Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:06, контрольная работа
Главным содержанием политики московских князей, начиная со второй половины XV в. были объединение русских земель, создание и укрепление основ единого государства. Необходима была не только систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа.
Поэтому в конце XV в., когда все области северо-восточной Руси собрались вокруг Москвы, ликвидация удельных княжеств и военные победы позволили Ивану III заняться укреплением политических, правовых и идеологических основ единого Русского государства. Итогом этой работы стало принятие Судебника 1497 г.
ЗАДАНИЕ 1. Судебник 1497г
Общая характеристика Судебника 1497 г....................................................3
Гражданское право.........................................................................................6
Обязательственное право...................................................................6
Право собственности..........................................................................7
Наследственное право........................................................................8
Уголовное право..........................................................................................9
Суд и процесс................................................................................................16
ЗАДАНИЕ 2. Государственный строй России в начале XX в.
«Булыгинская» Дума....................................................................................20
Манифест 17 октября 1905 г........................................................................24
Порядок формирования и компетенция Государственной Думы...........26
Общая характеристика «Основных государственных законов»
1906 г. ............................................................................................................28
ЗАДАНИЕ 3.
Ситуационное задание 1...............................................................................30
Ситуационное задание 2...............................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................32
Однако, проект законосовещательной думы уже никого не удовлетворял, тем более что революция ширилась, на ее сторону стали переходить военные части. В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится политическая чаша весов, Николаю II ничего другого не оставалось, как объявить Манифест 17 октября 1905 г., которым подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.
Манифест 17 октября 1905 года
существенно расширил полномочия Думы.
Царь вынужден был считаться с
подъемом революционных настроений
в обществе. При этом контроль над
Думой было решено осуществлять через
избирательное
20 февраля 1906 года вышло «Учреждение Государственной думы», в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.
Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были не подотчетны избирателям, их отстранение осуществлялось Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный Совет.
Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о Государственном Совете, который был реформирован, и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора. Половину реформированного Государственного Совета составляли выборные члены, половину - члены «по высочайшему назначению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
Как известно из манифеста,
первоначально предполагался
К предмету ведения Государственной
думы отнесены законодательные предположения,
требовавшие издания законов
и штатов, их изменение, дополнение,
приостановление их действия или
отмену; рассмотрение государственной
росписи доходов и расходов вместе
с финансовыми сметами
Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению». Министры должны были быть выслушаны в Государственной Думе каждый раз, когда они об этом заявляли. Законопроекты вносились в Государственную Думу министрами, комиссиями Государственной Думы или поступали из Государственного Совета.
В перерывах между заседаниями Государственной думы законодательные функции передавались императору, с тем чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Государственной Думы (в случае непредставления закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная дума либо Государственный совет (статья 87-я Основных законов).
Законодательный акт, подытоживший реформу государственного строя России 1905-1906 и ставший конституцией Российской империи В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Совета и был издан взамен Основных законов 1832г. Пересмотр Основных законов состоялся в соответствии с государственным мнением, выработанным Царскосельским Совещанием под председательством императора.
Основные законы Российской империи по праву называют неписаной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа была взята конституция Пруссии 1850 г.
Утверждённый 23 апреля 1906 г.
документ состоял из вводной части
и пяти глав (82 статьи): О существе
верховной самодержавной
Первые статьи говорили о единстве и нераздельности России и об обязательности употребления русского языка в гос. и общественных учреждениях, если особые законы не постановляют иного. Устанавливалось, что Финляндия составляет «нераздельную часть» Российского государства, но во внутренних делах управляется самостоятельно. Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Совета и Думы и воспринять силу без утверждения государем императором».
Говорилось о сохранении силы статей предшествующих Основных законов о господствующем положении православной церкви, престолонаследии, регентстве, императорском титуле, гос. гербе и императорской семье. Положение о ней император мог пересматривать единолично, не меняя при этом др. законов и не увеличивая гос. расходов.
Вторая (в кодифицированном тексте восьмая) глава (отсутствовавшая в Основных законах 1832) была посвящена принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воинская повинность ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги ст.29); определены права подданных (ст. 30 - касаются гарантий, предоставленных в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища); ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; ст. 39 признает свободу вероисповедания.
Глава "О Государственном
Совете и Государственной Думе и
образе их действий" в общих чертах
говорила о составе законодательных
палат, сроке их полномочий, праве
императора на досрочный роспуск, их
равных законодательных правах, наличии
у них законодательной
Совету и Думе при рассмотрении
бюджета воспрещалось сокращать
платежи по гос. долгу и расходы
на придворное ведомство ниже размера,
установленного бюджетом 1906 г. Устанавливалось,
что при отсутствии утвержденного
бюджета действует
Правительству была посвящена пятая (в кодифицированном тексте одиннадцатая) глава "О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями". Она возлагала объединение действий министров «по предметам законодательства и высшего государственного управления» на Совет министров. Подтверждалась подзаконность постановлений Совета, отдельных министров и подчиненных им властей. Объявлялось об ответственности министров перед императором за «общий ход государственного управления», а каждого в отдельности - за свои действия. Закреплялся порядок привлечения пред. Совета министров и министров к ответственности за преступления по должности.
В заключении следует отметить, что важным этапом в переходе России к цивилизованным формам государственности явился акт Временного правительства от 1 сентября 1917 г., в котором Россия объявлялась республикой. Однако первая Конституция России как Основной Закон была принята только после Октябрьской революции 1917 года.
Ситуационное задание 1
Во время церковной службы к царю Алексею Михайловичу обратился боярин князь Юрий Алексеевич Долгорукий с просьбой срочно принять его для обсуждения очень важного сообщения о готовящейся государственной измене. К каким последствиям могло привести это обращение в соответствии с Соборным Уложением 1649 года?
Какой могла быть судьба князя Ю. Долгорукого, если бы он умолчал о готовящейся измене.
Ответ:
1глава Уложения гласит:
8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.
9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.
Глава 2-я:
18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем.
19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государю и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам и приказным людем, про то не известит, а государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.
Ситуационное задание 2
Мог ли мировой судья в ХIХ в. принимать решения о следующих наказаниях:
а) штраф в размере 300 руб.;
б) штраф в размере 1 тыс. руб.;
в) арест сроком на 3 месяца;
г) арест сроком на 6 месяцев;
д) тюремное заключение сроком на 1 год;
е) тюремное заключение сроком на 3 года.
Ответы: а, в, д.
Для разбора мелких уголовных, гражданских дел учреждался институт выборных мировых судей. Мировой судья единолично рассматривал дела по обвинению в преступлениях, за совершение которых могло быть определено одно из следующих наказаний: замечание, выговор, денежное взыскание на сумму не свыше 300 рублей, арест на срок не свыше трех месяцев, заключение в тюрьму на срок до одного года.
Список литературы
Информация о работе Контрольная работа по "История государства и права России"