Конституционный строй: понятие и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право – основополагающая отрасль права, регули-рующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные черты конституционного строя……………………….…………5
2. Экономические основы конституционного строя………………….………8
3. Политические основы конституционного строя……………………….…..12
3.1 Суверенитет Республики Беларусь………………………………………...16
3.2 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.3 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь……………………………………………………………..…………………19
3.4 Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь……………………………………………………..…………………………22
4. Социальные основы конституционного строя……………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая КП.docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

2) обеспечение верховенства Конституции по отношению к иным нормативным правовым актам («Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы» − ч.3 ст.7 Конституции Республики Беларусь);

3) признание приоритета общепризнанных принципов международного права по отношению к нормам национального законодательства (ч.1 ст.8 Конституции Республики Беларусь). Вместе с тем, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (ч.3 ст. 8 Конституции Республики Беларусь).

в) Разделение властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь).

Разделение властей в  общем виде означает разграничение  законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти. Органическое разделение государственной власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительно цельной и единой. Статья 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Подобное разделение единой государственной власти по видам деятельности на одном уровне в юридической литературе называется горизонтальное разделение властей. [7, c.36-37].


Унитарное государство –  это форма организации территориального государства, при которой в составе государства отсутствуют иные политико-государственные образования. Республика Беларусь является простым унитарным государством, поскольку не имеет в своем составе автономных образований. Для унитарного государства характерно:

1) единая конституция;

2) единая правовая система;

3) единая система высших органов государственной власти и управления;

4) единая судебная система;

5) единое гражданство.

В политико-юридическом плане  особенностью унитарного государства  является отсутствие права сецессии (отделения) у составляющих его административных единиц. [4, c.23].

Светское государство  – это государство, в котором  церковь отделена от государства, не существует государственной религии  и не одно из религиозных вероучений не признается обязательным. Следует отметить, что в Конституции Республики Беларусь государство прямо и определенно не именуется светским в ст.1. Вместе с тем ст.16 Основного Закона содержит положение о равенстве всех религий перед законом, ст.31 – о свободе совести. Содержание данных статей Конституции раскрывается в Законе от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции Закона от 31 октября 2002 г. с изменениями и дополнениями. Исходя из анализа данного Закона можно сделать вывод, что Республика Беларусь – это светское государство, поскольку устанавливается, что:

1) религии и вероисповедания равны перед законом (ч.1 ст.6 указанного Закона);

2) идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан (ч.2 ст.6 указанного Закона);

3) государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций (ч.2 ст.8 указанного Закона);

4) национальная система образования в Республики Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ч.1 ст.9 указанного Закона).

Взаимоотношения государства  и религиозных организаций регулируются Законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.


Религиозные организации  не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и  не оказывают им финансовой и иной поддержки.

В местах богослужений не допускается  использование государственной  символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выполнения, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.

Государство может строить  свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

В целях защиты свободы  совести Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. Таким органом до мая 2006 г. был Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. В мае 2006 г. в Республике Беларусь была введена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 № 891 было утверждено Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате. [7, c.38-39].

3.1  Суверенитет Республики Беларусь

Суверенитет государства  – это неотъемлемое свойство каждого  государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет государства – свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и с другими государствами. Суверенитет государства происходит от суверенитета народа. [7, c.39].

Обладание государственным  суверенитетом – это не что  иное, как верховенство и независимость государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики. Международным сообществом выработаны принципы цивилизованных отношений между государствами, которых они должны придерживаться.

Верховенство государственной  власти – это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме положений демократической Конституции и естественного права. Верховенство власти означает ее единство в том смысле, что нет «двоевластия» другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа.


Независимость государственной  власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные  акты, определять и поддерживать конституционный порядок. [5, c.137].

Суверенитет государства  осуществляют только высшие органы государственной власти, те, власть которых распространяется на всю территорию страны (Президент, Парламент, Правительство, суды). Каждый из органов этой власти осуществляет лишь частичку государственного суверенитета в рамках полномочий, отведенных им Конституцией и принятыми в ее развитие другими нормативными правовыми актами. [3, c.49].

Суверенитет Республики Беларусь проявляется в следующем:

1) Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, т.е. суверенитет распространяется на всю территорию Беларуси;

2) самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;

3) защищает свою независимость и территориальную целостность.

27 июля 1990 г. была принята  Декларация «О государственном  суверенитете Республики Беларусь», а Законом 25 августа 1991 г. № 1017-XII ей был придан статус конституционного закона. Основополагающие положения Декларации получили закрепление в действующей Конституции Республики Беларусь.

Символами Республики Беларусь как суверенного государства  являются Государственный флаг, Государственный  герб и Государственный гимн Республики Беларусь. Правовое регулирование государственных символов Республики Беларусь осуществляется Законом от 3 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь». [7, c.40].

3.2 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь

В соответствии со ст. 9 Конституции  территория Республики Беларусь является естественным условием существования  и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина  и неотчуждаема.

Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.


Ныне действующий Закон  «Об административно-территориальном  делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» принят 5 мая 1998 г. В ст. 1 Закона дано понятие административно-территориального деления.

Административно-территориальное  деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Административно-территориальное  устройство – это разделение территории государства на определенные части, в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства. [1, c.17].

Таким образом, понятие «административно-территориальное  устройство» употребляется в двух смыслах: как процесс деления территории государства и как состояние – результат этого деления.

Территория Республики Беларусь как унитарного государства делится  только на административно-территориальные  единицы. [3, c.158].

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (ч.1 ст. 3 Закона об административно-территориальном делении).

Значение административно-территориального устройства состоит в том, что  оно содействует реализации экономических  и политических задач государства, позволяет более рационально использовать природные ресурсы страны, приближает население к органам власти, расширяет демократию и позволяет гражданам участвовать в реальном управлении делами общества и государства.

Огромная важность административно-территориального устройства состоит в том, что в соответствии с ним строится вся система государственных органов управления и самоуправления в областях, районах, городах и т.д.

В соответствии с административно-территориальным  устройством строится вся система общественных объединений и политических партий. [3, c.158].

Принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь (ст. 2 Закона об административно-территориальном  делении):

1) сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;


2) осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

3) равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

4) включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

5) примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

6) многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

7) гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

Действующая система административно-территориальных  единиц сложилась в годы Советской власти и не претерпела каких-либо изменений.

Характерными признаками административно-территориальных единиц являются: четко очерченные границы, компактность, наименование, административный центр, в котором располагаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным  единицам в Республике Беларусь относятся  области, районы, сельсоветы, а также  города и поселки городского типа, в которых созданы местные  Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы. [3, c.160].

3.3  Правовой статус политических  партий в Республике Беларусь

Важную роль в политической системе страны играют политические партии. Правовое положение политических партий в Республике Беларусь регулируется Законом от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. с изменениями и дополнениями.

Политической партией  является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Союзом (ассоциацией) политических партий является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представление и защиты общих законных интересов. Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями (ст. 1 Закона «О политических партиях»).

Информация о работе Конституционный строй: понятие и его элементы