ч.1 ст.9 указанного Закона).
Взаимоотношения государства
и религиозных организаций
Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.
В местах богослужений не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выполнения, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.
Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.
В целях защиты свободы совести Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. Таким органом до мая 2006 г. был Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. В мае 2006 г. в Республике Беларусь была введена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 № 891 было утверждено Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате. [7, c.38-39].
3.1
Суверенитет Республики
Суверенитет государства – это неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет государства – свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и с другими государствами. Суверенитет государства происходит от суверенитета народа. [7, c.39].
Обладание государственным суверенитетом – это не что иное, как верховенство и независимость государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики. Международным сообществом выработаны принципы цивилизованных отношений между государствами, которых они должны придерживаться.
Верховенство государственной власти – это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме положений демократической Конституции и естественного права. Верховенство власти означает ее единство в том смысле, что нет «двоевластия» другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа.
Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. [5, c.137].
Суверенитет государства осуществляют только высшие органы государственной власти, те, власть которых распространяется на всю территорию страны (Президент, Парламент, Правительство, суды). Каждый из органов этой власти осуществляет лишь частичку государственного суверенитета в рамках полномочий, отведенных им Конституцией и принятыми в ее развитие другими нормативными правовыми актами. [3, c.49].
Суверенитет Республики Беларусь проявляется в следующем:
1) Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, т.е. суверенитет распространяется на всю территорию Беларуси;
2) самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;
3) защищает свою независимость и территориальную целостность.
27 июля 1990 г. была принята Декларация «О государственном суверенитете Республики Беларусь», а Законом 25 августа 1991 г. № 1017-XII ей был придан статус конституционного закона. Основополагающие положения Декларации получили закрепление в действующей Конституции Республики Беларусь.
Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь. Правовое регулирование государственных символов Республики Беларусь осуществляется Законом от 3 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь». [7, c.40].
3.2 Административно-
В соответствии со ст. 9 Конституции территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.
Территория Беларуси едина и неотчуждаема.
Территория делится на
области, районы, города и иные административно-
Ныне действующий Закон
«Об административно-
Административно-
Административно-
Таким образом, понятие «административно-
Территория Республики Беларусь
как унитарного государства делится
только на административно-
Административно-
Значение административно-
Огромная важность административно-
В соответствии с административно-
Принципы административно-
1) сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
2) осуществления местными Советами
депутатов, исполнительными и распорядительными
органами своих полномочий в пределах
границ соответствующих административно-
3) равномерности, сбалансированности
и комплексности развития административно-
4) включения в состав территорий
более крупных административно-
5) примерного равенства размеров
территории и численности населения административно-
6) многообразия правовых статусов
административно-
7) гласности и учета общественного
мнения при решении вопросов административно-
Действующая система административно-
Характерными признаками
административно-
К административно-
3.3 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь
Важную роль в политической системе страны играют политические партии. Правовое положение политических партий в Республике Беларусь регулируется Законом от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. с изменениями и дополнениями.
Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Союзом (ассоциацией) политических партий является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представление и защиты общих законных интересов. Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями (ст. 1 Закона «О политических партиях»).
Информация о работе Конституционный строй: понятие и его элементы