Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права

Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство

Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура

Файлы: 1 файл

TGP_kurs_lektsy.doc

— 998.50 Кб (Скачать файл)

 

Лекция 7. Форма  государства

1.Понятие формы  государства 2.Форма правления  3.Форма территориального устройства 4.Политический режим 5.Форма современного российского государства.

 

1. Понятие  формы государства

Понятие форма государства  включает в себя совокупность признаков, характеризующих государство как страну, организацию публичной политической власти, социально-политическую организацию, объединяющую членов общества.

Категория «форма государства» показывает особенности организации  государства (государственного строя), порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их властной компетенции, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также средства и методы, используемые государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.

В отечественной и  зарубежной литературе нет единого  общепризнанного представления  о том, что такое форма государства. Учеными высказываются различные  точки зрения.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства объединяет форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима. Наряду с элементным подходом (полезным и необходимым, особенно в учебных целях) стали выдвигаться предложения о системном анализе формы, о необходимости учитывать не только элементы и их качества, но и связи, соединяющие элементы в единое, целостное образование (форма государства). По мнению Л.И. Спиридонова, «форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства)».

Рассмотрим более подробно каждую из составных частей формы  государства.

 

2. Форма правления

Чтобы получить исчерпывающую  характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления как одну из составных частей формы государства. Эту сторону формы государства определяют:

- структура и полномочия  высших органов государственной власти;

- порядок их образования  и взаимоотношения между собой;

- степень участия населения  в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.

По форме правления государства  подразделяются на монархии (единоличные, наследственные) и республики (коллегиальные, выборные).

Монархия  (гр. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:

- существование единоличного  главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);

- передача власти, как  правило, осуществляется по принципу  наследования;

- монарх представляет  государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положения подчеркивается божественное происхождение монарха);

- монарх является юридически  безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения.

Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления являлась характерной для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т.д.); России XVII – XIX вв.; Франции до революции 1789 г. В настоящий период абсолютные монархии сохранились в аравийских государствах - Омане, Бахрейне, Кувейте и др.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется  из представителей партий, получивших  большинство на выборах в парламент;

- лидер партии, получившей  большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

- власть монарха является символической – он «царствует», но не правит;

- правительство подотчетно  в своей деятельности парламенту.

Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время  являются большинство монархических  государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др.

Однако и по конституциям, и, тем более, на практике формы правления  в указанных странах различны. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах  лишены каких-либо самостоятельных  полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. Некоторые из них даже формально не совершают акта назначения правительства: оно избирается парламентом. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, назначая форматора правительства (обычно это будущий премьер-министр). При этом в случае, если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где  в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.

Республика  (лат. res publica – общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками:

- представительный характер высших органов государственной власти - президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;

- формирование высших  органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;

- юридическая ответственность  представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;

- возможность досрочного  прекращения властных полномочий представителей государственной власти.

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские  и парламентские республики.

Президентские республики (США, Франция, Филиппины) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у Главы государства - президента.

Признаки президентской  республики:

- президент избирается путем проведения всенародных выборов;

- президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает  председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

- правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

- президент обладает единоличным правом отставки правительства;

- отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае неподписания закона (наложения вето), документ возвращается в Государственную Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклоненного закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов).

Парламентские республики (Италия, ФРГ) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента.

Признаки парламентской  республики:

- президент избирается  из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;

- правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

- правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

- в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства.

 

3. Форма государственного (территориального) устройства.

Форма государственного (территориального) устройства характеризует национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.

По форме территориального устройства все государства делятся  на: унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарные (простые) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) – это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер.

Признаки унитарного государства:

- властные полномочия сосредоточены  (централизованы) у высших органов  государственной власти, которые  реализуют эти полномочия от  имени всего государства;

- единая система государственных органов;

- единая система законодательства;

- порядок создания, изменения  и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются  областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т.д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города.

Как правило, унитарные государства  подразделяются на: централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных  государствах органы местного самоуправления  выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.

Наряду с административно-территориальными единицами, унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т.д.).

2.Федеративные  государства (РФ, США, Мексика) – сложные государства представляющие собой неразрывный союз обособленных автономных образований (субъектов), обладающих определенным объемом государственной власти.

Признаки федеративного  государства:

- территория федерации  представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований – субъектов;

- государственный суверенитет  сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);

- система государственных  органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствие с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;

- интересы субъектов  на федеральном уровне реализует  одна из палат законодательного собрания (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России), формируемая из представителей субъектов;

- в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

Различаются национальные, политико-территориальные  и смешанные федерации.

В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период – Бельгия).

Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).

В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).

Структура различных  федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т.д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"