Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:06, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучение основных принципов деятельности Конституционного Суда РФ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и значение судебной системы России.
2. Проанализировать роль и место Конституционного Суда РФ в федеративном государстве на основе изучения практики его деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….стр. 2
1.1 Понятие и значение правового статуса судьи Конституционного суда РФ………………………………………………………………………....стр. 4
1.2 Состав, задачи и полномочия Конституционного Суда России….стр. 11
1.3 Понятие и виды конституционного судопроизводства…………...стр. 14
Заключение………………………………………………………………стр. 19
Список источников и литературы……………………………………...стр. 20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по ПО.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

  • Юридический факультет 
  • Кафедра  
    Содержание

     

    Введение………………………………………………………………….стр. 2

    1.1 Понятие и значение правового статуса судьи Конституционного суда РФ………………………………………………………………………....стр. 4

    1.2 Состав, задачи и полномочия Конституционного Суда России….стр. 11

    1.3 Понятие и виды конституционного судопроизводства…………...стр. 14

    Заключение………………………………………………………………стр. 19

    Список источников и литературы……………………………………...стр. 20

     

    Введение

     

    Проводимые в нашей  стране коренные преобразования в различных  сферах опираются и должны опираться на соответствующую законодательную базу. Ее ядро составляет Конституция РФ. Знание основополагающих конституционных принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны.

    Конституция важна и  необходима для современного государства  прежде всего потому, что в ней  закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

    Прочность конституционного строя в решающей степени зависит  от соблюдения конституции и прямо  пропорциональна законопослушности  граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угрозу для конституции. Угроза также исходит от превышения полномочий или злоупотребления со стороны должностных лиц или органов государства – главы государства, парламента, правительства. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость конституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опасность государственных переворотов, ущемления прав человека.

    Конституцией РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 1) декларируется курс на построение правового государства в России, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Паритетное (равное) сосуществование перечисленных ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный контроль. Опыт построения правовых государств показывает, что судебный конституционный контроль с наибольшей эффективностью может быть обеспечен специально предназначенным органом судебного конституционного контроля — Конституционным судом. Ныне в России действует Конституционный Суд РФ, учрежденный в 1994 г. Его полномочия, порядок образования и деятельности определены Конституцией РФ (ст. 125) и ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» от 12.07.1994 г.

    Объектом исследования выступают  конституционно-правововые отношения. Предмет исследования – теория и практика деятельности Конституционного Суда РФ.

    Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поэтому цель исследования – изучение основных принципов деятельности Конституционного Суда РФ.

    Задачи исследования:

    1. Изучить понятие и значение судебной системы России.

    2. Проанализировать роль и место Конституционного Суда РФ в федеративном государстве на основе изучения практики его деятельности.

    Методологической базой данной работы являются: логический метод; исторический метод; сравнительно-правовой метод.

    Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-юристов: Н.В. Витрука, В.Н. Галузо, Г.Ф. Шершеневича и др. Также при написании работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, литература юристов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.

     

    1.1 Понятие и значение правового статуса судьи Конституционного суда РФ

    Предпосылкой к осуществлению  судьями судебной власти является их единый правовой статус, закрепленный в нормах правовых актов. В учебной  юридической литературе правовой статус судей часто отождествляется  с их правовым положением1. Обычно под правовым статусом судей понимается совокупность их прав и обязанностей, порядок наделения их полномочиями (путем выборов или назначения), а также правовые гарантии, позволяющие судьям осуществлять свои полномочия в соответствии с законом.

    Правовой статус судей закреплен в Конституции РФ (ст. 119, 120, 121, 122, 124, 128). В ст. 120, 121, 122, 124 закреплены правовые гарантии, обеспечивающие осуществление судьями судебной власти. В ст. 128 (ч. 1-2) определен порядок назначения судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судей других федеральных судов. Часть 3 ст. 128 необходимо рассматривать как бланкетную норму, определяющую, что полномочия, порядок образования и деятельность вышеперечисленных судов устанавливается иными нормативными правовыми актами. Законом, специально предназначенным для определения статуса судей, является Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г.2, с последующими изменениями и дополнениями3.

    Судьи являются носителями судебной власти. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и руководствуются только Конституцией РФ. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

    Все судьи в России обладают единым статусом. Особенности правового  положения судей Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в России. К судье предъявляется ряд требований. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

    В соответствии с частью 1 ст. 128 Конституции  РФ судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Президента РФ. Данная конституционная норма детализирована в гл. II «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации» (ст. 8-19 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен только гражданин России, достигший возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8). То есть, в данном случае речь идет о целом ряде цензов (возрастном, образовательном и др.), чтобы обеспечить назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ лиц, действительно являющихся специалистами в области права. Как правило, это требование выполняется.

    Процедура назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ состоит из трех этапов: вначале управомоченные должностные лица и органы (депутаты и члены Федерального Собрания РФ, а также законодательные органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения) вносят Президенту РФ предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда РФ. Далее Президент РФ обращается в Совет Федерации Федерального Собрания РФ с представлением о назначении кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ. И, наконец, Совет Федерации Федерального Собрания РФ обязан рассмотреть вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней. Причем началом срока выступает момент получения представления Президента РФ.

    Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Кандидат считается назначенным  на должность судьи Конституционного Суда РФ, если при голосовании за его кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ (90 и более членов). Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, принимает присягу.

    Полномочия судей Конституционного Суда РФ сроком не ограничиваются. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

    Законом (ч. 1 ст. 17 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в редакции от 5 декабря 2001г.) предусмотрены два основания приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ: возбуждение уголовного дела в отношении судьи, либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; невозможность исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья. Что касается первого основания, то оно охватывается правовым институтом «должностной иммунитет судьи»4. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть также приостановлены и при временном ухудшении здоровья, не позволяющем ему осуществлять свои полномочия. При этом справедливо возникает вопрос, что нужно понимать под временным сроком. Вероятно, данную норму следует рассматривать как бланкетную и использовать нормы соответствующих отраслей законодательства.

    Полномочия судей  Конституционного Суда РФ могут не только приостанавливаться, но и прекращаться. Законом (ч. 1 ст. 18 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ», в редакции от 31.01.2001 г.5) установлен перечень оснований прекращения полномочий судей. Таких оснований 12: нарушения порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ; истечение срока полномочий судьи; личное письменное заявление судьи об отставке до истечения срока его полномочий; утрата судьей гражданства России; вынесенный в отношении судьи обвинительный приговор, вступивший в законную силу; совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью; неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; признание судьи безвестно или объявление судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу; смерть судьи.

    Основания прекращения  полномочий судей Конституционного Суда РФ, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 18 данного Закона («достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи»), п. 3 («личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи»), п. 9 («признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу»), а также ч. 2 ст. 18, образуют содержание правового института «отставка судьи».

    Эффективное исполнение судьями Конституционного Суда РФ своих  полномочий невозможно без комплекса  правовых средств, поименованных в  теории и в Законе (ст. 7, 13 и др. ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации») как гарантии. Базовой  статьей является ст. 7 «Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации». Отчасти данная статья имеет декларативный характер и большинство ее норм следует рассматривать как бланкетные, ибо материальное, финансовое обеспечение деятельности органов государства, в том числе и Конституционного Суда РФ, урегулированы нормами иных отраслей права (гражданского, трудового, финансового).

    К числу правовых гарантий, специально предназначенных  для обеспечения деятельности судей  Конституционного Суда РФ необходимо отнести следующие: независимость (ст. 13), несменяемость (ст. 14), неприкосновенность (ст. 15, в ред. ФКЗ РФ от 5.12.2001 г.), равенство прав (ст. 16). Независимость судьи Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

    Материальные  гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ, связанные с оплатой его  труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, принадлежащего ему и членам его семьи имущества, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством России для судей иных высших федеральных судов. В случаях если другими нормативными правовыми актами предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, то применяются положения таких нормативных правовых актов.

    Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи  Конституционного Суда РФ могут быть прекращены или приостановлены не иначе  как в порядке и по основаниям, установленным законом.

    Информация о работе Конституционный суд РФ