Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:06, контрольная работа
Главным содержанием политики московских князей, начиная со второй половины XV в. были объединение русских земель, создание и укрепление основ единого государства. Необходима была не только систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа.
Поэтому в конце XV в., когда все области северо-восточной Руси собрались вокруг Москвы, ликвидация удельных княжеств и военные победы позволили Ивану III заняться укреплением политических, правовых и идеологических основ единого Русского государства. Итогом этой работы стало принятие Судебника 1497 г.
ЗАДАНИЕ 1. Судебник 1497г
Общая характеристика Судебника 1497 г....................................................3
Гражданское право.........................................................................................6
Обязательственное право...................................................................6
Право собственности..........................................................................7
Наследственное право........................................................................8
Уголовное право..........................................................................................9
Суд и процесс................................................................................................16
ЗАДАНИЕ 2. Государственный строй России в начале XX в.
«Булыгинская» Дума....................................................................................20
Манифест 17 октября 1905 г........................................................................24
Порядок формирования и компетенция Государственной Думы...........26
Общая характеристика «Основных государственных законов»
1906 г. ............................................................................................................28
ЗАДАНИЕ 3.
Ситуационное задание 1...............................................................................30
Ситуационное задание 2...............................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................32
Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом. В Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. Дума могла распускаться досрочно решением императора. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий. Государственная Дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный Совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.
Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть, власть управления также принадлежала императору во всем объеме, но законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным Советом и Государственной Думой. Никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Но, статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. После открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.
Не подлежали обсуждению Государственной Думой и Государственным Советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.
Депутаты должны были избираться
«избирательными собраниями»
Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых землевладельческой и городской курий - двухстепенные. Вначале выбирались выборщики, а затем уже члены Государственной Думы. Для рабочей курии трехстепенные: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании. Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).
Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрёшенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины — все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).
Сложной была система распределения числа выборщиков по куриям. В результате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорские классы. При помощи этой махинации с выборщиками голос помещика равнялся 3 голосам городских избирателей, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих.
Выборы в Государственную Думу проходили в феврале - марте 1906 г. Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).
Всего было избрано 499 депутатов (из них 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать). По уровню образования: с высшим образованием 42 %, средним - 14 %, низшим - 25 %, домашним - 19 %, неграмотных - 2 человека. Были избраны: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий. При этом 111 членов занимали выборные должности по земскому или городскому самоуправлению.
В партийном составе Думы к концу ее работы значилось 176 кадетов, 102 трудовика, 23 социалиста-революционера, 2 от партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов, 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 от партии демократических реформ, 100 беспартийных.
Председателем
был избран кадет С. А. Муромцев. Товарищами председателя стали
князь П. Д. Долгоруков и Н. А.
С самого начала работы большинство Государственной Думы было настроено на резкую борьбу с правительством. Центральным вопросом был аграрный. Кадеты выдвинули идею «принудительного отчуждения» помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную Думу законопроект за подписью 42 депутатов («проект 42-х»), предлагавший дополнительное наделение крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке».
Фракция Трудовой группы выступила 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104-х»), в котором требовала отчуждения помещичьих и других частновладельческих земель, превышающих "трудовую норму", создание "общенародного земельного фонда" и введения уравнительного землепользования по "трудовой норме". Практическое решение вопроса предполагалось передать избираемым всеобщим голосованием местным земельным комитетам. Правительство на заседании 7-8 июня приняло решение распустить Государственную думу в случае нагнетания напряжённости вокруг аграрного вопроса.
8 июня 33 депутата внесли еще один проект Основного земельного закона, в основу были положены взгляды эсеров, требовавшие немедленного уничтожения частной собственности на землю и перехода в общенародное достояние. Государственная дума отказалась обсуждать «проект 33-х», как «ведущий к черному переделу».
В целом I Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни и об ассигновании 15 млн. рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли. 20 июня правительство выступило с заявлением, в котором категорически высказывалось за неприкосновенность частновладельческих земель.
Указом
8 июля Государственная дума
С роспуском Думы
произошли изменения в составе
правительства. 8 июля 1906 года председателем
Совета министров назначается
П.А. Столыпин с сохранением
за ним поста министра
Манифест ознаменовал первую победу революции 1905 - 1907 гг. В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12 - 18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн. человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.
Николай обратился за помощью к С. Ю. Витте. Был подготовлен Манифест. Витте считал, что конституционные уступки единственное средство, что бы сохранить самодержавие. Вдохновитель реформы, премьер-министр Сергей Витте, охарактеризовал свое детище сдержанно: «Манифест 17 октября предотвратил немедленную катастрофу, но не явился радикальным лекарством». В коротком документе (манифест, без вступления, занимал примерно половину страницы) было обещано:
Россия получила шанс перейти от самодержавной формы правления к конституционной монархии, либерализации политического режима. В результате принятия манифеста Государственной Думой были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.
19 октября была проведена
централизация высшей
21 октября правительство
объявило вынужденную
Обнародование манифеста не принесло стабилизации, а наоборот, сопровождалось новой вспышкой антиправительственных беспорядков с одной стороны, и черносотенных погромов - с другой. Примерно через два месяца революция пошла на спад, но волнения продолжались еще долго.
Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч.
3-го ноября был
издан манифест, обращавшийся
к крестьянам с призывом
Манифест 17 октября нельзя считать счастливым приобретением для России и не только из-за того, что гражданскими свободами оппозиция воспользовалось для усиления борьбы с самодержавием, что привело только к новой крови (хотя бы при подавлении восстания в Москве в декабре 1905 года), но и потому, что сама власть не знала и не понимала, что такое парламентаризм, политические партии и общественное мнение в условиях свободы печати. Россия по воле Николая II вошла в качественно иное государственное состояние, будучи абсолютно к этому не готовой. И император ничего не сделал для того, чтобы его министры научились работать в новых условиях, которые он же им и создал.
Официально народное
представительство в России
Информация о работе Контрольная работа по "История государства и права России"