Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"
Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права
Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство
Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура
- обязательное исполнение
- улучшение качества
В современной России принцип верховенства права означает, прежде всего, верховенство Конституции РФ и принятых на ее основе федеральных конституционных и федеральных законов. Часть 2 статьи 4 Конституции РФ гласит: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти.
Теоретически оформившаяся в период начавшейся борьбы с абсолютизмом и направленная, прежде всего, против произвола королевской власти, абсолютистского государства, концепция разделения властей стала в XVII-XIX вв. лозунгом либеральной политико-правовой мысли. Разделение единой государственной власти между несколькими специальными властями имело своей целью установить иерархию властей, т.е. не только выполнить чисто техническую задачу оптимального разделения труда, разделения различных государственных функций между властями, но и облечь каждую власть определенной степенью политической независимости, контрольной мощи и государственного авторитета. Эту проблему в достаточной степени решил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Именно в его работах теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость полного равноправия, независимости и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями.
Свое юридическое закрепление принцип разделения властей впервые получил в Конституции США 1787 г., в которой устанавливалась система органов государства с разделением властных полномочий (президент, конгресс, суды). При этом каждая из ветвей власти осуществляет самостоятельную деятельность в пределах установленной компетенции (конгресс - в законодательной сфере, президент - в исполнительной, суды - в области правосудия). Для того же, чтобы избежать абсолютизации власти в одних руках, предусматривалась система сдержек и противовесов, основной задачей которой было обеспечить равновесие «элементов власти» в рамках единого государственного механизма.
В Российской Федерации принцип разделения властей получил свое закрепление в ст.10,11 Конституции РФ (1993г.). При этом следует обратить внимание на интересную особенность формулировки данного принципа в российской редакции. Ст.10 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Приведенный тезис содержит классическую триаду властей в государстве. Вместе с тем ст.11 отмечает, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, свое конституционно-правовое закрепление получает дополнительный институт власти - Президент РФ, который, являясь «гарантом» конституции, выступает в роли «верховного координатора», в компетенцию которого входят проблемы, связанные с формированием, управлением и контролем за деятельностью органов государственной власти. Вместе с тем, механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность (ст.125). Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае, Президент обязан подписать данный закон в течение семи дней. Предусмотрена Конституцией РФ и такая крайняя мера, как отрешение Президента от должности (в случае совершения последним измены Родине либо совершения иного тяжкого преступления) (ст.102).
Взаимная ответственность государства и личности – самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: «Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения к точному и безусловному исполнению закона в отношении властвующего, что и властвующий в отношении к гражданину».
Данный принцип выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством, как носителем публичной власти, и гражданином, как первичной клеткой социально-политического организма. Устанавливая и закрепляя в законодательной форме общезначимые, общеобязательные правила поведения и тем самым в определенной степени ограничивая свободу общества и личности, само государство, также принимает на себя конкретные обязательства, основным из которых является забота о самосохранении членов сообщества. Конституция РФ закрепляет положение, в соответствие с которым «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства».
Вмешательство государства в сферу частных интересов допускается в случаях, предусмотренных законом, и в четком соответствии с установленной законом процедурой. В частности, реализация мер уголовно-правовой ответственности, связанных с пресечением преступных деяний и преследованием правонарушителей, зачастую требует от компетентных государственных органов совершения действий, ограничивающих субъективные права и свободы лиц, вовлекаемых в орбиту уголовного процесса, в том числе: права на свободу и личную неприкосновенность, права на неприкосновенность жилища и собственности, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. Однако такие ограничения возможны только при соблюдении юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами.
Борьба с преступностью не должна ставиться выше таких социальных ценностей, как права и свободы человека и гражданина. Эти понятия не следует противопоставлять, так как цель борьбы с преступностью - защита гражданского общества в целом и конкретных граждан в отдельности от преступных посягательств. Уголовное законодательство, например, охраняя членов общества от преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, свободу, неприкосновенность жилища, собственности и т.д., одновременно защищает фундаментальные устои общества и государства (конституционный строй, общественный порядок, собственность государства, независимость судебной власти и т.д.). Основное назначение законодательства о преступлениях и наказаниях заключается в предупреждении преступлений методом установления юридических запретов на противоправные деяния, а также в применении наказания к физическим и юридическим лицам, нарушившим эти запреты. Причем, «при осуществлении своих прав и свобод, - говорится в ч. II ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., - каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
3. Правовое государство и гражданское общество
По мнению большинства современных авторов (в частности, А. Ховарда, …), общество может быть названо гражданским лишь с того момента, когда за человеком как за личностью признаются неотъемлемые права на жизнь, свободу, частную собственность и когда эти права становятся основанием всего общественного устройства. При этом сам индивид будет являться членом гражданского общества только в том случае, если он является обладателем «атрибута гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам» (И. Кант).
Автономия и обособленность гражданского общества (по существу его свобода) от публично-правовых институтов государственной власти основывается, прежде всего, на его экономической самостоятельности (неслучайно сам факт создания гражданского общества большинством ученых связывается с выходом на политическую арену третьего сословия и законодательным закреплением паритета государственной и частной форм собственности) (К.С. Гаджиев). Вместе с тем, говорить о противопоставлении гражданского общества и государства нельзя. Гражданское общество функционирует на территории государства и представлено его гражданами; в своей деятельности наряду с нормами частного права оно руководствуется нормативно-правовыми предписаниями публичного характера. Таким образом, наиболее предпочтительной является такая система взаимодействия гражданского общества и правового государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую очередь права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании институтов государственной власти и управления, осуществляя контроль за их деятельностью. Суть складывающихся отношений состоит в том, что государство выстраивает предполагаемую правовую модель гражданского общества, которая затем наполняется конкретным содержанием, причем само гражданское общество представляет собой комплексное явление, регламентированное не только нормами права, но и моральными, религиозными, корпоративными установками, содержание которых определяется историческим опытом, национальными традициями, уровнем развития демократии и культуры.
Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права.
1.Понятие и признаки права 2.Функции права 3.Принципы права.
1. Понятие и признаки права
Сформулировать определение
права как социально-
Основываясь на неразрывной связи права с государством, которое обеспечивает его функционирование и реализацию властно-принудительными средствами, часто приходят к выводу, будто право порождается государством. Этому заключению способствует и тот факт, что государство официально санкционирует часть норм и даже издает их в процессе своей законотворческой деятельности. В таком случае появляется основание для определения права как совокупности юридических норм, изданных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.
Право (в этом сугубо юридическом
смысле) – это система
Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.
Признаки права:
- Общезначимость - право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Именно высокая социальная значимость этих отношений позволяет рассматривать их в качестве общезначимых.
- Публичность - право принимается от имени всего общества и распространяет свое воздействие на всех членов сообщества, не зависимо от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки значимости устанавливаемых при помощи права правил поведения.
- Формальная определенность - правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.).
- Обеспеченность
системой государственных
- Санкционированность - за нарушение требований правовых предписаний государством определяются меры юридической ответственности, предполагающие применение к нарушителям наказаний, вид и размер которых определяется в законодательном порядке.
2. Функции права
Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права.
Функции права в наиболее общем виде можно подразделить на общесоциальные и специально-юридические.
К общесоциальным функциям права следует отнести: ценностную, познавательную, информативную, коммуникативную и др.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"