Лекции по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:07, курс лекций

Описание работы

Государственная служба: история, тенденции развития. Правовое регулирование государственной гражданской службы.

Государственная служба была и есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, лежащих в её основе теоретических представлений, истории её возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистов в области государственного управления.

Файлы: 5 файлов

Лекция 4 тезисы 2010 год.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 3 тезисы 2010 год.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 1 тезисы 2010 год.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в первые годы советской власти корпус государственных служащих состоял как бы из двух частей:

-новая,  советская управленческая  бюрократия, которая исповедовала  коммунистические принципы;

-старое, дореволюционное  чиновничество, которое постепенно  размывалось( либо полностью принимало  новые принципы, либо вытеснялось, в том числе репрессивными  методами).

В связи с тем, что как было сказано выше, во многих ведомствах преобладающую часть составляли рабоче-крестьянские представители, не имевшие ни знаний, ни опыта управленческой деятельности, развернулась подготовка квалифицированных управленческих кадров в Социалистической академии, коммунистических университетах, в разветвленной сети совпартшкол.

С окончанием гражданской войны и формированием СССР многие черты государственного управления, сложившиеся в первые годы советской власти, были упрочены. Коммунистическая партия оставалась ядром системы власти и инструментом государственного управления. Конституции 1936г. и особенно 1977г. прямо говорили о руководящей роли партии в обществе.

Важнейшими задачами партийных органов были подбор, воспитание и расстановка кадров:

-от колхозного бригадира  до Председателя Совета Министров  СССР

-от председателя сельского  Совета до Председателя Верховного  Совета СССР

Тогда же появилось понятие «номенклатура». Номенклатура представляла собой перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате, хозяйственных органах и в общественных организациях, кандидатуры на которые рассматривались и утверждались в партийных органах – от первичных партийных организаций до ЦК КПСС.

Номенклатурный принцип начал складываться сразу после прихода большевиков к власти, но в полном своем виде сформировался к концу 30-х годов и просуществовал до конца 80-х годов(номенклатура была отменена постановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990 года). Он охватывал всю сферу управления, хотя и не имел правового оформления.

Конечно, в номенклатурном принципе подбора, воспитания и расстановки кадров много недостатков. Среди них:

-руководящие  посты могли быть, в основном, только членами компартии, рекомендованными  на эти должности соответствующими партийными комитетами;

-строгий  отбор по принципу преданности  компартии;

-секретность  и закрытость системы;

-несколько  военизированный характер, беспрекословное  повиновение нижестоящих перед  вышестоящими органами и руководителями.

Но есть и в системе номенклатуры положительные моменты6

-это  была действительно система работы  с кадрами;

-действенная  система подготовки и переподготовки  кадров.

 

Современная российская государственная служба

 

Современный российский государственный аппарат лишь условно можно рассматривать в отрыве от его прямых предшественников – аппарата Российской империи и Советского Союза. Причем степень преемственности в ряде аспектов не просто велика – она больше, чем даже аналогичная преемственность в обществах, не переживавших в нынешнем веке социально-политических катаклизмов, подобно нашим.

Возьмем, например, персональную преемственность между номенклатурой нынешней – «демократической» и прежней – «коммунистической». По данным социологов (О.Крыштановский) в 1995г. в правительственных структурах выходцев из советской номенклатуры было 75%, в бизнесе – 61%. При этом больше половины из них попали в номенклатуру даже не при Горбачеве, а ещё раньше – при Брежневе.

Становление государственной службы Российской Федерации началось с принятием в 1995 году Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Доктор юридических наук А.В.Облонский (Институт государства и права Российской академии наук), ответственный редактор учебного пособия «Государственная служба» отозвался об этом Законе негативно: «Это образец «корпоративного устава» содержит, пожалуй, беспрецедентную для современных государств систему бюрократических чинов в трех измерениях: категориях, группы, разряды». И далее: «Авторы Закона в этой части (классификации должностей, классных чинов, разрядов и т.п. –вставка моя)по существу возрождают  дух XVIII столетия, умудрившись, однако, перещеголять даже Петра I с его тягой к казарменной унификации всего и вся». Но это вопрос спорный. Думается, что профессор Облонский здесь не совсем прав.

В те же годы начала формирования федеральной государственной службы начались процессы по созданию государственной службы субъектов РФ.

Надо сказать, что на заре формирования государственной службе субъектов РФ было много противоречий, нестыковок. Тем более, что некоторые субъекты приняли закон о госслужбе раньше федерального, к тому же федеральная законодательная база по госслужбе не была долгое время полностью сформирована.

И вот тогда появились два противоположных подхода к разработке законодательства субъектов РФ по государственной службе.

Сторонники первого подхода начинали свою аргументацию со ссылок на Конституцию РФ. Они считали, что поскольку вопрос регулирования госслужбы субъектов РФ не отнесен был ни к исключительному ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению (ст.72), то такое регулирование должно быть отнесено исключительно к ведению субъектов РФ. Отсюда, по их мнению,  логически вытекает, что к ведению России относится только федеральная государственная служба, что и закреплено в Конституции РФ (ст.71 п.«т»). Кроме того, сторонники этого подхода подкрепляли свой вывод ссылкой на ст.2 Закона РФ о госслужбе 1995г., где государственная служба субъектов РФ отнесена к их ведению. Этот подход не только дискутировался, но и воплотился в целом ряде законов о госслужбе субъектов РФ – в Башкирии, Татарстане, Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и др.

Но ведь законодательство о госслужбе является частью административного. Сторонники первого подхода забыли или проигнорировали этот факт. А административное законодательство, согласно ст.72 п.»к» Конституции РФ, относится к совместному ведению России и её субъектов. И оно включает не только федеральные законы и подзаконные акты, но и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты субъектор РФ (ст.76 ч.2). Да и из ст.2 Закона РФ о госслужбе вытекает только то, что к ведению субъектов Федерации относится сама госслужба в них, т.е. её организация.

Но ни в той, ни в других статьях нет ни слова о правовой компетенции. Понятно, что организация  госслужбы и законодательство о ней – вещи совершенно разные. И это особенно наглядно демонстрирует Конституция РФ: в ст.77 говорится, что организация органов власти субъектов РФ относится к их ведению, а в ст.72 п. «н» - что регулирование основ организации государственной власти в субъектах РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

Таким образом, из Конституции РФ (ст.72 п. «к» и ст.76 ч.2) однозначно следует: госслужба в субъекте РФ регулируется как федеральными законами, так и законами субъекта Федерации, действующим в части, не противоречащим федеральным законам. Другими словами, она относится к совместному ведению РФ и её субъектов.

На этом положении и основан второй подход. Он был сразу же в законах о госслужбе Республики Бурятия, Республики Марий Эл, Свердловской, Воронежской областей и др.

Важной вехой в процессе формирования государственной службы Российской Федерации стало принятие в мае 2003 года  Федерального Закона «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Во-первых, Закон вынес окончательное резюме по спорному вопросу о правовом регулировании государственной службы. В статье 2 Закона указывается, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, Закон определил, что  федеральная государственная службы включает в себя следующие 3 вида (п.2 статьи 2):

- государственная гражданская служба

-военная  служба;

-правоохранительная  служба.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

 

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

 

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и право порядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания или классные чины.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона государственная гражданская служба подразделяется на:

-федеральную государственную гражданскую службу;

-государственную  гражданскую службу субъекта  РФ.

В развитие этого Закона был принят  Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который сегодня действует на всей территории РФ.

 

 


Лекция 5 тезисы 2010 год.doc

— 83.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 2 тезисы 2010 год.doc

— 123.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Государству и праву"