Контрольная работа по "История государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Главным содержанием политики московских князей, начиная со второй половины XV в. были объединение русских земель, создание и укрепление основ единого государства. Необходима была не только систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа.
Поэтому в конце XV в., когда все области северо-восточной Руси собрались вокруг Москвы, ликвидация удельных княжеств и военные победы позволили Ивану III заняться укреплением политических, правовых и идеологических основ единого Русского государства. Итогом этой работы стало принятие Судебника 1497 г.

Содержание работы

ЗАДАНИЕ 1. Судебник 1497г
Общая характеристика Судебника 1497 г....................................................3
Гражданское право.........................................................................................6
Обязательственное право...................................................................6
Право собственности..........................................................................7
Наследственное право........................................................................8
Уголовное право..........................................................................................9
Суд и процесс................................................................................................16
ЗАДАНИЕ 2. Государственный строй России в начале XX в.
«Булыгинская» Дума....................................................................................20
Манифест 17 октября 1905 г........................................................................24
Порядок формирования и компетенция Государственной Думы...........26
Общая характеристика «Основных государственных законов»
1906 г. ............................................................................................................28
ЗАДАНИЕ 3.
Ситуационное задание 1...............................................................................30
Ситуационное задание 2...............................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................32

Файлы: 1 файл

ВСё.docx

— 87.82 Кб (Скачать файл)

Однако, проект законосовещательной  думы уже никого не удовлетворял, тем  более что революция ширилась, на ее сторону стали переходить военные  части. В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится  политическая чаша весов, Николаю II ничего другого не оставалось, как объявить Манифест 17 октября 1905 г., которым подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.

Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с  подъемом революционных настроений в обществе. При этом контроль над  Думой было решено осуществлять через  избирательное законодательство.

20 февраля 1906 года вышло  «Учреждение Государственной думы», в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.

Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были не подотчетны избирателям, их отстранение осуществлялось Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный Совет.          

Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о Государственном Совете, который был реформирован, и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора. Половину реформированного Государственного Совета составляли выборные члены, половину - члены «по высочайшему назначению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

Как известно из манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента. 

К предмету ведения Государственной  думы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов  и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или  отмену; рассмотрение государственной  росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств  и главных управлений (кроме кредитов на расходы Министерства иностранных  дел в суммах, не превышавших росписи  на 1906 года, платежей по государственным  обязательствам и ряду других расходов), а также отчёта государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных  доходов и имуществ, о постройке  казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях (когда испрашивались  изъятия из действующего законодательства); дела, вносимые на рассмотрение Государственной  Думы Высочайшими повелениями; сметы  и раскладки земских повинностей (в местностях, где не введены  земские учреждения) и о повышении  земского и городского обложения.

Государственная дума могла  обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также  обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению». Министры должны были быть выслушаны в Государственной Думе каждый раз, когда они об этом заявляли. Законопроекты вносились в Государственную Думу министрами, комиссиями Государственной Думы или поступали из Государственного Совета.

В перерывах между заседаниями  Государственной думы законодательные  функции передавались императору, с  тем чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний  Государственной Думы (в случае непредставления  закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная дума либо Государственный совет (статья 87-я Основных законов).

 

        1. Общая характеристика «Основных государственных законов» 1906 г.

Законодательный акт, подытоживший реформу государственного строя России 1905-1906 и ставший конституцией Российской империи В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Совета и был издан взамен Основных законов 1832г. Пересмотр Основных законов состоялся в соответствии с государственным мнением, выработанным Царскосельским Совещанием под председательством императора.

Основные законы Российской империи по праву называют неписаной  Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень  схоже, в схематическом плане, с  содержанием конституции. Данная конституция  заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым  император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа была взята  конституция Пруссии 1850 г.

Утверждённый 23 апреля 1906 г. документ состоял из вводной части  и пяти глав (82 статьи): О существе верховной самодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном  Совете и Государственной Думе и  образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих  отдельными частями.

Первые статьи говорили о  единстве и нераздельности России и  об обязательности употребления русского языка в гос. и общественных учреждениях, если особые законы не постановляют иного. Устанавливалось, что Финляндия составляет «нераздельную часть» Российского государства, но во внутренних делах управляется самостоятельно. Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Совета и Думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Говорилось о сохранении силы статей предшествующих Основных законов о господствующем положении  православной церкви, престолонаследии, регентстве, императорском титуле, гос. гербе и императорской семье. Положение о ней император мог пересматривать единолично, не меняя при этом др. законов и не увеличивая гос. расходов.  

Вторая (в кодифицированном тексте восьмая) глава (отсутствовавшая в Основных законах 1832) была посвящена принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воинская повинность ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги ст.29); определены права подданных (ст. 30 - касаются гарантий, предоставленных в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища); ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; ст. 39 признает свободу вероисповедания.

Глава "О Государственном  Совете и Государственной Думе и  образе их действий" в общих чертах говорила о составе законодательных  палат, сроке их полномочий, праве  императора на досрочный роспуск, их равных законодательных правах, наличии  у них законодательной инициативы, права запросов министрам о незаконных действиях их самих и их подчиненных. Указывалось, что законопроекты, не принятые одной из палат, признаются отклоненными (87-я статья в кодифицированном тексте).            

Совету и Думе при рассмотрении бюджета воспрещалось сокращать  платежи по гос. долгу и расходы  на придворное ведомство ниже размера, установленного бюджетом 1906 г. Устанавливалось, что при отсутствии утвержденного  бюджета действует предшествующий с изменениями, вызванными новыми законами. Закреплялось право императора без  участия палат ассигновывать  средства на военные действия и непосредственную подготовку к ним. Предусматривалось, что займы заключаются с согласия палат, кроме случаев отсутствия утвержденного бюджета или необходимости покрытия военных расходов. Устанавливалось, что при не утверждении закона о численности контингента призывников император имеет право определить его своим указом, не превышая контингент предшествующего года. 

Правительству была посвящена  пятая (в кодифицированном тексте одиннадцатая) глава "О Совете министров, министрах  и главноуправляющих отдельными частями". Она возлагала объединение действий министров «по предметам законодательства и высшего государственного управления» на Совет министров. Подтверждалась подзаконность постановлений Совета, отдельных министров и подчиненных им властей. Объявлялось об ответственности министров перед императором за «общий ход государственного управления», а каждого в отдельности - за свои действия. Закреплялся порядок привлечения пред. Совета министров и министров к ответственности за преступления по должности.

В заключении следует отметить, что важным этапом в переходе России к цивилизованным формам государственности  явился акт Временного правительства  от 1 сентября 1917 г., в котором Россия объявлялась республикой. Однако первая Конституция России как Основной  Закон была принята только после Октябрьской революции 1917 года.

Ситуационное  задание 1

Во время церковной  службы к царю Алексею Михайловичу  обратился боярин князь Юрий Алексеевич Долгорукий с просьбой срочно принять его для обсуждения очень важного сообщения о готовящейся государственной измене. К каким последствиям могло привести это обращение в соответствии с Соборным Уложением 1649 года?

Какой могла быть судьба князя  Ю. Долгорукого, если бы он умолчал  о готовящейся измене.

Ответ:

1глава Уложения гласит:

8. А в церкви во время  церковнаго пения, государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

9. А будет кто, забыв  страх Божии, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.

Глава 2-я:

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем.

19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государю и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам и приказным людем, про то не известит, а государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.

 

 

Ситуационное  задание 2

Мог ли мировой судья в  ХIХ в. принимать решения о следующих наказаниях:

а) штраф в размере 300 руб.;

б) штраф в размере 1 тыс. руб.;

в) арест сроком на 3 месяца;

г) арест сроком на 6 месяцев;

д) тюремное заключение сроком на 1 год;

е) тюремное заключение сроком на 3 года.

Ответы: а, в, д.

Для  разбора  мелких  уголовных,  гражданских  дел учреждался  институт  выборных  мировых  судей.  Мировой  судья   единолично рассматривал дела по обвинению в преступлениях, за совершение которых  могло быть определено одно из следующих наказаний:  замечание,  выговор,  денежное взыскание  на сумму не  свыше  300  рублей,  арест  на  срок  не  свыше  трех месяцев,  заключение  в  тюрьму  на  срок  до  одного  года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова, 2005. - 3-е изд., Ч. I
  2. Исаев И.А. История государства и права России /  Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996.
  3. История государства и права России Учебник /Под ред. Ю. П. Титова — М «Проспект», 2000.
  4. Отечественное законодательство XI-XX вв.: Пособие для семинаров. / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2000. - Ч. I
  5. Российское законодательство X-XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1986. - Т.2.
  6. Беляев И.Д. История русского законодательства. - СПб., 1999.
  7. Развитие русского права в  XV- в первой пол. XVII в. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1986.
  8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. - М., 1993.
  9. Тихомиров М.Н. Российское государство в  XV-XVII вв.- М., 1973.
  10. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. - М., 1960.
  11. Тихонов А. И. История отечественного государства и права. М., 2003 
  12. Хрестоматия по истории государства и права / Составитель Ю. П. Титов. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  13. Зуев М. И. История России. – М.: Дрофа, 2005.
  14. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа.- М.: Юрид. лит., 1991.

 


Информация о работе Контрольная работа по "История государства и права России"