Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"
Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права
Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство
Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация
общества, включающая в себя государство,
2) политическое сознание,
характеризующее
3) социально-политические
и правовые нормы,
4) политические отношения,
складывающиеся между
5) политическую практику,
состоящую из политической
Политическая власть является системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Можно выделить следующие функции политической системы:
1) обеспечение политической
власти определенной
2) управление различными
сферами жизнедеятельности
3) мобилизация средств
и ресурсов, необходимых для достижения
этих целей и задач (без
4) выявление и представительство
интересов различных субъектов
политических отношений (без
5) удовлетворение интересов
различных субъектов
6) интеграция общества,
создание необходимых условий
для взаимодействия различных
элементов его структуры (
7) политическая социализация
(посредством которой
8) легитимация политической
власти (т.е. достижение определенной
степени соответствия реальной
политической жизни
2. Место и роль государства и права в политической системе общества
Понятия «государство»
и «политическая система
Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность.
Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:
1) выступает в качестве
единственного официального
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
4) имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
5) осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;
6) владеет специфическим
набором материальных
7) определяет главные направления развития общества.
3. Проблемы
взаимодействия государства и
личности в рамках
В зависимости от типов
политических систем различают несколько
теоретических моделей
Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И.В. Сталина, Северная Корея).
Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государства выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).
Прагматическая (рационально-правовая) модель предполагает взаимное уважение интересов личности и государства. В рамках данной модели формируется сбалансированная система взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой, государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других (современные государства «Западной демократии»).
Лекция 9. Правовое государство
1.Понятие и
признаки правового
1. Понятие
и признаки правового
Концепция правового государства является для современного западного мира теоретической моделью идеального государства, в рамках которой получают свое выражение основные правовые ценности западной демократии: либерализм, приоритет индивидуальных прав по отношению к публичным интересам государства, разделение властей, рыночная экономика и т.п.
Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права над государством. При этом основной задачей права является ограничение государственного суверенитета, недопущение узурпации публичной власти, воспрепятствование вмешательству со стороны государства в сферу частных интересов. Естественно, возникает вопрос: каким образом на практике право может ограничить государство? Не является ли теоретическая модель правового государства ни чем иным, как юридической фикцией? Для того чтобы попытаться ответить на эти вопросы, следует вновь обратиться к типологии правопонимания.
В рамках естественно-правового подхода, доказывается точка зрения, в соответствие с которой правовое ограничение государства носит объективный характер. Поскольку естественные права возникают у людей независимо от государственной воли и носят неотчуждаемый характер, то эти права сами по себе ограничивают государство, поскольку выступают в качестве эталона «правости» государственной власти. В подобном понимании правовое государство это государство, предписания которого соответствуют естественно-правовым ценностям. В том случае, если государственный акт вступает в противоречие с принципами естественного права, то он считается противоправным, что в свою очередь оправдывает его невыполнение.
С точки зрения юридического позитивизма правовое государство – это государство, «самоограниченное» правом в формально-юридическом смысле. В подобном понимании правовым считается такое государство, в котором, с одной стороны, сложилась эффективная система правотворчества, способствующая своевременной разработке и внедрению в общественные отношения конструктивных законодательных актов, а с другой, созданы реальные механизмы противодействия противоправным проявлениям, как в сфере правотворчества, так и в сфере реализации права. В таком правовом государстве исходящий от государства закон считается правовым до тех пор, пока сохраняется его юридическая сила. В том случае, если закон (в соответствие с законодательно закрепленной процедурой) признается компетентным государственным органом противоправным (антиконституционным), то это означает признание его «юридически ничтожным», т.е. утратившим юридическую силу с момента принятия. При этом не требуется создания дополнительных механизмов, деятельность которых связана с отменой противоправных актов.
Признаками правового государства являются:
- приоритет права по отношению к другим социальным регуляторам (религии, морали, корпоративным установкам) – в правовом государстве право является приоритетной по социальной значимости регулятивно-охранительной системой. Окончательное решение по любому общезначимому вопросу может быть принято только в соответствие с правом и в порядке предусмотренной правом процедуры;
- режим правозаконности – в правовом государстве общезначимые правила поведения закрепляются в правовых актах, обладающих высшей юридической силой – законах. При этом в качестве основных целей режима правозаконности, с одной стороны, выступает выполнение законных требований государственной власти всеми субъектами правоотношений, а с другой стороны, обеспечение правовой природы самих законов, создание действенных механизмов противодействия принятию и применению законов противоправных по своей природе;
- демократический политический режим – основным источником власти в правовом государстве является народ, от имени которого и в интересах которого действует государство;
- развитое гражданское общество – только в условиях правового государства допускается формирование и функционирование гражданского общества, как относительно обособленной социальной структуры, независимой от государства в экономической и идеологической сферах, способной выступать в качестве оппозиции к государству в области политических отношений.
2. Принципы правового государства
Принципы правового
государства характеризуют
Принцип верховенства права собирательно символизирует наиболее важные аспекты правовой государственности. С точки зрения соотношения личности, общества и государства принцип верховенства права устанавливает приоритет правовых норм по отношению ко всем социальным регуляторам и закрепляет «юридическое» равенство субъектов, предполагающее безусловное подчинение (всех субъектов и, в первую очередь, самого государства) требованиям правовых норм. Право при таком подходе рассматривается как одинаковая, равная мера свободы для правящих и подвластных. Однако если для гражданина его верховенство определяется формулой «разрешено все, что не запрещено законом», то в отношении государственной власти (подчиняющейся этому же закону) действует другое правило – «разрешено только то, что разрешено законом».
Принцип верховенства права означает, что при возникновении коллизии, вызванной несовпадением содержащегося в нормативно-правовом акте предписания и государственной целесообразности, государство должно подчиняться требованиям, закрепленным в нормативных актах. Естественно, что существует порядок внесения поправок и изменений в действующее законодательство (отмены старых и принятия новых нормативно-правовых актов) с учетом требований государственной целесообразности, однако этот порядок предполагает конкретную процедуру законотворчества, несоблюдение которой рассматривается как противоправное поведение.
Воплощение в жизнь принципа верховенства права происходит путем реализации следующих мероприятий:
- закрепление в нормативно-
- соблюдение иерархичности нормативно-правовых актов;
- обеспечение юридического
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"