Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"
Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права
Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство
Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура
Лекция 7. Форма государства
1.Понятие формы
государства 2.Форма правления
3.Форма территориального
1. Понятие формы государства
Понятие форма государства включает в себя совокупность признаков, характеризующих государство как страну, организацию публичной политической власти, социально-политическую организацию, объединяющую членов общества.
Категория «форма государства» показывает особенности организации государства (государственного строя), порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их властной компетенции, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также средства и методы, используемые государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.
В отечественной и
зарубежной литературе нет единого
общепризнанного представления
о том, что такое форма государства.
Учеными высказываются
Традиционным, например,
для отечественного государствоведения
и правоведения 60-70-х годов было представление
о форме государства как об институте,
складывающемся из формы правления и формы
государственного устройства. В более
поздний период, вплоть до настоящего
времени, в научной литературе утвердилось
мнение, согласно которому форма государства
объединяет форму правления, форму государственного
устройства и форму политического режима.
Наряду с элементным подходом (полезным
и необходимым, особенно в учебных целях)
стали выдвигаться предложения о системном
анализе формы, о необходимости учитывать
не только элементы и их качества, но и
связи, соединяющие элементы в единое,
целостное образование (форма государства).
По мнению Л.И. Спиридонова, «форма государства - это его
устройство, выражающееся в характере
политических взаимоотношений между людьми,
между людьми и государством, между государством
и людьми в процессе управления ими (политический
режим), в способах организации высших
органов государственной власти (форма
правления) и в административно-
Рассмотрим более подробно каждую из составных частей формы государства.
2. Форма правления
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления как одну из составных частей формы государства. Эту сторону формы государства определяют:
- структура и полномочия высших органов государственной власти;
- порядок их образования и взаимоотношения между собой;
- степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.
По форме правления
Монархия (гр. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:
- существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);
- передача власти, как
правило, осуществляется по
- монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положения подчеркивается божественное происхождение монарха);
- монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения.
Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления являлась характерной для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т.д.); России XVII – XIX вв.; Франции до революции 1789 г. В настоящий период абсолютные монархии сохранились в аравийских государствах - Омане, Бахрейне, Кувейте и др.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).
Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;
- лидер партии, получившей
большинство депутатских
- власть монарха является символической – он «царствует», но не правит;
- правительство подотчетно
в своей деятельности парламент
Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др.
Однако и по конституциям, и, тем более, на практике формы правления в указанных странах различны. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. Некоторые из них даже формально не совершают акта назначения правительства: оно избирается парламентом. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, назначая форматора правительства (обычно это будущий премьер-министр). При этом в случае, если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.
Республика (лат. res publica – общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками:
- представительный характер высших органов государственной власти - президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
- формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;
- юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;
- возможность досрочного
прекращения властных полномочи
В качестве современных форм республиканского
правления рассматриваются
Президентские республики (США, Франция, Филиппины) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у Главы государства - президента.
Признаки президентской республики:
- президент избирается путем проведения всенародных выборов;
- президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;
- правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
- президент обладает единоличным правом отставки правительства;
- отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае неподписания закона (наложения вето), документ возвращается в Государственную Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклоненного закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов).
Парламентские республики (Италия, ФРГ) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента.
Признаки парламентской республики:
- президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;
- правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;
- правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
- в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства.
3. Форма государственного (территориального) устройства.
Форма государственного
(территориального) устройства характеризует национальное
и административно-
По форме территориального устройства все государства делятся на: унитарные (простые) и федеративные (сложные).
Унитарные (простые) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) – это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер.
Признаки унитарного государства:
- властные полномочия
- единая система государственных органов;
- единая система
- порядок создания, изменения
и ликвидации административно-
Наиболее крупные единицы,
на которые делится территория унитарного государства, называются
областями, провинциями, землями, губерниями;
единицы районного звена именуются районами,
округами, уездами; сельские административно-
Как правило, унитарные государства подразделяются на: централизованные и децентрализованные.
В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.
Наряду с административно-
2.Федеративные государства (РФ, США, Мексика) – сложные государства представляющие собой неразрывный союз обособленных автономных образований (субъектов), обладающих определенным объемом государственной власти.
Признаки федеративного государства:
- территория федерации
представляет собой совокупност
- государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);
- система государственных
органов федеративного государс
- интересы субъектов
на федеральном уровне
- в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.
Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации.
В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период – Бельгия).
Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).
В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).
Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т.д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"