Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"
Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права
Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство
Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура
По направленности действия во времени нормативно-правовые акты, как правило, являются перспективными, т.е. их действие распространяется только на те отношения, которые возникли после приобретения тем или иным нормативно-правовым актом юридической силы. Вместе с тем, достаточно часто встречается указание на возможность ретроспективного действия нормативно-правового акта – «обратную силу закона».
«Обратная сила закона» – это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию. Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина. Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено». Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).
Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы. По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства); региональными (действующими на территории субъекта); местными (действующими на территории муниципального образования); локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.
Круг лиц,
подпадающих под правовое воздействие
того или иного нормативно-
характер политико-правовой связи субъекта с государством
По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (Конституция РФ); акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон «О выборах Президента РФ»); акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства»);
профессиональное положение
По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении субъектов, обладающих различным специальным (профессиональным) правовым статусом: военнослужащих, сотрудников ОВД, врачей работников сферы образования и т.д.;
социальное положение
В соответствии с данным критерием, действие соответствующих нормативно-правовых актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом: пенсионеров, инвалидов, сирот и т.д.;
домицилий (место жительства)
По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории; лиц, временно проживающих на данной территории (вынужденных переселенцев, беженцев, командированных и т.д.).
Рассматривая вопрос о действии нормативно-правовых актов по кругу лиц, в ряде случаев необходимо учитывать такой фактор, как наличие у субъекта права юридического иммунитета.
В юридической науке термин «иммунитет» означает привилегию, связанную с полным или частичным освобождением носителя иммунитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права.
Видами юридического иммунитета являются: абсолютный, дипломатический, профессиональный, функциональный.
Абсолютным иммунитетом обладает лишь царствующий монарх, юридическая безответственность которого в абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу этого, ответственности за свои действия только перед Богом. Что же касается иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти. Будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх, естественно, не несет юридической ответственности за их последствия.
Дипломатическим (посольским) иммунитетом обладают полномочные представители государства в заграничных странах. Обладание дипломатическим иммунитетом, предполагает «выведение» соответствующего субъекта за рамки юрисдикции государства пребывания. При совершении правонарушения, не совместимого с режимом законности данного государства, дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию.
Должностным иммунитетом обладают лица, занимающиеся определенное должностное положение (Президент, депутаты представительных органов государственной власти, судьи). В отличие от дипломатического иммунитета, носящего неотъемлемый характер (государство, на территории которого дипломат выполняет представительские полномочия, не может лишить данного дипломата иммунитета), должностной иммунитет предоставляется соответствующим должностным лицам в соответствие с национальным законодательством, при этом в законодательстве предусматривается процедура лишения иммунитета за совершение поступков, не совместимых со статусом должностного лица. К примеру, в ст. 93 Конституции России закрепляется, что «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности (и, следовательно, лишен должностного иммунитета – прим. авт.)…на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».
Функциональным иммунитетом наделяются лица в процессе осуществления какой либо специфической функции. Примером функционального иммунитета является иммунитет парламентеров в условиях перемирия воющих сторон.
4. Правотворчество: понятие и стадии
Давая общую характеристику
формально-юридических источник
Целями правотворчества являются:
- создание новых правил поведения (норм права);
- конкретизация существующих правил поведения;
- совершенствование
- устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.
Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т.е. основополагающих начал правотворческой деятельности. К числу принципов правотворчества, прежде всего, следует отнести такие, как гласность, демократизм, профессионализм, законность, научность, связь с практикой, своевременность и др.
Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.
Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.
Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к такого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.
Законность правотворчества предполагает проведение правотворческой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативно-правовых актов.
Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой.
Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого корректируется работа правотворческих органов.
Своевременность правотворчества предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений.
Одной из форм правотворчества является законотворчество. Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.
В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:
1. Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают:
- Президент РФ;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство РФ;
- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ(по вопросам их ведения).
2. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.
3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).
4. Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (принцип «одобрения молчанием»).
В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
5. Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.
6. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в тексте самого закона не установлен иной порядок вступления его в силу.
Лекция 13: Норма права
1.Понятие и
признаки нормы права 2.
1. Понятие и признаки нормы права
Норма права – это первичный элемент права, с помощью которого определяется и закрепляется простейшее правило юридически значимого поведения.
При помощи правовой нормы определяется типовой вариант (стандарт, правило) поведения, устанавливаемого от имени государства и обеспечиваемого системой государственных гарантий и санкций.
Основные признаки правовой нормы:
Общезначимость. При помощи норм права регулируются наиболее важные для членов сообщества общественные отношения. Поэтому правила, закрепляемые при помощи норм, объявляются общезначимыми.
Непосредственная связь с государством. Норма права устанавливается от имени государства, обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе мерами принудительного характера).
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"