Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения.

Содержание работы

Вопрос 1. В чем заключается самостоятельность и специфика конституционного права России, его существенные качества, виды и особенности конституционно-правовых норм и институтов; укажите основные источники конституционного права. Обоснуйте ответ, приведите примеры……………………… 4
Вопрос 2. Политические, экономические, социальные, духовные основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления………………………………………………………….. 6
Вопрос 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ, конституционные права, свободы и обязанности человека. Обоснуйте ответ, приведите примеры из практики своего региона……………………………………………..………………… 9
Вопрос 4. Принципы гражданства Российской Федерации:
порядок приобретения и прекращения гражданства, правовой
статус беженцев и вынужденных переселенцев. Обоснуйте ответ,
приведите примеры из практики своего региона…………………. 11
Вопрос 5. Становление и развитие федеративного устройства в России, его принципы, особенности, отличительные признаки; специфика федерализма как формы государственного устройства. Обоснуйте ответ, приведите примеры из практики своего региона………………………………………..……………………… 17
Вопрос 6. Механизм государства, система и специфические признаки органов государства: компетенция и структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правовая основа их деятельности. Обоснуйте свой ответ, приведите примеры……...…………..................................................................... 20
Вопрос 7. Конституционно-правовые основы современной концепции местного самоуправления: правовые, экономические и территориальные принципы местного самоуправления………….. 28
Вопрос 8. Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента:
развитие законодательства о выборах Президента России, активное
и пассивное избирательное право на выборах, назначение выборов,
выдвижение и регистрация кандидатов. Обоснуйте ответ, приведите
примеры………………………………………………………………. 33
Вопрос 9. Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование, порядок подготовки и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации; порядок финансирования выборов и защиты нарушенных прав избирателей. Обоснуйте ответ, приведите примеры из практики своего региона……………………………… 36
Вопрос 10. Принципы проведения в РФ выборов и референдума: всеобщность, равноправие, свобода участия, комиссии. Классификация выборов, институт референдума; роль избирательной системы Российской Федерации в становлении российской государственности.
Обоснуйте ответ, приведите примеры из практики своего региона.
40
Список используемой литературы……………………………………………………… 47

Файлы: 1 файл

КП России(контрольная).doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

–дотационность большинства субъектов федерации, а, следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;

–авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;

–неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым - социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан.

Учет перечисленных особенностей российского федерализма представляет собой непременное условие позитивного  решения проблем, связанных с  совершенствованием взаимоотношений центр - регионы в публичной сфере.

Специфика российского федерализма определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Для российского федерализма характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов.

Все больше исследователей и политиков  полагают, что реальный российский федерализм должен представлять собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большую передачу властных функций и финансов для их выполнения из центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию полномочий и использование средств.

Демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие. По убеждению автора, возрождению российского федерализма будет способствовать демократизация политического режима и активизация гражданского общества.

 

 

Вопрос 6. Механизм государства, система и специфические признаки органов государства: компетенция и структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правовая основа их деятельности. Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ: Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства — провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что  законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган — это  часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется  в распределении, разграничении  компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной  власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Ветвь власти

Органы власти

Особенности формирования

Правомочия

Законодательная

Двухпалатное Федеральное Собрание РФ: верхняя палата-Совет Федерации, нижняя -Государственная Дума. В  субъектах РФ -государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д.

Выборность на основе всеобщего  избирательного права

Право принимать законы, бюджеты, осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью

Исполнительная

Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д. В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства; администрации, мэрии, их органы управления, департаменты.

Путем назначений

Право организовать исполнение законов, а также вести управление сферами  и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства.

Судебная

Конституционный суд РФ, Верховный  суд РФ, Высший Арбитражный суд  РФ, федеральные суды

Отбор кандидатов на должность судьи  осуществляется на конкурсной основе. Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка.

Право на осуществление уголовного, гражданского, конституционного и административного  судопроизводства.




Осуществление принципа разделения властей  в Российской Федерации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодатель

 

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание РФ-это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый на основе выборов.

Российский парламент-Федеральное  Собрание-состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Палаты Федерального Собрания РФ: особенности формирования и их полномочия:

-Государственная Дума (Нижняя палата);

-Совет Федерации (Верхняя палата).

Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны на 5 лет. Все 450 депутатов  избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

В него входят по два представителя  от каждого субъекта РФ: один представитель  от законодательного и один — от исполнительного органа власти.

Порядок формирования Совета Федерации  регулируется федеральным законодательством:

-принятие законов;

-ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов;

-выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

-решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ;

-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

-утверждение изменения границ между субъектами РФ;

-утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

-решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России;

-назначение выборов Президента РФ;

-отрешение Президента РФ от должности;

-назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ;

-назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

-назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

-объявление амнистии;

-выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

-внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе;

-обращение в Конституционный суд РФ;

-назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

-назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной избирательной комиссии;

-ратификация и денонсация международных договоров, и международная деятельность;

-обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов; о не вступивших в силу международных договорах;

о толковании Конституции РФ и т. д.

Исполнительная власть в Российской Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство  РФ.

Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное  действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство  основными сферами и отраслями  экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной  Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение  недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ:

-общая компетенция-полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти;

-специальная компетенция-полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни;

-компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти-полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его  состав: Председатель Правительства, его  заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации.

Судебная власть-обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность-правосудие.

Правосудие-деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории  работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ:

1.Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

2.Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи  вышестоящих судов увеличивается  возраст и профессиональные требования:

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"