Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права

Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство

Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура

Файлы: 1 файл

TGP_kurs_lektsy.doc

— 998.50 Кб (Скачать файл)

Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РСФСР с 1991 по 1993 гг.).

Наряду с федерациями  к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Вместе с тем, более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств.

В частности к признакам  позволяющим относить конфедерацию к единому государству относятся:

- наличие общих для  всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней, так и во внешней сфере;

- наличие единого правового  поля; единого таможенного пространства;

- наличие конфедеративных  органов власти и конфедеративной системы законодательства;

- наличие единой денежной  единицы;

- наличие единого языка  межгосударственного общения;

- наличие единых вооруженных сил под общим командованием.

В свою очередь, к признакам  конфедерации, характерным для союза  суверенных государств, следует отнести:

- сохранение национальной  валюты; национального гражданства; государственного языка; территориальной обособленности;

- правовые акты, принятые  конфедеративными органами, приобретают  юридическую силу в субъектах  конфедерации только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами;

- субъекты конфедерации  обладают правом нулификации  – правом признания, утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне конфедерации;

- субъекты конфедерации  обладают правом сецессии –  правом на односторонний выход  из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано, только на основании соответствующего договора.

Именно большая степень (по сравнению  с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной формы государственного устройства. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения  общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) – США или распадаются на  суверенные государства – Австро-Венгрия.

Примерами конфедераций могут служить  США с 1781 по 1789 г.г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г.г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г.г. и др.

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными  союзами самостоятельных государств (антигитлеровская коалиция периода второй мировой войны). 

 

4. Политический (государственный) режим.

Понятие «политический режим» обозначает динамичную систему взаимосвязанных приемов, методов, форм, способов осуществления властеотношений, в роли субъектов которых выступают государство, общество, отдельные индивиды.

Чаще всего в юридической  науке выделяются два основных типа режимов: демократический и антидемократический.

Демократический политический режим характеризуется следующими основными признаками:

- Основным источником власти в демократическом государстве являются граждане. Ст.3 Конституции России закрепляет положение, в соответствие с которым «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»

- В демократическом государстве признается идеологическое многообразие. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст.13 Конституции РФ).

- Демократический политический  режим в качестве предпосылки и признака предполагает формирование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политическую организацию, относительно независимую от государства. Независимость гражданского общества особенно ярко проявляется в сфере экономических отношений, в рамках которых устанавливается паритет (равенство) частной и государственной собственности и допускается свободная конкуренция частного предпринимательства и государственного сектора экономики.

- В условиях демократического  политического режима интересы человека должны подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В соответствие с Конституцией РФ (ст.55 ч.3) «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

- Государственное признание  неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод человека, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах. В соответствие с Конституцией РФ к абсолютным правам относятся: право на гражданство (ст.6), право на достоинство личности (ст.20), право на правосудие (ст.47) и др.

- Наличие политических  свобод (гласность, свобода слова,  печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть. В частности ст. 31 Конституции РФ определяет, что «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

В процессе характеристики антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарные и авторитарные политические режимы.

Тоталитарный политический режим характеризуется следующими отличительными чертами:

- В условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняет себе общество (осуществляется тотальный контроль государства над обществом). Права и свободы индивидов являются вторичными по отношению к государственным интересам.

- В основе тоталитарного  режима лежит единая государственная идеология, насильственно навязываемая всему обществу. В тоталитарном государстве невозможны идейный и политический плюрализм и, следовательно, не допускаются любые формы официальной оппозиции установившемуся режиму. 

- Управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития.

- Государственная деятельность  имеет ярко выраженный принудительный характер. Правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис «кто не работает – тот не ест»).

- Тоталитаризм, как правило,  характеризуется всеохватывающей  милитаризацией общественной жизни. Социальная организация строится по принципу военизированной системы.

- В качестве методов  государственного управления широко используются административное и судебное давление, а в ряде случаев и открытые государственные репрессии.

Авторитарный политический режим – третий вид политического режима. Он рассматривается в качестве своеобразной промежуточной (переходной) формы между демократическим и тоталитарным режимом.  При этом авторитаризм может трансформироваться как в демократию (Чили), так и в тоталитаризм (отказ от политики НЭПа в СССР и переход к тоталитарной, по сути, политике индустриализации и коллективизации). И в том, и в другом вариантах инициатива изменения сложившегося режима принадлежит самой государственной власти. Поэтому иногда авторитарный режим называют «революцией сверху».

В качестве основных признаков авторитарного  политического режима выделяются:

- сосредоточение всей полноты  властных полномочий в руках  ограниченного круга лиц (диктатуры, хунты и т.п.);

- бессрочность исполнения властных полномочий;

- юридическая безответственность  властных структур за принимаемые решения;

- внедрение в регулятивно-управленческий  механизм двух систем социально-правового  воздействия: корпоративной и публичной (нормативно-правовой). При помощи первой, регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных;

- допущение относительной свободы  в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.);

- определение и юридическое  закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении институтов гражданского общества;

- жесткий государственный диктат  в идейно-политической сфере,  недопущение политической оппозиции;

- возможность использования противоправных  по сути методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).

5. Россия как  форма государства (общая характеристика государственного строя в современной России)

По форме государства  Россия является республикой, тяготеющей к президентской форме правления  с федеративным государственным  устройством, демократическим политическим режимом.

Республиканская форма  правления проявляется в том, что на конституционном уровне закреплен  представительный характер высшего  законодательного органа - Федерального Собрания, и главы государства - Президента. Эти государственные органы осуществляют свои полномочия от имени многонационального народа России, в течение определенного срока, действуют в объеме закрепленной в Конституции РФ компетенции, несут юридическую ответственность за принимаемые властные решения.

Президентская форма  правления предполагает, что Президент предлагает кандидатуру Председателя Правительства, может назначать Председателя Правительства своим волевым решением, утверждает представленный Председателем Правительства состав Правительства. Правительство подотчетно в своей деятельности перед Президентом и действует в течение срока президентских полномочий. Переизбрание Президента влечет сложение Правительством властных полномочий. Президент обладает единоличным правом отставки Правительства.

Федеративная форма  государственного устройства предполагает двухуровневую систему государственных органов и законодательства России.

В основу взаимодействия субъектов друг с другом и с  федеральной властью положен  принцип разграничения пределов властной компетенции. Конституция закрепляет три вида компетенции: исключительную компетенцию федерации, совместную компетенцию федерации и субъектов, исключительную компетенцию субъектов.

Россия представляет собой смешанную (национально-территориальную) федерацию. В основу образования  субъектов, ее составляющих, положены как национальные (республики, автономные округа, автономные области), так и политико-территориальные (области, края, города федерального значения) принципы.

Демократическая форма  политического режима предполагает, что единственным источником государственной власти страны России является многонациональный российский народ, реализующий свои властные полномочия в непосредственной (выборы, референдумы) и представительной (работа в представительных органах) формах. В Российской Федерации закрепляется принцип многопартийности, допускается официальная политическая оппозиция.

В сфере экономики  провозглашается многообразие форм собственности и многоукладность  экономики. Частная и государственная  собственность считаются юридически равными; частный и государственный экономические секторы взаимодействуют друг с другом, опираясь на принцип свободной конкуренции.

Провозглашается многообразие идеологий, недопущение насильственного  навязывания какой-либо идеологии, закрепляется отделение церкви от государства.

В основу правосудия положены общедемократические принципы, правосудие может осуществляться лишь законодательно закрепленными судами, создание чрезвычайных органов судопроизводства не допускается.

 

Лекция 8. Государство  и политическая система общества

1.Политическая система общества: понятие, структура, функции 2.Место и роль государства в политической системе общества 3.Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества.

1. Политическая  система общества: понятие, структура,  функции

Политическая система  является внешней формой выражения  политических связей между людьми и, в силу этого, рассматривается в  качестве важнейшей характеристики политического бытия данного  общества.

Политическая  система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет верно оценить политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"