Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:06, реферат
Цель исследования – изучение основных принципов деятельности Конституционного Суда РФ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и значение судебной системы России.
2. Проанализировать роль и место Конституционного Суда РФ в федеративном государстве на основе изучения практики его деятельности.
Введение………………………………………………………………….стр. 2
1.1 Понятие и значение правового статуса судьи Конституционного суда РФ………………………………………………………………………....стр. 4
1.2 Состав, задачи и полномочия Конституционного Суда России….стр. 11
1.3 Понятие и виды конституционного судопроизводства…………...стр. 14
Заключение………………………………………………………………стр. 19
Список источников и литературы……………………………………...стр. 20
Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, заключен под стражу, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья Конституционного Суда РФ, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Должностное лицо, произведшее задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, который в течение двадцати четырех часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой уголовно-процессуальной меры принуждения или об отказе в даче согласия. Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным Судом РФ решение.
Судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда РФ имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ или в заседаниях палаты Конституционного Суда РФ, в состав которой он входит. За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного Суда РФ по решению Конституционного Суда РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения или прекращения полномочий судьи. Обращаем внимание на эту законодательную новеллу (ч. 3 ст. 15, в ред. ФКЗ РФ от 5.12.2001 г.), которая фактически предусматривает еще одно основание прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, что противоречит части 1 ст. 18 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде РФ».
1.2 Состав, задачи и полномочия Конституционного Суда России
Конституцией РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 1) декларируется курс на построение правового государства в России, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Паритетное (равное) сосуществование перечисленных ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный контроль. Опыт построения правовых государств (Федеративная Республика Германия, Австрия6 и др.) показывает, что судебный конституционный контроль с наибольшей эффективностью может быть обеспечен специально предназначенным органом судебного конституционного контроля — Конституционным судом.
Ныне в России действует Конституционный Суд РФ, учрежденный в 1994 г. Его полномочия, порядок образования и деятельности определены Конституцией РФ (ст. 125) и ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» от 12.07.1994 г.7, с последующими изменениями и дополнениями8.
Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
В составе Конституционного Суда РФ 19 судей. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. Председатель и заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседаниях палаты. В состав Конституционного Суда РФ входят Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ.
К полномочиям Конституционного Суда РФ относятся следующие:
1) разрешение дел о соответствии
Конституции РФ: федеральных законов
РФ, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации ФС РФ, Государственной
Думы ФС РФ, Правительства РФ;
конституций (уставов)
2) разрешение споров о
3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;
4) толкование Конституции РФ;
5) дача заключения о соблюдении
установленного порядка выдвиже
6) законодательная инициатива.
Конституционный Суд РФ обладает и другими полномочиями. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Определенная специфика
- руководить подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывать их и председательствовать на них;
- вносить на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
- осуществлять представительские функции, а также общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ.
Перечень полномочий Председателя Конституционного Суда РФ определен законом не исчерпывающим образом. В случае невозможности исполнения Председателем Конституционного Суда РФ своих полномочий их исполнение возлагается на его заместителя.
Судья-секретарь
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ. Такой Регламент был принят Конституционным Судом РФ 1 марта 1995 г.9 Регламент структурно состоит из 10 глав и 70 параграфов. В этом подзаконном нормативном правовом акте упоминаются и фактически отождествляются два термина: «аппарат Конституционного Суда РФ» и «Секретариат Конституционного Суда РФ», роль которого в осуществлении конституционного судопроизводства трудно переоценить. Организация и порядок деятельности аппарата Конституционного Суда РФ регламентируются Положением о Секретариате Конституционного Суда РФ и о его структурных подразделениях, а также в Правилах внутреннего трудового распорядка (§65). Указанные подзаконные нормативные правовые акты вообще не публиковались. Одно из структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда РФ именуется как «Управление конституционных основ административного права».
1.3 Понятие и виды конституционного судопроизводства
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Судебным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст. 1 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Что принято понимать под конституционным судопроизводством? В учебной юридической литературе, в первую очередь по курсу «Правоохранительные органы», это понятие не раскрывается. Лишь в специальной учебной юридической литературе, посвященной вопросам организации и деятельности Конституционного Суда РФ, предприняты попытки определить данное понятие. Так, Н.В. Витрук предлагает рассматривать вопросы конституционного судопроизводства в рамках самостоятельной отрасли права — «судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство)». Он справедливо отмечает, что конфликты в процессе реализации норм конституционного права требуют специфических процессуальных форм разрешения.
Судопроизводство в
Конституционный суд решает вопросы права с позиций Конституции РФ как основного закона государства. В ходе конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ воздерживается от установления фактических обстоятельств дела, что является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции или других компетентных государственных органов10. К сожалению, изложенные суждения не обобщены, не определено понятие «конституционное судопроизводство», как это можно было бы предполагать, исходя их характера публикации, приведенной здесь в качестве примера.
Понятие «конституционное судопроизводство» можно определить следующим образом. Конституционное судопроизводство - это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ иных законов и подзаконных нормативных правовых актов, по разрешению споров между органами государственной власти, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории России.
К существенным признакам, позволившим определить понятие «конституционное судопроизводство», относится и порядок производства по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ. Порядок производства включает определенную совокупность действий, обладающую свойством системности, т.е. объединения их в относительно самостоятельные и сменяющие друг друга этапы, названные Н.В. Витруком стадиями конституционного судопроизводства.
Н.В. Витрук предлагает выделить следующие стадии конституционного процесса:
1) внесение обращений в
2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;
3) принятие обращения
4) подготовка к судебному
5) судебное разбирательство (
6) совещание, голосование и
7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционного суда;
8) исполнение решений
В целом разбивка всего конституционного судопроизводства на отдельные этапы является правомерным и логичным приемом. Вне рамок этого производства не может быть каких-либо конкретных действий. Однако в предложенном Н.В. Витруком перечне допускается подмена этапов конституционного судопроизводства поводами к возбуждению судопроизводства (см. п. 1), видами решений (п. 3) и т.д. Любое судопроизводство, в том числе и конституционное, предполагает наличие повода и оснований. Именно с наличием повода (факта обращения в Конституционный Суд РФ), и следует увязывать начало первой стадии конституционного судопроизводства, которую можно условно назвать стадией возбуждения производства. Завершается первая стадия принятием одного из двух решений: принять обращение к производству (ст. 42) или отказать в принятии обращения к рассмотрению (ст. 43). В случае принятия решения в соответствии со ст. 43 дальнейшее судопроизводство прекращается и последующие стадии не наступают. Поэтому стадию возбуждения производства мы называем первой стадией, чтобы подчеркнуть ее обязательный характер. Данная стадия присуща всем видам конституционного судопроизводства.
Далее следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству. Ее начало связано с моментом обязательной регистрации, поступающих обращений в Конституционный Суд РФ, о чем сказано в части 1 ст. 40 рассматриваемого Закона.
Следующая стадия — стадия судебного разбирательства, которая начинается с момента открытия председательствующим заседания Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 57). Завершается стадия судебного разбирательства провозглашением решения (ст. 77), а при необходимости - и одновременным разъяснением принятого решения (ст. 83). Две выше указанные стадии были выделены в качестве таковых и Н.В. Витруком, но он рассматривает отдельные этапы стадии судебного разбирательства как самостоятельные стадии (см. п. 6-7). Представляется, что более совершенным была бы разбивка стадии судебного разбирательства на несколько этапов.
И, наконец, завершающей стадией конституционного судопроизводства следует считать стадию исполнения решения (ст. 78-82). Таким образом, мы имеем всего четыре стадии, одна из которых (стадия судебного разбирательства) может быть подразделена на несколько этапов.
В определенном понятии «конституционное
судопроизводство» к