Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения.

Содержание работы

Вопрос 1. В чем заключается самостоятельность и специфика конституционного права России, его существенные качества, виды и особенности конституционно-правовых норм и институтов; укажите основные источники конституционного права. Обоснуйте ответ, приведите примеры……………………… 4
Вопрос 2. Политические, экономические, социальные, духовные основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления………………………………………………………….. 6
Вопрос 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ, конституционные права, свободы и обязанности человека. Обоснуйте ответ, приведите примеры из практики своего региона……………………………………………..………………… 9
Вопрос 4. Принципы гражданства Российской Федерации:
порядок приобретения и прекращения гражданства, правовой
статус беженцев и вынужденных переселенцев. Обоснуйте ответ,
приведите примеры из практики своего региона…………………. 11
Вопрос 5. Становление и развитие федеративного устройства в России, его принципы, особенности, отличительные признаки; специфика федерализма как формы государственного устройства. Обоснуйте ответ, приведите примеры из практики своего региона………………………………………..……………………… 17
Вопрос 6. Механизм государства, система и специфические признаки органов государства: компетенция и структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правовая основа их деятельности. Обоснуйте свой ответ, приведите примеры……...…………..................................................................... 20
Вопрос 7. Конституционно-правовые основы современной концепции местного самоуправления: правовые, экономические и территориальные принципы местного самоуправления………….. 28
Вопрос 8. Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента:
развитие законодательства о выборах Президента России, активное
и пассивное избирательное право на выборах, назначение выборов,
выдвижение и регистрация кандидатов. Обоснуйте ответ, приведите
примеры………………………………………………………………. 33
Вопрос 9. Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование, порядок подготовки и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации; порядок финансирования выборов и защиты нарушенных прав избирателей. Обоснуйте ответ, приведите примеры из практики своего региона……………………………… 36
Вопрос 10. Принципы проведения в РФ выборов и референдума: всеобщность, равноправие, свобода участия, комиссии. Классификация выборов, институт референдума; роль избирательной системы Российской Федерации в становлении российской государственности.
Обоснуйте ответ, приведите примеры из практики своего региона.
40
Список используемой литературы……………………………………………………… 47

Файлы: 1 файл

КП России(контрольная).doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Суды

Возраст судьи

Стаж работы судьи по юридической  профессии

Конституционный суд РФ

40

15

Верховный суд РФ

35

10

Высший Арбитражный суд РФ

35

10


 

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и  основываются на конституционных принципах.

Принципы деятельности органов  судебной власти.

Наименование принципа

Его сущность

Осуществление правосудия только судом

Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства. Только суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства.

Законность

Строгое и неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законов, которыми регламентируются организация и порядок деятельности судов.

Независимость судей

Обеспечивается предусмотренной  законом процедурой осуществления  правосудия, запретом чьего бы то ни было вмешательства в его осуществление  и др. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей

Судья не может быть привлечен к  уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Коллегиальность

Коллегиальное рассмотрение дел в  суде создает реальные условия для  их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных  законом, возможно и единоличное  рассмотрение дел в суде.

Состязательность и равноправие сторон

Все равны перед законом и  судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу.

Гласность судебного разбирательства

Разбирательства дел во всех судах  открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в  случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип национального языка судопроизводства

Судопроизводство ведется как  на русском языке, так и на языках республик, автономной области, автономных округов или большинства населения  той или иной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика.

Презумпция (лат. praesum-ptio — предположение, основанное на вероятности) невиновности

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

Недопустимость повторного осуждения  за одно и то же преступление

Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению  в отношении лица, о котором  имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению. Если данные обстоятельства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в судебном заседании.

Право на пользование квалифицированной  юридической помощью

Защитник допускается с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента возбуждения уголовного дела, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий. Данное право гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, споров в Арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.


 

 

Совокупность действующих в  России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ:

•Конституционный суд РФ - высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

•Верховный суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

•Высший Арбитражный суд РФ - высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным  обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

-доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

-доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

-виновен ли подсудимый в совершении данного деяния. Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов  РФ и входят в единую судебную систему  Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления  мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения  свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

Вопрос 7. Конституционно-правовые основы современной концепции местного самоуправления: правовые, экономические  и территориальные принципы местного самоуправления.

Ответ: В Конституции Российской Федерации концепция местного самоуправления приняла завершенный вид. Статья 12 Конституции РФ закрепила в качестве основ конституционного строя следующие положения:

1.В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. 
2.Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 
Эти положения в Конституции РФ означают признание объективно существующих особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними. 
3.Выражать и реализовывать местные интересы призваны органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но осуществляют публичную власть. Публичный характер деятельности органов местного самоуправления подчеркивается в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.   

 Конституционные положения  получили развитие в Федеральном  законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" №154-ФЗ от 28 августа 1995 г. Одновременно с этим законом действуют Федеральные законы "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".  

 Дальнейшему развитию единого  правового пространства России  в области местного самоуправления  способствовало также принятие Федеральных законов "О национально-культурной автономии", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании". Завершается доработка Федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации".  

 По совокупности правовых  норм можно выделить основополагающие  принципы организации и функционирования местного самоуправления:

-приоритет прав и свобод человека;

-организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления обществом;

-взаимодействие органов местного  самоуправления с вертикалью исполнительной власти; 
-наличие у местного самоуправления собственной компетенции;

-осуществление местного самоуправления на основе соблюдения иерархии (по юридической силе) нормативных правовых актов: Конституции РФ, законов Федерации, субъектов РФ, собственных уставов муниципального образования;

-самостоятельное определение населением территории и структуры органов местного самоуправления; 
-гарантии местного самоуправления при условии их финансовой, организационной самостоятельности; 

-ответственность перед государством и населением (двойная).  

 В качестве фундаментального основания института местного самоуправления в РФ служит конституционный принцип децентрализации публичной власти, в полном соответствии с которым находится концепция негосударственной природы местного самоуправления. 
   Достижение подлинной децентрализации возможно при соблюдении двух условий: 1) необходимо, чтобы Конституция или закон признали наличие общественных интересов, независимых от тех, которые обеспечиваются государством, и относящихся к ведению данной территории; 2) необходимо также, чтобы эти специфические интересы обеспечивались решениями и средствами, независимыми от федеральной (региональной) власти. Это означает, что органы, принимающие соответствующие решения, должны располагать определенной независимостью от государственных органов.  

 Федеральный закон "Об  общих принципах...", конкретизируя  конституционные положения, обеспечивает  соблюдение первого из названных  выше условий посредством введения  в законодательство института  муниципального образования (ст. 1, ч. 1), под которым понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.  

 Юридической характеристикой  муниципального образования является  его статус как территориальной  единицы субъекта Российской  Федерации, что означает признание муниципального образования субъектом права.  

 Вопросы местного значения  в законе понимаются (ст. 1, ч. 3, п. 1) как вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования,  отнесенные к таковым уставом  муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации. Юридической характеристикой вопросов местного значения является их определение в п. 1 ст. 6 Федерального закона как предмета ведения муниципальных образований. 
Второе условие реальной децентрализации обеспечивается в Законе посредством: 
-установления исключительной компетенции муниципального образования, которую составляют вопросы местного значения (ст. 6, п. 2) и которая закрепляется в уставе муниципального образования, разрабатываемом муниципальным образованием самостоятельно (ст. 8, п. 2);

-права органов местного самоуправления и их должностных лиц в пределах собственной компетенции (ст. 14, п. 3) принимать (издавать) правовые акты (ст. 19, п. 1). Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44, п. 2);

-запрета на осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14, п. 5), запрета на образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17, п. 3); 
-наделения государственными полномочиями, которое может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача предполагает исключение вопросов из компетенции государственного органа и включение их в компетенцию местного самоуправления навсегда. Делегирование - представление на один раз, определенный срок или бессрочно право решения каких-либо вопросов, право контроля при этом остается за государственным органом. Условия и порядок контроля определяются законами. 
   Обобщая изложенное, можно признать, что современная концепция местного самоуправления в законодательстве на федеральном уровне России основана на принципе децентрализации публичной власти, являющемся частью более широкой политико-правовой доктрины, согласно которой государство (в данном случае - субъект РФ) является объединением самоуправляющихся территориальных единиц (ассоциаций жителей), неким центром, вырабатывающим лишь нормы, единые для всех, обеспечивающим стабильность и целостность этого объединения, общие для всех ассоциаций социальные, политические и экономические стандарты, защиту прав личности. 
   По существу федеральным законодателем принят слегка модернизированный вариант общественной теории самоуправления. Желание освободиться от практики сверхцентрализации власти привело по закону политического маятника к радикальному решению проблемы - лишению местного самоуправления государственных начал. Однако это лишь добавило к реальной слабости местного самоуправления слабость юридическую, на что обратили внимание отечественные государствоведы и что очень быстро проявилось в практической деятельности органов местного самоуправления в большинстве субъектов Российской Федерации.   

 Практика самоуправления показала, что независимость органов местного самоуправления поддерживается не только установлением норм, непосредственно регламентирующих их собственную деятельность. Местная автономия как принцип независимости и жизнеспособности органов местного самоуправления гарантируется также нормами, регулирующими их отношения с государственными федеральными и региональными властными структурами.  

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"